Р Е Ш Е Н И Е
21 июля 2022 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при секретаре Убашеевой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Урбанова А.С. на постановление заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля – начальника отдела государственного контроля в сфере закупок Министерства финансов Республики Бурятия Ивановой Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... о привлечении должностного лица – начальника ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Республики Бурятия» Урбанова А.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля – начальника отдела государственного контроля в сфере закупок Министерства финансов Республики Бурятия Ивановой Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.должностное лицо Урбанов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Урбанов А.С. обратилсяс жалобой, в которой просит постановление отменить, мотивируя тем, что выводы должностного лица противоречат протоколу по делу об административном правонарушении. В соответствии с постановлением по делу об АП (стр. 3) ГКУ РБ «УКС РБ» в ... году при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее НЦМК) на сумму ... руб. не соблюдены требования к закупаемому заказчиком товару, а именно НЦМК закупки «Поставка автомобиля легкового» определена и обоснована по цене выше норматива предельной цены товара.Контрольный орган указывает, что предельная цена товара – автомобиля легкового установлена Приложением №2 к Правилам определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.01.2016 №27 и составляет не более 1500000,00 руб. Начальником ГКУ РБ «УКС РБ» Урбановым нарушены требования ч. 1 ст. 18, ч. 7 ст. 22 Закона о контрактной системе, пункта 5 Приложения №2 к Правилам №27. В протоколе об АП правовыми основания привлечения к административной ответственности указано на несоблюдение требований ч. 1 ст. 19, ч. 7 ст. 22 Закона о контрактной системе, подп. 9 п. 9 Приказа Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ от 01.02.2018 г. №037-010, что выразилось в определении и обосновании НЦМК контракта по закупке «Поставка автомобиля легкового» по цене выше норматива предельной ценытовара, установленной Приказом от 01.02.2018 №037-010.Кроме этого, заявитель ссылается, что приказ Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 01.02.2018 г. №037-010 распространяет свое действие непосредственно на Министерство и подведомственные ему бюджетные учреждения, помимо этого, в соответствии с п. 1 приказа, перечень и характеристики товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров) были утверждены на ... г., с учетом изложенного, нормативный метод не подлежит в данном случае применению, соответственно заказчиком НЦМК могла быть определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В соответствии с протоколом об АП, должностным лицом, утвердившим документацию об указанных электронных аукционах, является начальник учреждения Урбанов А.С., контрольный орган пришел к выводу о виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ на основании того, что им была утверждена документация о закупке. Статья 7.29.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок. Документация об электронном аукционе формируется с применением обоснования начальной (максимальной) цены контракта, произведенного на этапе планирования еще до момента утверждения такой документации. Планирование закупки, расчет НЦМК, подготовку документации о закупке осуществляют уполномоченные сотрудники контрактной службы – специалисты отдела размещения государственных заказов. Наличие у Урбанова А.С. общих организационно-распорядительных полномочий не предопределяет наличие у него вины в совершении административного правонарушения, объективная сторона которого характеризуется именно несоблюдением порядка или формы обоснования НЦМК, а не утверждением документации об электронном аукционе, в связи с чем вывод контрольного органа о совершении Урбановым А.С. правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ противоречит положениям статей 2.1, 2.4 КоАП РФ.
В судебное заседание Урбанов А.С.не явился, надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства финансовРеспублики Бурятия по доверенности Бальчиндоржиев Б.Б. с доводами жалобы не согласился, просил оставить постановление в отношении Урбанова А.С. без изменения. Суду пояснил, что ГКУ РБ «УКС по Республике Бурятия» является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, соответственно на учреждение распространяют свое действие и ведомственные приказы Министерства. Доводы жалобы о том, что Приказ №037-010 действовал в 2018 г. необоснованны, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела в отношении Урбанова А.С., данный приказ не был отменен. Урбанов А.С. был привлечен к административной ответственности как должностное лицо, утвердившее документацию по электронному аукциону.
Выслушав представителя Бальчиндоржиева Б.Б., исследовав дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность привлекаемого лица и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ в целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 настоящего Федерального закона.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (ч. 5 ст. 19 Закона о контрактной системе).
Частью 7 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
Правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) утверждены Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.01.2016 г. №27.
Согласно Приложению №2 к Правилам определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) определен Обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
Пунктом 5 Приложения №2 к Правилам №27 предусмотрена предельная цена закупаемого товара «Средства транспортного с двигателем с искровым зажиганием с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые, не более 200 лошадиных сил» установлена в размере не более 1500000,00 рублей.
Частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, консультантом отдела внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок Министерства финансов Республики Бурятия ФИО4 по результатам проведения плановой выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в государственном казенном учреждении Республики Бурятия «Управление капитального строительства Республики Бурятия» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника ГКУ «УКС РБ» Урбанова А.С.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении установлено, что ГКУ РБ «УКС РБ» ДД.ММ.ГГГГ в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона по закупке «Поставка автомобиля легкового» (ИКЗ ...) и документация об электронном аукционе.
Документация об электронном аукционе содержит приложение ... «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», согласно которому начальная (максимальная) цена контракта (НЦМК) по закупке «Поставка автомобиля легкового» определена и обоснована с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании трех коммерческих предложений и составила: наименование – автомобиль легковой, количество ... шт., цена за ед. поставщика ... от ДД.ММ.ГГГГ – ... рублей, цена за ед. поставщика ... от ДД.ММ.ГГГГ – ... рублей, цена за ед. поставщика ... от ДД.ММ.ГГГГ – ... рублей. Итого: НЦМК ГКУ РБ «УКС РБ» закупки «Поставка автомобиля легкового» определена в сумме ... рублей, при этом ГКУ РБ «УКС РБ» не соблюдены требования к закупаемому заказчиком товару, а именно НЦПК закупки «Поставка автомобиля легкового» определена и обоснована по цене выше норматива предельной цены товара, установленной пунктом ... приложения ... к Правилам ... на сумму ... рублей.
Установленные по делу обстоятельства явились основанием для привлечения должностного лица Урбанова А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица о совершении Урбановым А.С. указанного административного правонарушения, выразившегося в том, что в нарушение части 1 статьи 18, части 7 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 5 приложения №2 к Правилам №27 в 2021 году при определении и обосновании НЦМК на сумму 1800000,00 рублей не применен нормативный метод и не соблюдены требования к закупаемым заказчиком товару, а именно, НЦМК закупки «Поставка автомобиля легкового» определена по цене выше норматива предельной цены товара, установленной пунктом 5 приложения №2 к Правилам №27 на сумму 300000,00 рублей, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод жалобы о том, что Приказ Министерства строительства и модернизации ЖКХ РБ от 01.02.2018 №037-010 распространяет свое действие непосредственно на Министерство и подведомственные ему бюджетные учреждения, а также довод о том, что перечень и характеристики товаров, работ, услуг были утверждены на 2018 года, подлежат отклонению в силу следующего.
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 09.01.2013 г. №037-001 утвержден Устав Государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия».
В силу п. 1.4 Устава учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Согласно п. 1.5 Устава, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Учитывая, что учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, следовательно, на ГКУ РБ «УКС РБ» распространяют свое действие и ведомственные приказы Министерства.
Кроме этого, необходимо учесть, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ не содержит ссылки на подп. 9 п. 9 Приказа Министерства от01.02.2018 г. №037-010, а должностному лицу вменено нарушение части 1 статьи 18, части 7 статьи 22 Закона о контрактной системе, нарушение пункта 5 Приложения №2 к Правилам №27 Постановления Правительства Республики Бурятия от 29.01.2016 г.
Не могут быть приняты во внимание и доводы Урбанова А.С. о том, что планирование закупки, расчет начальной максимальной цены контракта, подготовка документации о закупке осуществляют уполномоченные сотрудники контрактной службы – специалисты отдела размещения государственных заказов, наличие организационно-распорядительных полномочий не предопределяет наличие вины у Урбанова А.С. в совершении административного правонарушения, объективная сторона которого характеризуется несоблюдением порядка и формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а не утверждением документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностным лицом ГКУ РБ «УКС РБ», утвердившим ДД.ММ.ГГГГ документацию об электронном аукционе «Поставка автомобиля легкового» является Урбанов А.С., являющийся начальником ГКУ РБ «УКС РБ» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ...-к.
В пункте 2.3 Должностной инструкции начальника ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» от ДД.ММ.ГГГГ в числе прочих поименована обязанность обеспечивать соблюдение законодательства РФ при выполнении финансово-хозяйственных операций.
Действия начальника ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Республики Бурятия» Урбанова А.С., являющегося в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом обосновано квалифицированы по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства о контрактной системе, поскольку Урбанов А.С., как руководитель Учреждения обязан организовывать работу по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Административное наказание назначено Урбанову А.С. в пределах санкции части 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах жалоба Урбанова А.С. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Урбанова А.С. на постановление заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля – начальника отдела государственного контроля в сфере закупок Министерства финансов Республики Бурятия Ивановой Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... о привлечении должностного лица – начальника ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Республики Бурятия» Урбанова А.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ оставить без удовлетворения.
Постановление заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля – начальника отдела государственного контроля в сфере закупок Министерства финансов Республики Бурятия Ивановой Е.Н. от 14 ДД.ММ.ГГГГ по делу №... о привлечении должностного лица – начальника ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Республики Бурятия» Урбанова Анатолия Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в 10-дневный срок.
Судья Б.Ж. Норбоева