Дело № 2-6296/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 июля 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Монгуш А.-С.Ч., с участием представителя ответчика Кужугета М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МЧС к Министерству земельных и имущественных отношений <данные изъяты> об обязании принять решение о предоставлении на условиях аренды земельного участка и подготовить проект договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
МЧС в лице представителя по доверенности АЮВ обратился в суд к Министерству земельных и имущественных отношений <данные изъяты> с иском об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указав, что в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ МЧС Департаментом по земельным и имущественным отношениям Мэрии <адрес> (далее - Департамент) в лице НСХ была утверждена схема на кадастровом плане территории (кпт) по утверждению границ и местоположения земельного участка, общей площадью 703 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в целях использования под индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок после землеустроительных работ был поставлен заявителем на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, и участку был присвоен кадастровый номер №. В связи с тем, что начался летний сезон, благоприятный для строительства, МЧС начала возведение жилого дома в соответствии с целевым назначением участка. После постановки на кадастровый учет МЧС обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений <данные изъяты> с заявлением вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей участка в аренду, в соответствии со ст.30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ). На данное заявление Министерство вместо того, чтобы удовлетворить заявление, сделало акцент на то, что на участке началось строительство жилого дома, и в ответе рекомендовало обратиться в суд с иском о признании права собственности на дом. В дальнейшем при всех попытках оформить надлежаще земельный участок МЧС получала непонятное ей сопротивление со стороны Департамента, которое не давало ей никаких вразумительных ответов ни в письменной, ни в устной форме, и Министерства, хотя на период возникших правоотношений в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ договор аренды с МЧС на земельный участок подлежал заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду земельного участка должен был проводиться аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. На повторное заявление МЧС от ДД.ММ.ГГГГ за рег. вх. № Министерство дало ответ с рекомендацией обращения в суд о признании права собственности на самовольную постройку. В случае принятия судом решения о признании права собственности или здание Министерство рассмотрит вопрос о закреплении данного земельного участка. МЧС вновь обратилась в Министерство с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ за рег. вх. № о предоставлении указанного участка на условиях аренды в соответствии со ст.30.1 Земельного кодекса РФ, действующего на момент возникновения правоотношений между органами власти и МЧС. На данное заявление был дан ответ-отписка Министерства, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на участке имеется ранее построенный дом, в связи с чем земельный участок может быть приобретен в собственность только собственником здания. МЧС обратилась в Министерство с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ за рег. вх. № с просьбой о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. МЧС была направлена в Министерство и в Мэрию <адрес> претензия от ДД.ММ.ГГГГ за pег.вx. № по поводу отсутствия до настоящего времени заключенного Договора аренды на вышеуказанный земельный участок с МЧС Истица просила предоставить договор аренды на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 703 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес> МЧС просила предоставить ответ на настоящую претензию в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", т.е. через 30 дней, не более. Однако ответа на данное обращение до настоящего времени не получено. Договор аренды земельного участка с истицей уполномоченными органами власти заключен не был, однако застройка данного участка велась МЧС еще с 2013 года, она до настоящего времени продолжает пользоваться этим объектом недвижимости при отсутствии возражений со стороны Министерства. Министерством постановка на кадастровый учет земельного участка не оспаривалось в судебном порядке, схема расположения участка и его границ на кадастровом плане территории не признавалась незаконной. Правопритязания третьих лиц на данный земельный участок в Управлении Росреестра по <адрес> не зарегистрированы, требований к МЧС об истребовании земельного участка, ограничении пользования ею или сносе строения ранее никем не предъявлялось до подачи настоящего иска. Само согласование схемы расположения участка и его границ на кадастровом плане территории является безусловным основанием для заключения Министерства с МЧС договора аренды данного земельного участка; получение какого-либо дополнительного решения о предоставлении спорного участка в аренду положениями ЗК РФ не предусмотрено. Считает, что не может нести личную ответственность за правильную или неправильную процедуру оформления документов Департаментом или Министерством, т.к. она не наделена полномочиями распоряжаться землями в черте <адрес>. При таких обстоятельствах, Министерство в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ должно было в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета спорного участка заключить с МЧС договор аренды, но не сделало этого, в то время как МЧС со своей стороны от спорного земельною участка не отказалась, осуществляла его освоение по его целевому использованию под индивидуальное жилищное строительство, несла расходы на строительство и, как полагается, обратилась к Министерству с заявлением вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ей участка в аренду. В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В силу ч.4 ст. 445 ГК РФ, в случае если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этой связи МЧС считает, что ее требования подлежат безусловному удовлетворению. Считает, что на Министерство должна быть возложена обязанность заключить с нею договор аренды земельного участка с кадастровым номером №. Министерство ввело ее в вынужденные расходы на общую сумму <данные изъяты> рублей. Просит суд возложить на Министерство земельных и имущественных отношений <данные изъяты> обязанности принять решение о предоставлении на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 703 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Спутник, <адрес>, в целях использования под индивидуальное жилищное строительство МЧС, а также осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 703 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и направить его МЧС взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений <данные изъяты> в пользу МЧС судебные расходы в общей сумме <данные изъяты> рублей: за оплату государственной пошлины при подаче заявления в суд <данные изъяты> рублей, за оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, за оформление доверенности в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец МЧС не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителей.
Представитель истца по доверенности АЮВ не явилась, извещена надлежащим образом, просила об отложении судебного разбирательства, в связи с тем, что истица МЧС не может присутствовать на заседании в связи с нахождением за пределами Республики Тыва (отдых по путевке на курорте «Красноярское загорье»).
Согласно ч.1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
На основании ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно ч. 6 ст.167 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 ГПК РФ отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи.
Изучив ходатайство представителя истца, суд признает причину неявки истца МЧС неуважительной, поскольку, будучи извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, она выехала на отдых в курорт, то есть ее отсутствие не было вызвано обстоятельствами, исключающими ее участие в судебном заседании помимо ее воли. По этим же основаниям суд считает не подлежащим удовлетворению ходатайство представителя истца об отложении судебного разбирательства, кроме того, суд учел, что надлежащих доказательств в обоснование ходатайства не представлено.
Таким образом, суд рассматривает дело в отсутствие истца и его представителя.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по доверенности КМТ в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что на земельном участке в нарушение порядка предоставления в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства без разрешительных и правоустанавливающих документов истцом возведен жилой дом.
Представители третьих лиц Мэрии <адрес>, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес>» в суд не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пп.3 п.1 ст.39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
В соответствии с ч.1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании п.1 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст.39.18 ЗК РФ в извещении указываются: информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Пунктом 5 ст.39.18 ЗК РФ установлено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Конституционного закона Республики «О земле» земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции: гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва» столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 года № 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва», осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В новой действующей редакции Земельного кодекса РФ исключены из данного кодекса статьи 28-34, ранее регулировавшие институт приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определявшие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков; порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; выбор земельных участков для строительства; процедуру принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Оспариваемые правоотношения по настоящему делу возникли до ДД.ММ.ГГГГ, на чем настаивает истец, в связи с чем к ним подлежат применению нормы Земельного кодекса РФ, действовавшего до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 28 ЗК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Как следует из положений пп. 3 п. 3 статьи 30.1 ЗК РФ в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Таким образом, как действующим земельным законодательством, так и земельным законодательством, действовавшим на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, установлены определенные процедуры и последовательность совершаемых действий при решении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для жилищного строительства гражданам.
Как установлено судом, начальником Департамента по земельным и имущественным отношениям Мэрии <адрес> НСХ. ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка, общей площадью 703 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в целях использования под индивидуальное жилищное строительство, подготовленная истицей МЧС.
Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что отсутствуют сведения о правах на земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 703+/-33 кв.м., местоположение: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ Сведения о земельном участке носят временный характер.
Из искового заявления следует, что после постановки на кадастровый учет спорного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ, с началом летнего сезона, благоприятный для строительства, МЧС начала возведение на данном земельном участке жилого дома в соответствии с целевым назначением участка.
После этого, ДД.ММ.ГГГГ истица МЧС обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений <данные изъяты> с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства жилья, расположенного по адресу: <адрес> К заявлению приложены: копия кадастрового паспорта земельного участка, схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка, межевой план.
Согласно ответа Министерства земельных и имущественных отношений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление МЧС. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство предлагает ей обратиться в суд с иском о признании права собственности на жилой дом. В случае принятия судом решения о признании права собственности на жилой дом Министерство рассмотрит вопрос о закреплении испрашиваемого ею земельного участка.
Согласно ответа Министерства земельных и имущественных отношений <данные изъяты> от 2014 года на заявление МЧС вх. № от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении документов на земельный участок, в случае если она построила на данном земельном участке самовольную постройку, ей предложено обратиться в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку. В случае принятия судом решения о признании права собственности на здание Министерство рассмотрит вопрос о закреплении данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ МЧС обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений <данные изъяты> с заявлением вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении земельного участка в аренду для строительства жилья, расположенного по адресу: <адрес> К заявлению приложены: копия межевого плана, копия кадастрового паспорта, копия выписки о земельном участке, копия схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка.
Согласно ответа Министерства земельных и имущественных отношений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление МЧС от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, Министерство отказало на основании п.4 ч.1 ст.39.16 ЗК РФ, так как исходя из представленных ею сведений следует, что на земельном участке имеется ранее построенный жилой дом. Согласно подпункту 6 п.2 ст.39.3, ст.39.20 ЗК РФ земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, могут быть приобретены в собственность без проведения торгов гражданами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений <данные изъяты> на основании ст. 39.15 Земельного кодекса РФ с заявлением вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка размером 703 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> образование, которого предусмотрено письмом Министерства земельных и имущественных отношений на вх. № от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории Мэрией <данные изъяты>. Также сообщает, что данный земельный участок сформирован и поставлен па кадастровый учет, и ею на данном земельном участке построен дом. Прилагает копии: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; письма Министерства земельных и имущественных отношений на вх. № от ДД.ММ.ГГГГ; кадастрового паспорта земельного участка; кадастровой выписки о земельном участке.
Таким образом, судом установлено, что истица МЧС в порядке, предусмотренном земельным законодательством, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, не обращалась к ответчику, как единственному уполномоченному на предоставление земельных участков в аренду на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» государственному органу, с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов до момента возведения на испрашиваемом земельном участке строений. Кроме того, в нарушение порядка предоставления земельного участка в аренду для жилищного строительства гражданам, информационное сообщение о поступлении заявления МЧС на земельный участок, в связи с этим не опубликовывалось. Оснований для предоставления в аренду земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства, также не имеется.
Следовательно, МЧС не имея никаких правовых оснований, которым не является утверждение начальником Департамента по земельным и имущественным отношениям Мэрии <адрес> НСХ. ДД.ММ.ГГГГ схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, поскольку данное обстоятельство не является основанием для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов, не имея соответствующих разрешительных и правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок возвела на нем строения, в том числе жилой дом.
В соответствии с п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, при этом для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков, и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Из п.2 ст.3 Федерального закона №169-ФЗ от 17 ноября 1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Согласно статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей.
В силу вышеизложенных норм, возведение лицом на земельном участке, не принадлежащем ему на каком-либо праве, строений влечет наступление правовых последствий в виде привлечения к определенному виду ответственности, но, прежде всего, влечет последствие в виде отказа в предоставлении земельного участка в аренду или собственность.
На основании изложенного, изучив материалы дела и проанализировав нормы земельного и гражданского законодательства,суд приходит к выводу, что ответчик правомерно отказал истцу в предоставлениив аренду земельного участка, так как на нем имеется строение (строения), обладающие признаками самовольной постройки.
При таких обстоятельствах суд считает, что ответчиком Министерством земельных и имущественных отношений <данные изъяты> не нарушены права истца, в связи с чем исковые требования истца об обязании Министерства земельных и имущественных отношений <данные изъяты> принять решение о предоставлении на условиях аренды земельного участка и подготовить проект договора аренды земельного участка, а также требование о взыскании судебных расходов не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления МЧС к Министерству земельных и имущественных отношений <данные изъяты> об обязании принять решение о предоставлении на условиях аренды земельного участка и подготовить проект договора аренды земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.И. Успун