Дело № 2-7750/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.09.2016 года г. Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,
при секретаре судебного заседания Авдеевой Е.Е.,
с участием представителя истца адвоката Слепченко Р.В. по ордеру,
представителя ответчика КУИ г. Таганрога Барсукова С.В. по доверенности,
представителя третьего лица Администрации г. Таганрога Талановой Т.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р к КУИ г. Таганрога о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Р в иске указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> 15-й <адрес> на основании договора купли-продажи с уступкой права аренды земельного участка общей площадью 731 кв.м., с кадастровым №. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей записью регистрации. <дата> истец обратился с заявлением в Комитет по управлению имуществом <адрес> о предоставлении ему в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий мне на праве собственности. В соответствии с ответом от <дата> ему было отказано в этом ввиду того, данный земельный участок входит в зону санитарной защиты источников водоснабжения 2-го пояса, ввиду чего, в соответствии с пп. 14 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ он не подлежит приватизации, поскольку ограничен в обороте. Истец считает, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует требованиям закона ввиду следующего. Зона санитарной защиты источников водоснабжения 2-го пояса установлена Правилами землепользования и застройки МО «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы г. Таганрога от 25.12.2012г. №506. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением. По мнению истца, в границах спорного земельного участка не имеется каких-либо водных объектов, либо иных источников централизованного водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в границах минимально допустимых расстояний, предусмотренных пунктом 2.4. вышеуказанных СанПиН. Вследствие изложенного, утвержденные Правила землепользования и застройки на момент их принятия должны были содержать актуальную информацию о количественных и качественных характеристиках принадлежащего мне на праве аренды земельного участка. Истец просит суд признать незаконным решение КУИ г. Таганрога от 19.05.2016 года №6043/4994 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязать КУИ г. Таганрога в месячный срок с момента вступления в силу решения суда направить Р проект договора купли-продажи земельного участка, общей площадью 731 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом, требования свои поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика КУИ г. Таганрога, представитель третьего лица Администрации г. Таганрога возражал удовлетворению искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, который приобщен к материалам дела. При этом, в судебном заседании пояснили, что заявитель не обладает правом на приобретение в исключительном порядке права собственности на указанный земельный участок, поскольку он входит в зону санитарной защиты источников водоснабжения 2-го пояса, ограничен в обороте, ввиду чего, в соответствии с пп. 14 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ не подлежит приватизации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, судья установил следующее.
Истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи с уступкой права аренды земельного участка общей площадью 731 кв.м., с кадастровым №. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей записью регистрации.
Порядок рассмотрения заявления о приобретении земельного участка в собственность установлен ст. 39.17 ЗК РФ, пунктом 5 которой установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
28.04.2016 года истец обратился с заявлением в Комитет по управлению имуществом г. Таганрога о предоставлении ему в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий мне на праве собственности.
В соответствии с ответом от 19.05.2016 года ему было отказано в этом ввиду того, данный земельный участок входит в зону санитарной защиты источников водоснабжения 2-го пояса, ввиду чего, в соответствии с пп. 14 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ он не подлежит приватизации, поскольку ограничен в обороте.
Судья оценивает данный отказ как на не соответствующий требованиям действующего законодательства ввиду следующего.
Зона санитарной защиты источников водоснабжения 2-го пояса установлена Правилами землепользования и застройки МО «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы г. Таганрога от 25.12.2012г. №506 (в редакции РГД от 06.11.2014 г. №18).
В соответствии с п.1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в публичной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».
При этом указанные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац третий пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно правообразующим положениям Постановления от 24 марта 2005 г. № 11, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В соответствии с пп.14 п.5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Подпунктами 3, 10, 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ к ограниченным в обороте отнесены земельные участки, в пределах которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, а также земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В Определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1197-О указано, что такие ограничения обусловлены необходимостью обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц. Названная норма учитывает особое значение земельных участков, в границах которых установлены зоны санитарной охраны водных объектов, непосредственно связанные с защитой здоровья населения, охраной окружающей среды.
Водный объект определен законодателем как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, а использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункты 4 и 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации; далее – Водный кодекс).
В соответствии с п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.4 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ "ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДОПРОВОДОВ ПИТЬЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ. САНПИН 2.1.4.1110-02" были введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., с 1 июня 2002 г.
Данным постановлением предусмотрено установление поясов зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с пунктом 1.5 указанных Правил ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
При этом, данными Правилами предусмотрено установление ЗСО как источников водоснабжения (п.2.3), так и ЗСО водопроводных сооружений (п.2.4), как то:
-запасные и регулирующие емкости, фильтры и контактные осветлители;
водонапорные башни, иные помещения (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и др.).
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения(горячее водоснабжение).
Как следует из материалов дела, на территории спорного земельного участка, отсутствуют какие-либо источники централизованного водоснабжения и водопроводные сооружения.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 5 Водного кодекса РФ раскрывается понятие «водных объектов»: которые подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты. При этом, к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм источником водоснабжения является непосредственно сам водный объект, а зона санитарной охраны устанавливается в отношении земельного участка, в границах которого расположен источник питьевого водоснабжения.
Однако, в границах спорного земельного участка, общей площадью 731 кв.м., с кадастровым №, не имеется каких-либо водных объектов, либо иных источников централизованного водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения в границах минимально допустимых расстояний, предусмотренных пунктом 2.4. вышеуказанных СанПиН. Вследствие изложенного, утвержденные Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) на момент их принятия должны были содержать актуальную информацию о количественных и качественных характеристиках принадлежащего мне на праве аренды земельного участка.
Отсутствие актуальной информации в ПЗЗ влечет, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, неприменение данного правового акта в рассматриваемой ситуации, поскольку распространение данными ПЗЗ зоны санитарной защиты источников водоснабжения на указанный земельный участок, не соответствует вышеуказанным требованиям Водного кодекса РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
Вследствие изложенного, доводы Комитета о наличии ограничений в обороте земельного участка не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Данная позиция подтверждается Постановлением ФАС СКО от <дата> по делу №А32-10702/2012.
Таким образом, решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 731 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы истца.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 27, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водным кодексом РФ, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Р к КУИ г. Таганрога о признании незаконным решения – удовлетворить.
Обязать КУИ г. Таганрога в месячный срок с момента вступления в силу решения суда направить Р проект договора купли-продажи земельного участка, общей площадью 731 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.09.2016 года.
Судья: Семеняченко А.В.