дело №2-340/2020
УИД 18RS0027-01-2020-000399-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2020 года с.Вавож Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики под председательством судьи Ёлкиной В.А.,
с участием помощника прокурора Вавожского района Титова И.В.,
при секретаре Соколовой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «***», Администрации муниципального образования «***4» о понуждении к оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов в срок до конца июля 2020 года,
у с т а н о в и л:
*** обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой *** рассмотрено коллективное обращение жителей *** с доводами о несоблюдении органами местного самоуправления требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования «***3
Согласно ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Конституционные гарантии права личности на благоприятную окружающую среду конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3 которого предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды также предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Поэтому отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В свою очередь, согласно п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года №64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований (СанПиН 2.1.7.3550-19), которые устанавливают обязательные к исполнению санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов. Так, согласно п. 2.1. указанных правил на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с ТКО определены п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к которым отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Согласно п. 3 названной статьи федерального закона органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 7.4 Закона Удмуртской Республики от 13.07.2005 №42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений действующего законодательства не территории *** полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренные п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», возложены на органы местного самоуправления муниципального района и сельских поселений.В целях реализации предоставленных законом полномочий постановлением администрации МО «***» от 06.02.2020 №79 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельских поселений ***.В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, регулирующего порядок обращения с твердыми коммунальными отходами, контейнерная площадка (место), расположенная по адресу: Удмуртская Республика, *** (координаты точки ***), не оборудована в соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 05.12.2019 N 20.Вследствие ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора бытовых отходов и мусора безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом путем их накопления на специально оборудованных контейнерных площадках, создается реальная угроза причинения вреда здоровью жителей поселения, негативного воздействия на природную среду, загрязнения прилегающих территорий жилых домов, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду.Предписания закона в данной сфере общественных отношений направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Исковые требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду.В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является понуждение к исполнению обязанности.В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.*** просит обязать Администрацию муниципального образования «***» и Администрацию муниципального образования «*** до конца июля 2020 года оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, *** (координаты точки ***) для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20. В судебном заседании помощник прокурора ***5. требования поддержал. Представители ответчиков Администрации муниципального образования «***» и Администрации муниципального образования «***» в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, направили суду заявления о признании исковых требований прокурора ***, просили суд принять признание иска ответчиками. Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. При признании иска ответчиками и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39,173, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора *** Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации муниципального образования «***», Администрации муниципального образования «***» о понуждении к оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов в срок до конца июля 2020 года- удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «***» и Администрацию муниципального образования «***» в срок до *** оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, *** (координаты точки ***), для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято 13 апреля 2020 года.
Судья- В.А.Ёлкина