Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2018 г. по делу № 2-3665/2018
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при секретаре Гринько И.Ю.,
с участием:
истца Хитрова Е.В.,
представителя истца Сердюковой О.В.,
представитель ответчика министерства образования <адрес обезличен> Дусарь О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> гражданское дело по иску Хитрова Е. В. к министерству образования и молодежной политики <адрес обезличен> об оспаривании отказа во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> и возложении обязанности включить в сводный список, министерству имущественных отношений <адрес обезличен> об обязании предоставить жилое помещение, в соответствии с действующим законодательством,
установил:
Хитров Е.В. обратился в суд с иском, впоследствии уточнив его, к министерству образования и молодежной политики <адрес обезличен> об оспаривании отказа во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> и возложении обязанности включить в сводный список, министерству имущественных отношений <адрес обезличен> об обязании предоставить жилое помещение, в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование иска указано, что Хитров Е.В. родился <дата обезличена> г.р., мать истца - Хитрова Л.Г., отец - Хитров В.Н., что подтверждается свидетельством о рождении I-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена>. <дата обезличена> Хитров В.Н. скончался, что подтверждается свидетельством о сверти I-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена>. <дата обезличена> Хитрова Л.Г. скончалась, что подтверждается свидетельством о смерти I-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена>. На основании Постановления главы <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> истец направлен в государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, за ним сохранено жильё, расположенное по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии со справкой <номер обезличен> от <дата обезличена> истец с <дата обезличена> по <дата обезличена> являлся воспитанником ГКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) <номер обезличен>» <адрес обезличен> и находился на полном государственном обеспечении. <дата обезличена> истец получил начальное профессиональное образование – диплом <номер обезличен> рег. <номер обезличен>. <дата обезличена> между истцом и Метлашевской Е.В. заключен брак. В настоящее время истцу принадлежит на праве собственности: 1/3 доли в праве на жилой дом, площадью 52,3 кв.м, инвентарный <номер обезличен>, литер А, этажность 1, кадастровый <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> (свидетельства <номер обезличен> от <дата обезличена>, <номер обезличен> от <дата обезличена>), 1/3 доли в праве на земельный участок из земель населённых пунктов - для индивидуального жилищного строительства площадью <номер обезличен>.м, кадастровый <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> (свидетельства <номер обезличен> от <дата обезличена>, <номер обезличен> от <дата обезличена>). В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения установленным требованиям <номер обезличен> от <дата обезличена> степень износа вышеназванного дома составляет 91,6% что соответствует оценки «ветхое», состояние несущих конструкций – аварийное, а не несущих – весьма ветхое. В соответствии с гл. 2 Рабочей документации <номер обезличен> от 18.07.2017данный дом предположительно возведён в 1930 году, отсутствует горизонтальная гидроизоляция, разрушено тело фундамента, отопительные приборы отсутствуют, имеет место деформация каменных конструкций газовой печи, системы канализации находятся в аварийном состоянии, также как и стены, и несущие конструкции. Распоряжением администрации <адрес обезличен> <номер обезличен>-р от <дата обезличена> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> признан непригодным для проживания. Следовательно, жилое помещение, закрепленное за истцом, из-за отсутствия контроля со стороны органов местного самоуправления и законных представителей за его сохранностью и надлежащим содержанием в настоящее время находится в таком состоянии, что проживание в нем является невозможным. <дата обезличена> истец обратился в министерство образования и молодёжной политики <адрес обезличен> (далее - министерство) с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. Обратиться ранее не представлялось возможным, так как в силу своей юридической неграмотности, он не знал о положенных ему льготах. Письмом от <дата обезличена> исх. <номер обезличен>-пд министерство сообщило, что истец достиг возраста 23 лет, в связи с чем, законных оснований для включения его в список не имеется. Также министерством отмечено, что включение в список в данной ситуации возможно только лишь в судебном порядке. Каких-либо иных оснований для отказа министерство не указало. Восстановление срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений, необходимо для реализации права истца, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищной фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Считает данный отказ необоснованным и нарушающим его права, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом.
В судебном заседании истец Хитров Е.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель истца Сердюкова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика министерства образования <адрес обезличен> Дусарь О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и указала, что после достижения 23-летнего возраста исключается обеспечение жильем.
Представитель ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края в судебное заседание не явился.
Суд в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Судом установлено, что истец родился <дата обезличена> г.р., его родителями являются мать - Хитрова Л.Г., отец - Хитров В.Н., что подтверждается свидетельством о рождении I-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена>.
<дата обезличена> Хитров В.Н. скончался, что подтверждается свидетельством о сверти I-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена>.
<дата обезличена> Хитрова Л.Г. скончалась, что подтверждается свидетельством о смерти I-ДН <номер обезличен> от <дата обезличена>.
На основании Постановления главы <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> истец направлен в государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, за ним сохранено жильё, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.
В соответствии со справкой <номер обезличен> от <дата обезличена> истец с <дата обезличена> по <дата обезличена> являлся воспитанником ГКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) <номер обезличен>» <адрес обезличен> и находился на полном государственном обеспечении.
<дата обезличена> истец получил начальное профессиональное образование – диплом <номер обезличен> рег. <номер обезличен>.
В настоящее время истцу принадлежит на праве собственности:1/3 доли в праве на жилой дом, площадью 52,3 кв.м, инвентарный номер <номер обезличен>, литер А, этажность 1, кадастровый номер <номер обезличен>, расположенный по адресу: г. <адрес обезличен> (свидетельства <номер обезличен> от <дата обезличена>, <номер обезличен> от <дата обезличена>); 1/3 доли в праве на земельный участок из земель населённых пунктов - для индивидуального жилищного строительства площадью <номер обезличен> кв.м, кадастровый <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен> (свидетельства <номер обезличен> от <дата обезличена>, <номер обезличен> от <дата обезличена>).
В соответствии с заключением об оценке соответствия помещения установленным требованиям № 3 от 18.08.2017 степень износа вышеназванного дома составляет 91,6% что соответствует оценки «ветхое», состояние несущих конструкций – аварийное, а не несущих – весьма ветхое.
В соответствии с гл. 2 Рабочей документации <номер обезличен> от 18.07.2017данный дом предположительно возведён в 1930 году, отсутствует горизонтальная гидроизоляция, разрушено тело фундамента, отопительные приборы отсутствуют, имеет место деформация каменных конструкций газовой печи, системы канализации находятся в аварийном состоянии, также как и стены, и несущие конструкции.
Распоряжением администрации <адрес обезличен> <номер обезличен>-р от <дата обезличена> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> признан непригодным для проживания.
Следовательно, жилое помещение, закрепленное за истцом, из-за отсутствия контроля со стороны органов местного самоуправления и законных представителей за его сохранностью и надлежащим содержанием в настоящее время находится в таком состоянии, что проживание в нем является невозможным.
16.10.2017 истец обратился в министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края (далее - министерство) с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. Обратиться ранее не представлялось возможным, так как в силу своей юридической неграмотности, он не знал о положенных ему льготах.
Письмом от 31.01.2018 исх. № 62-пд министерство сообщило, что Истец достиг возраста 23 лет, в связи с чем, законных оснований для включения его в список не имеется. Также министерством отмечено, что включение в список в данной ситуации возможно только лишь в судебном порядке.
Каких-либо иных оснований для отказа Министерство не указало.
Формально отказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края во включении Хитрова Е.В. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем, суд находит законным, однако считает, что истец подлежит включению в такой список ввиду следующего.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Часть 9 ст. 8 указанного закона предусматривает, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В таком случае суд должен выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).
Ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы является уважительной причиной несвоевременной постановки на учет.
В спорном правоотношении суд приходит к выводу именно о ненадлежащем выполнении своей обязанности опекуном Хиьтрова Е.В. Подтверждением этому суд считает неразъяснение Хитрову Е.В. его прав, отсутствие актов проверки сохранности его недвижимого имущества. При названных обстоятельствах, суд считает, что жилое помещение, принадлежащее Истцу, из-за отсутствия должного контроля со стороны органов местного самоуправления и законных представителей за его сохранностью и надлежащим содержанием в настоящее время находится в таком состоянии, что проживание в нём является невозможным.
При таких обстоятельствах Хитров Е.В. является нуждающимся в жилых помещениях, как относящийся к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и, следовательно, подлежит включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь статьями 67, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое требование Хитрова Е. В. - удовлетворить полностью.
Восстановить Хитрову Е. В. срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Возложить на министерство образования и молодежной политики Ставропольского края обязанность по включению Хитрова Е. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Возложить на министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность по предоставлению Хитрову Е. В. жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.Н. Никитенко