Решение по делу № 33-1148/2022 от 10.01.2022

Судья – Рязанцева Л.В.

Дело № 33-1148/2022, 2-1457/2021

(59RS0028-01-2021-002136-27)

Апелляционное определение

г. Пермь 31 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Ивановой Е.В.,

судей Бабиновой Н.А., Мухтаровой И.А.,

при секретаре судебного заседания Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 16 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное предприятие муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» в течение полутора лет со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению из скважины № 4725 д. Заимка по показателю – жесткость в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл. 3.3. раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- обеспечить кратность отбора проб питьевой воды в рамках производственного контроля по микробиологическим показателям из скважины д.Заимка (скв. № 4725), из распределительной сети д.Заимки в соответствии с требованиями п. 77, табл. 1, табл. 3 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий»;

- обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины № 4725 д. Заимка охраной, дорожки к сооружениям оборудовать в твердом исполнении в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.

Взыскать с муниципального казенного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела (далее – Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к муниципальному казенному предприятию муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» (далее – МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал») о прекращении нарушений санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей и возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на предоставление гражданам коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление инфраструктурой администрации Лысьвенского городского округа.

В обоснование иска указано, что согласно постановлению администрации г. Лысьвы Пермского края № 108 от 30.01.2020 «О прекращении концессионного соглашения от 25.04.2016 № 3 в отношении объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Лысьвенский городской округ» в МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» приняты на баланс на праве оперативного управления объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Лысьвенский городской округ» Пермского края, в том числе, артезианская скважина № 4725, расположенная д. Заимка Лысьвенского района Пермского края. Вода используется населением и организациями г.Лысьвы и Лысьвенского района в питьевых и хозяйственно-бытовых целях. В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» 25.05.2021, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю № 752 от 14.04.2021, распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю № 752/1 от 27.04.2021, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации при эксплуатации скважины № 4725, а именно:

- на территории первого пояса ЗСО дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, территория первого пояса не обеспечена охраной, что не соответствует требованиям п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.;

- не разработан и не согласован в установленном порядке проект организации ЗСО источников питьевого водоснабжения, что является нарушением требований п. 1.11., п. 1.13. СанПин 2.1.4.1110-02;

- использование водозаборных подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допущено при отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением п. 3 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды систем водоснабжения на микробиологические, санитарно-химические и радиологические показатели, что является нарушением п. 77 СанПиН 2.1.3684-21, п. 2 ст. 25 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- проба питьевой воды отобранная 26.02.2021 и 02.04.2021 не соответствует гигиеническим нормативам по показателю – жесткость, что является нарушением п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В настоящее время МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» продолжает осуществлять деятельность с нарушением требований санитарного законодательства, что может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды. Истец, с учетом уточненных исковых требований, просит возложить на МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» обязанность прекратить нарушения санитарного законодательства и Закона о защите прав потребителей и выполнить мероприятия, направленные на предоставление гражданам коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества, а именно: в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению из скважины № 4725 д. Заимка по показателю – жесткость в соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл. 3.3. раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

- обеспечить кратность отбора проб питьевой воды в рамках производственного контроля по микробиологическим показателям из скважины д.Заимка (скв. № 4725), из распределительной сети д.Заимки в соответствии с требованиями п. 77, табл. 1, табл. 3 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий»,

- обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины № 4725 д. Заимка охраной, дорожки к сооружениям оборудовать в твердом исполнении в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Д1. в судебном заседании настаивал на уточненных исковых требованиях.

Представитель ответчика Д2. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, полагала, что устранить выявленные нарушения должна администрация г.Лысьвы.

Представитель Управления инфраструктурой администрации Лысьвенского городского округа П. в судебном заседании согласилась с уточненными исковыми требованиями.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе МКП МО "Лысьвенский городской округ" "Лысьвенский городской водоканал".

В своей жалобе ответчик указывает то, что владеет скважиной №4725 д. Заимка на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование «Лысьвенский городской округ». Имущество передано заявителю 31 января 2020 года, деятельность по водоснабжению и водоотведению предприятие осуществляет с 01 марта 2020 года.

До этого момента имущество на разных законных основаниях передавалось различным юридическим лицам, право, собственности за муниципалитетом не прекращалось. Однако собственник не несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» считает, что судом при вынесении обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права, не учтено, что именно собственник должен нести расходы по содержанию имущества. Возложение не предприятие обязанностей, указанных в обжалуемом судебном акте, приведет к дополнительным необоснованным расходам со стороны предприятия. На основании изложенного просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю указывает на необоснованность апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.

Администрация Лысьвенского городского округа в письменных возражениях просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебную коллегию поступило ходатайство представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю о рассмотрении в отсутствие, просил в удовлетворении жалобы отказать.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела следует, а судом установлено, что в соответствии с Уставом, основными видами деятельности МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал», в том числе, является деятельность: по забору, очистке и распределению воды; сбору и обработке сточных вод; строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; производству земляных работ; аренде и управлению собственными или арендованным нежилым недвижимым имуществом; деятельность автомобильного грузового транспорта (л.д.39-44).

Решением Думы Лысьвенского городского округа Пермского края от 30.07.2020 утверждено Положение об управлении инфраструктурой администрации Лысьвенского городского округа, согласно которому основной из задач Управления, в том числе, является организация в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 2.2).

Согласно распоряжению заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 14.04.2021 № 752 (л.д. 12-13) и распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 27.04.2021 № 752/1 «О внесении изменений в распоряжение № 752 от 14.04.2021» в отношении МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» (л.д. 14) проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в ходе которой выявлены нарушения норм санитарного законодательства, а именно: на момент проведения санитарно-эпидемиологического обследования 25.05.2021 скважины № 4725, расположенной в д. Заимка Лысьвенского района Пермского края установлены нарушения требований п. 3.2.1.1., п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»; п.п. 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; табл. 3.3 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (л.д.14-31).

Постановлением по делу об административном правонарушении № 1669 от 15.06.2021 МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» привлечено к административной ответственности за нарушение вышеуказанных норм и правил по ст. 6.5 КоАП РФ (л.д. 32-38).

Как установлено в ходе судебного заседания, на момент рассмотрения настоящего дела ответчиком вышеуказанные нарушения требований санитарного законодательства не устранены в полном объеме, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Осуществление деятельности МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» с нарушением требований санитарного законодательства может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, в связи с чем, нанести существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Суд, исходя из изложенного выше, заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворил.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела и подтвержден исследованными доказательствами.

В апелляционной жалобе ответчик не оспаривает наличие нарушений, выявленных при проверке, полагает, что обязанность по их устранению должна быть возложена на собственника имущества – муниципальное образование «Лысьвенский городской округ».

Указанные доводы подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3-6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК РФ собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Согласно Уставу МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» собственником имущества предприятия является муниципальное образование «Лысьвенский городской округ», которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» при недостаточности его имущества (п.1.7 Устава).

Целями и предметом деятельности МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» являются, в том числе, обеспечение бесперебойной работы системы водоснабжения и водоотведения для нужд населения и организации города (п.1.8 Устава).

Следовательно, субсидиарным ответчиком по обязательствам МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» является Муниципальное образование «Лысьвенский городской округ», исходя из положений п. 6 ст. 113 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный п. 1 ст. 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.

Поскольку ответственность по обязательствам Предприятия собственник имущества – муниципальное образование «Лысьвенский городской округ» несет в субсидиарном порядке, то возлагать на него обязанность по устранению нарушений санитарно-гигиенического законодательства возможно только после установления факта недостаточности денежных средств (имущества) у Предприятия. В данном случае относимые и допустимые доказательства недостаточности денежных средств и имущества у ответчика для устранения выявленных нарушений суду не представлены.

При этом правовой статус МКП МО ЛГО «Лысьвенский городской водоканал» не освобождает его от предусмотренной действующим законодательством обязанности выполнять требования, предусмотренные санитарно-гигиеническим законодательством, нарушение которых может повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также на безопасность для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, в связи с чем нанести существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 16 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия муниципального образования «Лысьвенский городской округ» «Лысьвенский городской водоканал» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1148/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела
Ответчики
МКП МО "Лысьвенский городской округ" "Лысьвенский городской водоканал"
Другие
Управление инфраструктурой администрации Лысьвенского городского округа
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Иванова Елена Витальевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
10.01.2022Передача дела судье
31.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2022Передано в экспедицию
31.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее