Дело № 33-2406 Судья Бездетнова А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2022 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Старцевой Т.Г., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Жуковой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-626/2022 по апелляционной жалобе ОПФР по Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 18 марта 2022 года по иску Королевой Е.Г. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Королева Е.Г. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области (далее – ОПФР по Тульской области) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по указанным основаниям ей было отказано ввиду недостаточности специального стажа требуемой продолжительности. При этом в подсчет ее специального стажа не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, так как периоды работы документально не подтверждены, а также с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> отменен институт досрочных пенсий медицинским работникам.
Не согласившись с вышеуказанным решением пенсионного органа, Королева Е.Г. обратилась в суд с иском, в котором просила суд обязать ответчика включить указанные периоды в подсчет ее специального стажа и назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Королева Е.Г. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОПФР по Тульской области по доверенности Рогова А.В. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на правомерность выводов об отсутствии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 18.03.2022 исковые требования Королевой Е.Г. удовлетворены частично. На ОПФР по Тульской области возложена обязанность зачесть в специальный стаж Королевой Е.Г.:
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес> <адрес> – льготным исчислением как <данные изъяты> за <данные изъяты> работы,
- периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес> <адрес> – в календарном исчислении.
За Королевой Е.Г. признано право на назначение страховой пенсии и на ОПФР по Тульской области возложена обязанность назначить истцу страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как заявлялось в иске. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ОПФР по Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу Королева Е.Г. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения представителя истца Королевой Е.Г. по ордеру Мазаевой А.М., судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Королева Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», однако получила отказ в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
В зачет страхового стажа ОПФР по Тульской области приняты следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> в центре экстренной медицины <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в ГУЗ ТДОКБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> в ФГАУ НМИЦ здоровья детей, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не приняты к зачету в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, так как периоды работы документально не подтверждены, а также с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> отменен институт досрочных пенсий медицинским работникам.
Страховой стаж истца, принятый к зачету, составил <данные изъяты>.
Не согласившись с отказом пенсионного органа, Королева Е.Г. обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что спорные периоды подлежат зачету в страховой стаж.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что спорные периоды работы нашли свое подтверждение представленными в материалы дела доказательствами, при этом их включение в специальный стаж соответствует Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения», частично удовлетворил заявленные Королевой Е.Г. исковые требования, определив дату, с которой у истца возникло право на пенсию – ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, постановленным с учетом анализа совокупности представленных по делу доказательств, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, при правильном установлении фактических обстоятельств дела и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста <данные изъяты> лет, и женщины, достигшие возраста <данные изъяты> лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее <данные изъяты> лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее <данные изъяты> лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При изложенных обстоятельствах, при проверке законности решения пенсионного органа об отказе во включении периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, являются обстоятельствами, имеющими значение для дела, а именно: наличие стажа работы Королевой Е.Г. в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в связи с этим оснований для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как следует из трудовой книжки истца и справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ Королева Е.Г. была принята <данные изъяты> для прохождения <данные изъяты>, уволена ДД.ММ.ГГГГ после окончания <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ Королева Е.Г. принята <данные изъяты> временно, на период декретного отпуска врача. С ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. В перечисленные периоды истец работала полный рабочий день, предусмотренный трудовым законодательством, на <данные изъяты> ставку.
В период работы истца <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал - Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 464, предусматривающий учет в специальный стаж работу врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР ДД.ММ.ГГГГ, Министром высшего и среднего специального образования СССР ДД.ММ.ГГГГ) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения истцом <данные изъяты> действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации», которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N 1 к указанному постановлению <данные изъяты> включены в раздел 2.1 «Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача- специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 669 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)» установлено, что врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Также отмечалось, что заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.
Из справки, выданной Республиканской Клинической Инфекционной больницей <адрес>, следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истцу начислялась и выплачивалась заработная плата.
С учетом того, что Королева Е.Г. проходила интернатуру в медицинском учреждении, по специальности, связанной с лечением инфекционных заболеваний, впоследствии была зачислена как успешно прошедшая специализацию в штат больницы как <данные изъяты>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный период подлежит учету в специальный стаж истца.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности отказа ответчика во включении в подсчет специального стажа медицинской деятельности Королевой Е.Г. периодов ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в Республиканской <данные изъяты> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, поскольку наименования должностей, в которых истец осуществляла медицинскую деятельность как <данные изъяты>, предусмотрено всеми действующими в указанные периоды в РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Списком, утвержденный Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 464, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Списком от ДД.ММ.ГГГГ N 1066, в последующие периоды - Списком от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
Факт отнесения Республиканской Клинической Инфекционной больнице <адрес> по выполняемым ей функциям к числу учреждений - больниц, указанных в упомянутых списках, не оспаривался.
В период пребывания Королевой Е.Г. в клинической ординатуре действовало Положение о клинической ординатуре, утвержденное приказом Министра здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 362, затем Положение о клинической ординатуре, утвержденное Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 635н), которыми было предусмотрено, что клиническая ординатура - высшая форма повышения квалификации врачей в высших медицинских учебных заведениях, институтах усовершенствования врачей и научно-исследовательских институтах, целевая клиническая ординатура является одной из форм подготовки квалифицированных врачей-специалистов по направлениям.
В соответствии с пунктами 2 и 3 типового плана подготовки врача через клиническую ординатуру (приложение к Положению о клинической ординатуре от ДД.ММ.ГГГГ) клинический ординатор обязан за время пребывания в клинической ординатуре работать в стационаре и поликлинике. Клинические ординаторы выполняли лечебно-профилактическую работу в соответствии с режимом отделения (кабинета, лаборатории), за которым они закреплены, в объеме <данные изъяты> нагрузки <данные изъяты> соответствующей специальности.
Положением о клинической ординатуре, утвержденным Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23, также предусматривалась работа врачей, зачисленных в клиническую ординатуру, наряду с обучением, в лечебно-профилактическом учреждении.
Подпунктом "д" пункта 20 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной приказом Министра здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 496, принятой в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» и постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 522 «О повышении ставок и должностных окладов врачей, учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений», установлено, что в стаж работы по специальности врачам засчитывается время пребывания в клинической ординатуре. (Данные приказы утратили силу с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений»).
Как следует из справки <данные изъяты> <адрес> в период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Королевой Е.Г. начислялась и выплачивалась заработная плата.
По окончании ординатуры в соответствии с требованиями указанных Положений о прохождении интернатуры с ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу в должности <данные изъяты>
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), в том числе в должностях врачей анестезиологов-реаниматологов в отделениях (группах, палатах, бригадах) анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Как следует из Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, льготное исчисление трудового стажа предусмотрено для должностей врачей анестезиологов-реаниматологов в отделениях анестезиологии-реанимации и реанимации и интенсивной терапии.
Представленными справками о трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на полную ставку полный рабочий день, выданными работодателем <данные изъяты>, подтвержден факт выполнения истцом работы в указанной должности и указанном учреждений, поименованных в соответствующем Перечне структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж в льготном порядке как <данные изъяты> работы, являющемся приложением к Списку от ДД.ММ.ГГГГ №. Справками о заработной плате подтверждается начисление и выплата заработной платы истцу за этот период, а также уплата соответствующих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Королева Е.Г. работала в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> <адрес>, в связи с чем указанный период ее работы должен учитываться в составе ее специального стажа льготным исчислением как <данные изъяты> за <данные изъяты> работы.
Отклоняя доводы ответчика о том, что в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ соответствующий льготный стаж не предусмотрен, суд первой инстанции обоснованно руководствовался Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 99р, письмом Министерства Социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-369-18 и разъяснениями Конституционного Суда РФ, приведенными в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, из которых следует, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
При этом руководствуясь положениями ст.ст. 22, 30 (ч. 1.1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, Приложением № к указанному Федеральному закону, п. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», учитывая, что согласно расчету пенсионного стажа Королевой Е.Г. с включением в подсчет специального стажа в соответствующем исчислении спорных периодов, требуемый специальный стаж истцом выработан и право на пенсию у нее имеется с ДД.ММ.ГГГГ, а не с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции обоснованно признал за истцом право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и обязал ответчика назначить ей пенсию с указанной даты. Решение суда в данной части не оспаривается.
С данными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и проверки в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Тулы от 18 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи