№а-801/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 24 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Кошелевой И.Л.
судей: Переверзиной Е.Б., Подгорной Е.П.
при секретаре-помощнике судьи: Коротких А.Г.
рассмотрев апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 мая 2020 года по административному делу №3а-274/2020 по иску ООО «Западно-Сибирский ВЦМ» к Управлению Росреестра по ХМАО-Югре, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительству Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
установила:
ООО «Западно-Сибирский ВЦМ» обратилось в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с административным иском к Управлению Росреестра по ХМАО-Югре, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительству Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 9 340 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого по состоянию на 3 октября 2017 года определена в размере 87 176 758 руб.
В соответствии с отчетом об оценке №1908-01-2020-Р/86 от 3 февраля 2020 года, составленного ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 3 октября 2017 года составляет 8 053 000 рублей.
Полагая, что результатами кадастровой оценки земельного участка нарушены его права и законные интересы как арендатора недвижимого имущества, поскольку размер арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, административный истец просит суд пересмотреть кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установив её в размере его рыночной стоимости.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 мая 2020 года административные исковые требования удовлетворены.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 9 340 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 3 октября 2017 года, равной 8 053 000 рублей.
Датой подачи заявления указал 26 февраля 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО просит отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В жалобе указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Результаты определения кадастровой стоимости отражены в акте определения кадастровой стоимости от 3 октября 2017 года и внесены в ЕГРН 3 октября 2017 года.
Привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» в качестве административного ответчика по делу является необоснованным, поскольку учреждение не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утверждающим результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При определении кадастровой стоимости земельного участка, переданного в аренду истцу, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала осуществило перемножение утвержденного органом государственной власти удельного показателя кадастровой стоимости на площадь объекта недвижимости.
Государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года №457, является Росреестр, а на территории Ханты-Мансийского автономного округа указанные полномочия осуществляет Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу.
При таких обстоятельствах ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу и в удовлетворении требований к нему должно быть отказано в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и заинтересованное лицо не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов гражданского дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 9 340 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на 3 октября 2017 года определена в размере 87 176 758 руб.
В соответствии с отчетом об оценке №1908-01-2020-Р/86 от 3 февраля 2020 года, составленного ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 3 октября 2017 года составляет 8 053 000 рублей.
Полагая, что результатами кадастровой оценки земельного участка нарушены его права и законные интересы как арендатора недвижимого имущества, административный истец просит суд пересмотреть кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установив её в размере его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательства размера рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчёт об оценке №1908-01-2020-Р/86 от 3 февраля 2020 года, выполненный ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 3 октября 2017 года, составляет 8 053 000 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В соответствии с пунктами 20,23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Разрешая дело, суд первой инстанции установил, что отчет об оценке№1908-01-2020-Р/86 от 3 февраля 2020 года, составленный ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта», выполнен надлежащим субъектом оценочной деятельности и может расцениваться как допустимое доказательство.
Указанный отчет отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, а также федеральным стандартам оценки.
Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. В отчете приведена информация по ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, приведены пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость изложенных в отчете выводов и результатов.
Учитывая, что предоставленный административным истцом отчет об оценке соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», требованиям к составлению и содержанию такого отчета, в частности, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, а также принимая во внимание, что представители административных ответчиков отчёт об оценке не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объектов недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении ее в размере ее рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика.
В указанной части постановление суда первой инстанции не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО сводятся к безосновательности привлечения учреждения в качестве административного соответчика по делу в связи с отсутствием у него полномочий по утверждению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пунктам 1, 4 «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, названный орган осуществляет государственную кадастровую оценку недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ «ФКП Росреестра».
Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 г. № П/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 1 марта 2012 г. федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Указанный документ действовал до 19 июня 2015 года.
С 20 июня 2015 г. действует Приказ Росреестра от 12 мая 2015 г. № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», пунктом первым которого федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, находящегося во владении административного истца на праве аренды, была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала, который реализуя возложенные на него полномочия по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с их образованием или созданием, внесением в ЕГРН информации о ранее учтенных объектах недвижимости, составил Акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 3 октября 2017 года.
Позиция суда согласуется с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которым по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи: