№ 33-189/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Резепиной Е.С., Душечкиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 30 января 2024 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Южному территориальному отделу Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Южного территориального отдела Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения процессуального истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Лебяжского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрации Белоярского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрации Песчано-Колединского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрации Новопетропавловского сельсовета Далматовского района Курганской области о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что на территории указанных сельсоветов созданы муниципальные пожарные посты (далее – МПП), работники которых выезжают на пожары с целью их тушения. В нарушение положений Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.11994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны работники полным комплектом специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты не обеспечены, что может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью при осуществлении ими профессиональной деятельности. Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.09.2010 № 777н. Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор выступал в интересах неопределенного круга лиц – как работников, работающих в настоящее время, так и работников, которые будут приняты на работу в дальнейшем в целях защиты и прав и соблюдения законодательства об охране труда. Просил суд возложить на ответчиков обязанность в месячный срок после вступления в законную силу решения суда обеспечить каждого работника МПП, расположенных в с. Лебяжье, с. Белоярка 1-я, с. Песчано-Коледино, с. Новопетропавловское, с. Уксянское в Далматовском районе Курганской области, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью в соответствии с размерами работников в следующем количестве: костюм зимний на утепленной прокладке по одному на три года; боевая одежда пожарного по одному комплекту на три года; подшлемник летний, зимний по одному комплекту на два года; белье термостойкое летнее, зимнее по одному комплекту на два года; защитная обувь пожарного по одной паре на два года; средства индивидуальной защиты рук пожарного по одной паре на два года; головной убор летний, зимний по одному на три года; перчатки полушерстяные по одной паре на два года.
Определением от 24.07.2023 гражданские дела объединены в одно производство, ответчики Администрации Лебяжского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрация Белоярского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрация Песчано-Колединского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрация Новопетропавловского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрация Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области заменены на Южный территориальный отдел Администрации Далматовского района Курганской области (далее – Южный территориальный отдел).
В порядке статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор исковые требования изменил. В связи с изменением законодательства, регулирующего спорные правоотношения, просил обязать ответчика разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации; разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, распределения обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; обеспечить каждого работника муниципального пожарного поста средствами индивидуальной защиты, согласно разработанным и утвержденным нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации.
Представитель истца – заместитель прокурора Далматовского района Курганской области Ситдиков Е.М. исковые требования с учетом их изменения поддержал.
Представитель ответчика Южного территориального отдела Тлейбаева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что нормы обеспечения работников МПП средствами индивидуальной защиты и порядок обеспечения ими содержится в коллективном договоре, необходимость в разработке иного локального нормативного акта отсутствует. Работы по оценке профессиональных рисков и специальной оценке условий труда в настоящее время не завершены. Индивидуальными средствами защиты работники обеспечиваются.
Представитель третьего лица Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области Лобова Н.Н. в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от 16.11.2023 удовлетворены исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Южному территориальному отделу Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности, на Южный территориальный отдел Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области возложена обязанность в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 767н, с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации; разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, распределения обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н; обеспечить каждого работника Лебяжского, Белоярского, Песчано-Колединского, Новопетропавловского, Уксянского муниципальных пожарных постов средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, согласно разработанным и утвержденным нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации.
Не согласившись с решением, Южный территориальный отдел Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы со ссылкой на положения статьи 7, пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» указал, что Южный территориальный отдел был создан 01.08.2023, сотрудники МПП были приняты на работу также 01.08.2023, в связи с чем полагал, что у вновь созданной организации имеется 12 месяцев на то, чтобы провести специальную оценку условий труда, после получения результатов которой начать подготовку локальных нормативных актов, в том числе касающихся обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Считает, что законодатель установил переходный период с 01.09.2023 по 31.12.2024 с целью предоставления работодателю возможности провести необходимые работы по специальной оценке условий труда, оценке профессиональных рисков, разработать локальные нормативные акты, соответствующие требованиям правил по охране труда, паспортам безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иным документам, содержащим информацию о необходимости применения средств индивидуальной защиты, согласовав их с выборным органом первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии). Обращает внимание, что ответчик не отказывается от обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и разработки локальных нормативных актов, но в установленные законодательством сроки, однако, требование прокурора и решение суда являются вмешательством в деятельность Южного территориального отдела, что ведет к сокращению сроков принятия необходимых локальных нормативных актов и лишает работодателя права выбора на использование тех или иных норм. Кроме того, отмечает, что в настоящее время работники МПП частично обеспечены средствами индивидуальной защиты, однако, судом возложены обязанность по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты в полном объеме, а не в недостающей их части, что приведет к нерациональному использованию бюджетных средств.
Прокурор Далматовского района Курганской области в возражениях просил оставить решение Далматовского районного суда Курганской области от 16.11.2023 без изменения, апелляционную жалобу Южного территориального отдела – без удовлетворения.
Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу полагала решение суда Далматовского районного суда Курганской области от 16.11.2023 подлежащим отмене.
Представитель процессуального истца Меньщикова Т.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции представила письменный отказ от исковых требований в части возложения обязанности разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации, просила исключить из решения указание на 6-ти месячный срок его исполнения, в остальной части просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
В силу части 1 статьи 2 Закона Курганской области от 29.09.2022 № 60 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Далматовского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Далматовский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области», вступившего в законную силу 11.10.2022, (далее – Закон Курганской области № 60) поселения, входящие в состав Далматовского района Курганской области: город Далматово Далматовского района Курганской области, Белоярский сельсовет Далматовского района Курганской области, Верхнеярский сельсовет Далматовского района Курганской области, Вознесенский сельсовет Далматовского района Курганской области, Затеченский сельсовет Далматовского района Курганской области, Ключевской сельсовет Далматовского района Курганской области, Крестовский сельсовет Далматовского района Курганской области, Кривской сельсовет Далматовского района Курганской области, Крутихинский сельсовет Далматовского района Курганской области, Лебяжский сельсовет Далматовского района Курганской области, Мясниковский сельсовет Далматовского района Курганской области, Нижнеярский сельсовет Далматовского района Курганской области, Новопетропавловский сельсовет Далматовского района Курганской области, Новосельский сельсовет Далматовского района Курганской области, Параткульский сельсовет Далматовского района Курганской области, Першинский сельсовет Далматовского района Курганской области, Песковский сельсовет Далматовского района Курганской области, Песчано-Колединский сельсовет Далматовского района Курганской области, Смирновский сельсовет Далматовского района Курганской области, Тамакульский сельсовет Далматовского района Курганской области, Уксянский сельсовет Далматовского района Курганской области, Уральцевский сельсовет Далматовского района Курганской области, Широковский сельсовет Далматовского района Курганской области преобразованы путем объединения, во вновь образованное муниципальное образование - Далматовский муниципальный округ Курганской области.
Частью 2 статьи 3 Закона Курганской области № 60 установлено, что до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
В течение одного года со дня вступления в силу настоящего закона устанавливается переходный период.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; под пожарной охраной понимается совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Виды пожарной охраны определены в статье 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к ним относятся: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
В качестве основных задач пожарной охраны выделяют организацию и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организацию и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Статьей 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в Законе Курганской области от 31.12.2004 № 17 «О пожарной безопасности в Курганской области» (статьи 4, 11).
Согласно Уставу муниципального образования к вопросам местного значения Далматовского муниципального округа отнесены, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа (пункт 13 часть 1 статьи 6 Устава Далматовского муниципального округа Курганской области).
Как следует из материалов дела, Администрация Далматовского муниципального округа Курганской области является исполнительно-распорядительным органом Далматовского муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными органами и законами Курганской области (пункт 2 раздела 1 Положения об Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области).
В свою очередь, Южный территориальный отдел является территориальным органом Администрации Далматовского района Курганской области, который создан в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Далматовского муниципального округа Курганской области по решению вопросов местного значения, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сферах благоустройства территории и хозяйственного обеспечения населенных пунктов Далматовского муниципального округа Курганской области, таких как деревня Бараба, село Белоярка 1-я, деревня Брюхово, село Лебяжье, деревня Ленинка, село Любимово, деревня Малиновка, село Новопетропавловское, село Ольховка, деревня Павелево, село Песчано-Коледино, село Уксянское, село Юровка, село Ясная Поляна.
Пунктом 1 раздела 1, пунктом 11.7 раздела 3 Положения о Южном территориальном отделе Администрации Далматовского района Курганской области предусмотрено, что в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Южный территориальный отдел обеспечивает проведение первичных мер пожарной безопасности и иных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в границах населенных пунктов в том числе, организацию деятельности пожарных постов, их содержание и осуществление контроля.
Согласно Положению о муниципальной пожарной охране Далматовского муниципального округа, утвержденному постановлением Администрации Далматовского муниципального округа от 13.10.2023 № 764, (далее – Положение о МПО) муниципальная пожарная охрана – совокупность органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для участия в профилактике пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Организационной формой муниципальной пожарной охраны является подразделение муниципального пожарного поста, входящие в состав соответствующего территориального отдела Далматовского муниципального округа, специально созданное для решения задач по обеспечению требуемого уровня пожарной безопасности. Финансовое обеспечение деятельности муниципальной пожарной охраны является расходным обязательством Далматовского муниципального округа Курганской области и осуществляется в установленном порядке за счет средств местного бюджета и иных, не запрещенных действующим законодательством, источников.
По отношению к работникам МПП Южный территориальный отдел выступает в качестве работодателя, что следует из заключенных трудовых договоров. В штате МПП состоят начальник МПП, старшие водители, водители.
Согласно должностным инструкциям в должностные обязанности указанных лиц входит, в том числе, участие в тушении пожаров.
Статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
Государственные нормативные требования охраны труда при выполнении личным составом Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны, ведомственной пожарной охраны, частной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны (далее - пожарная охрана) служебных обязанностей установлены Правилами по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденными приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 881н, согласно которым каждый работник должен иметь специальную сертифицированную защитную одежду, отвечающую предъявляемым законом требованиям и находящуюся в надлежащем эксплуатационном состоянии.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.09.2010 № 777н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее – Типовые нормы).
Согласно Типовым нормам работники, занятые на тушении пожаров, в том числе старший водитель, водитель, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: костюм летний из смешанных тканей (один на год); костюм зимний на утепляющей прокладке (один на три года); боевая одежда пожарного (один комплект на два года); теплоотражательный костюм (дежурный), термоагрессивостойкий костюм (дежурный), костюм радиационно-защитный (дежурный); костюм водонепроницаемый (один на три года); подшлемник летний (один на два года); подшлемник зимний (один на два года); белье термостойкое летнее (один комплект на два года); белье термостойкое зимнее (один комплект на два года); средство индивидуальной защиты рук пожарного (одна пара на два года); защитная обувь пожарного (одна пара на два года); сапоги или ботинки с высокими берцами (одна пара на три года); головной убор летний (один на год); головной убор зимний (один на три года); футболка хлопчатобумажная (две на год); перчатки полушерстяные (одна пара на два года).
С 01.09.2023 вступили в действие приказы Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (далее – Правила), от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств» (далее – Единые типовые нормы).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в период до 31.12.2024 работодатель вправе осуществлять обеспечение средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и смывающими средствами в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом результатов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), результатов оценки профессиональный рисков (далее – ОПР), мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии). Решение о применении в период с 01.09.2023 до 31.12.2024 Единых типовых норм или типовых норм принимается работодателем.
Пункт 5 вышеуказанных Правил предоставляет работодателю право обеспечивать отдельные категории работников, в том числе, органов управления и подразделений пожарной охраны
Таким образом, в силу положений указанного пункта Правил Южный территориальный отдел вправе обеспечивать в данном случае сотрудников муниципальных пожарных постов в соответствии с Типовыми нормами.
Пунктом 10 Правил определены обязанности работодателя обеспечении работников СИЗ. В частности, работодатель обязан обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил.
Как следует из материалов дела работодателем (Южным территориальным отделом) было принято решение о применении Типовых норм, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.09.2010 № 777н, что подтверждается зарегистрированным 30.08.2023 коллективным договором, подписанным представителем работодателя - руководителем Южного территориального отдела Тлейбаевой Е.В. и представителем работников П.Н.А.
Указанным коллективным договором также определены: перечень профессий и должностей, имеющих право на бесплатное получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в которой вошли начальник пожарной части, старший водитель и водители муниципального пожарного поста; виды СИЗ и их количество из расчета на 1 год (приложение № 6 к коллективному договору). Также определен перечень рабочих профессий, дающих право на получение ежемесячно 200 гр. туалетного мыла (приложение № 5).
Из приложения № 6 к данному коллективному договору усматривается, что нормы обеспечения работников СИЗ соответствуют Типовым нормам, утвержденным Приказом Миздравсоцразвития Российской Федерации от 01.09.2010 № 777н.
11.09.2023 ответчиком заключен договор № с ООО «Центр охраны труда АиС» на выполнение комплекса работ по оценке профессиональных рисков на рабочих местах согласно штатному расписанию. Срок исполнения работ – 30.12.2023 с возможностью пролонгации по соглашению сторон. 11.09.2023 заключен договор № с ООО «Центр охраны труда АиС» на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда (43 рабочих мест) на рабочих местах согласно штатному расписанию. Срок исполнения работ – 25.12.2023 с возможностью пролонгации по соглашению сторон.
Из оборотно-сальдовой ведомости и личных карточек учета выдачи СИЗ следует, что работники МПП средствами индивидуальной защиты обеспечены частично.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от прокурора Далматовского района Курганской области поступило заявление об отказе от исковых требований в части возложения обязанности разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации.
Судебная коллегия полагает, что заявление процессуального истца подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В силу статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173, главой 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно части 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании частей 2, 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствии со статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, за исключением прекращения производства по делу о защите прав и законных интересов группы лиц в порядке, установленном частью седьмой статьи 244.24 настоящего Кодекса.
Отказ прокурора от иска носит добровольный характер, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В силу процессуального статуса прокурора последствия совершения процессуального действия истцу понятны.
С учетом изложенного решение Далматовского районного суда Курганской области от 16.11.2023 в указанной части подлежит отмене, производство по делу – прекращению.
Разрешая исковые требования прокурора в части возложения на Южный территориальный отдел разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, распределения обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н; обеспечить каждого работника Лебяжского, Белоярского, Песчано-Колединского, Новопетропавловского, Уксянского муниципальных пожарных постов средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, согласно разработанным и утвержденным нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации, и проходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, с учетом норм обеспечения работников СИЗ, изложенных в коллективном договоре, пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н, поскольку данная обязанность работодателя установлена пунктом 10 вышеуказанных Правил.
Суд первой инстанции обоснованно учел, что обязанность по разработке вышеуказанного локального нормативного акта в силу требований Правил должна быть исполнена независимо от того какие нормы используются работодателем при обеспечении сотрудников, данная обязанность ответчиком не исполнена.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что коллективный договор не является локальным нормативным актом, предусмотренным абзацем третьим пункта 10 Правил, поскольку не закрепляет порядок распределения обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ.
Кроме того, установив в ходе рассмотрения дела факт ненадлежащего обеспечения сотрудников пожарных постов СИЗ, суд первой инстанции также пришел к верному выводу о возложении на ответчика обязанности по обеспечению каждого работника Лебяжского, Белоярского, Песчано-Колединского, Новопетропавловского, Уксянского муниципальных пожарных постов средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что работодателем было принято решение об обеспечении работников МПП СИЗ в соответствии с Типовыми нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.09.2010 № 777н, данное право предусмотрено пунктом 5 Правил.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым выйти за пределы заявленных исковых требований в соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах работников в части возложения обязанности обеспечить работников МПП средствами индивидуальной защиты, изложив абзац пятый резолютивной части решения суда подлежит изложению в следующей редакции: «Обеспечить каждого работника Лебяжского, Белоярского, Песчано-Колединского, Новопетропавловского, Уксянского муниципальных пожарных постов средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами согласно типовым нормам».
Относительно установления судом первой инстанции шестимесячного срока исполнения возложенных на ответчика решением суда обязанностей, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
При подаче настоящего искового заявления требование в части установления срока исполнения решения прокурором не заявлялись, в суде апелляционной инстанции прокурор, участвующий в деле, просил исключить из решения указание на шестимесячный срок его исполнения. Кроме того, отложение исполнения решения суда на указанный срок может привести к затягиванию исполнения судебного акта.
С учетом ранее сложившейся пожароопасной ситуации на протяжении двух лет подряд - 2022, 2023 гг. с конца апреля месяца в связи с пожарами вводился режим чрезвычайной ситуации функционирования для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановления Губернатора Курганской области от 28.04.2022 № 47, от 27.04.2023 № 41) судебная коллегия полагает, что слова «в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу», касающиеся срока его исполнения, подлежат исключению из содержания мотивировочной и резолютивной части решения, поскольку иное отдалит исполнение судебного акта, что в свою очередь повлечет нарушение прав работников на своевременное и в полном объеме обеспечение СИЗ.
Руководствуясь статьями 199, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ от исковых требований прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Южному территориальному отделу Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области в части требований о возложении обязанности на Южный территориальный отдел Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области разработать на основании Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 767н, с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), и утвердить локальным нормативным актом нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам организации.
Разъяснить, что повторное обращение в суд с иском о том же предмете, по тем же основаниям и между теми же сторонами не допускается.
Решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 ноября 2023 года в указанной части отменить, производство по делу - прекратить.
Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда слова «в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу».
Изложить абзац пятый резолютивной части решения суда в следующей редакции: «Обеспечить каждого работника Лебяжского, Белоярского, Песчано-Колединского, Новопетропавловского, Уксянского муниципальных пожарных постов средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами согласно типовым нормам».
В остальной части решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Южного территориального отдела Администрации Далматовского муниципального округа Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 февраля 2024 г.