Решение по делу № 2а-1264/2021 от 12.05.2021

Дело № 2а-1264/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2021 года Озёрский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Никитиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области к Чистяковой ОВ о взыскании земельного налога и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области (далее - МИФНС России №3 по Челябинской области, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Чистяковой О.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014-2016 г.г. в сумме 1282 рубля, пени в сумме 22,99 рублей. В обоснование требований указано, что определением мирового судьи судебного участка № 4 г. Озерска Челябинской области от 05.10.2020 года отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Чистяковой О.А. задолженности по земельному налогу и пени. Задолженность по налогу и пени за указанный период не погашена. Чистякова О.В. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу : г. Озерск СНТ Весна, участок . В связи с тем, что в установленные законом сроки административным ответчиком земельный налог уплачен не был, на сумму недоимки начислены пени. Налоговым органом в отношении Чистяковой О.В. выставлены требования об уплате земельного налога за 2014- 2016 г.г.. Поскольку ответчик требование налогового органа не исполнил в полном объеме, МИФНС России № 3 по Челябинской области просит взыскать с Чистяковой О.В. указанные суммы.

Представитель административного истца МИФНС №3 по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении настаивали на удовлетворении заявленных требований, просили рассмотреть дело без его участия ( л.д.27).

Административный ответчик Чистякова О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом ( л.д.26)

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата. Основанием для признания лица налогоплательщиком земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. зарегистрированное в установленном порядке право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянно (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 389Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ).

Уплата земельного налога физическими лицами производится в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 397 Налогового кодекса).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

Налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по уплате земельного налога признается календарный год.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 397Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Решением собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 28 марта 2012 года № 48 «О земельном налоге на территории Озерского городского округа», установлены дифференцированные ставки.

Чистякова О.В. с 03.11.2009 г. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу : Челябинская область г.Озерск СНТ ВЕСНА, участок ( л.д.15)

Как следует из налоговых уведомлений за 2014 и 2015 г.г. ( л.д.10,12), сумма исчисленного и подлежащего уплате ответчиком земельного составляет 415 рублей из расчета:

-кадастровая стоимость 138 273 руб., период владения 12 месяцев: 138 273 (налоговая база) * 0,30 % (налоговая ставка) * 1 = 415 рублей.

Поскольку налог, указанный в налоговом уведомлении № 275873 от 25.04.2015 (л.д.10), в установленный срок (до 01.10.2015 г.) не был уплачен, в адрес административного ответчика направлено требование № 222148 от 29.10.2015 г. об уплате недоимки в сумме 1244,82 рублей и пени в сумме 128,13 рублей ( л.д.13), которое направлено административному ответчику.

Также не оплачена задолженность по уплате земельного налога за 2015,2016 г. в сумме 415 руб. и 452 рубля соответственно ( л.д. 11,13).

На момент подачи искового заявления недоимка и пени по земельному налогу за 2014-2016 г.г. административным ответчиком не оплачена, задолженность составила по земельному налогу в сумме 1282 рубля и по пени по земельному налогу в сумме 22,99 рубля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1).

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).

Согласно абз. 2 п.2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3).

Таким образом, учитывая срок выставления и исполнения указанного выше требования от 29.10.2015 года – до 01 февраля 2016 года, инспекция вправе была обратиться в суд в срок не позднее 01 августа 2019 года.

Из материалов дела следует, что 05 октября 2020 года мировым судьей судебного участка № 4 г. Озерска вынесено определение о возврате Межрайонной ИФНС России № 3 по Челябинской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Чистяковой О.В. недоимки по налогу и пени. (л.д. 8). При этом, из вышеуказанного определения следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась к мировому судье 02.10.2020г., т.е. с пропуском срока.

Налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении данного срока, однако не указаны уважительные причины его пропуска, документов подтверждающих, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, суду не представлено.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание задолженности.

Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления в суд органу, являющемуся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, отказывает в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 291-293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Челябинской области к Чистяковой ОВ о взыскании задолженности по земельному налогу - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения в административную коллегию Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Озёрский городской суд Челябинской области.

Председательствующий К.В. Бабина

<>

<>

<>

<>

<>

<>

2а-1264/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 3 по Челябинской области
Ответчики
Чистякова Ольга Владимировна
Суд
Озерский городской суд Челябинской области
Судья
Бабина К.В.
Дело на странице суда
ozersk.chel.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация административного искового заявления
14.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2021Дело оформлено
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее