УИД 32RS0017-01-2021-000117-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Комаричи Брянской области Дело № 2-127/2021
27 мая 2021 года
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,
при секретаре- Вдовенковой Т.В.,
с участием истца Шершнева В.И.,
представителя ответчика ГКУ Брянской области «Брасовское лесничество» и Управление лесами Брянской области Фурлетова А.В., действующего на основании доверенности № от 13.05.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шершнева В. И. к государственному казенному учреждению Брянской области «Брасовское лесничество», Управление лесами Брянской области об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Шершнев В.И. обратился в суд с иском к ГКУ Брянской области «Брасовское лесничество» об установлении границ земельного участка.
В обоснование иска указал, что истец является собственником земельного участка, площадью 22018 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
При осуществлении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка были внесены координаты характерных точек границ земельного участка.
На обращение истца Управление лесами Брянской области сообщило, что границы данного земельного участка пересекают границы земель лесного фонда ГКУ БО «Брасовское лесничество».
Поскольку данное обстоятельство является препятствием к использованию земельного участка для ведения сельскохозяйственной деятельности истец просит суд установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> по существующим координатам:
Номер точки | Координаты | ||
X | Y | ||
1 | 406334,21 | 2191735,78 | |
2 | 406372,07 | 2191519,04 | |
3 | 406445,5 | 2191534,3 | |
4 | 406450,5 | 2191643,3 | |
5 | 406457,2 | 2191761,85 |
Определением от 19.04.2021 в качестве соответчика привлечено Управление лесами Брянской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ФГБУ «Рослесинфорг» в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект».
В судебном заседании истец Шершнев В.И. заявленные исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГКУ Брянской области «Брасовское лесничество» и соответчика Управления лесами Брянской области Фурлетов А.В. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований.
Представитель третьих лиц Управления Росреестра по Брянской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области ФГБУ «Рослесинфорг» в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В отзыве на исковое заявление ФГБУ «Рослесинфорг» в лице филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» просил суд отказать в удовлетворении исковых требований № В.И., указав о том, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах единого землепользования №, то есть имеет пресечение площадью 13 425 кв.м. Границы единого землепользования № не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть кадастровые работы в отношении места пересечения филиалом не проводились. По государственному заданию Федерального агентства лесного хозяйства по установлению границ лесничества и лесопарков в 2019 году ФГБУ «Рослесинфорг» были определены границы ГКУ БО «Брасовского лесничества», Луганского участкового лесничества кв.1 выд.10, которые были утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.02.2020 №. Земельный участок с кадастровым номером № пересекает границу квартала 1 Луганского участкового лесничества ГКУ БО «Брасовского лесничества». В соответствии Государственного фонда данных и материалов лесоустройства 2006 года спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд с учетом мнения истца и представителя ответчиков, определил провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав истца и представителя ответчиков, материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Шершнев В.И. на основании договора купли-продажи № от 12.02.2016, заключенного с Аркинской сельской администрацией Комаричского муниципального района Брянской области, является собственником земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства. Дата присвоения кадастрового номера – 28.08.2008.
Как следует из ответа Управления Росреестра по Брянской области от 26.05.2021 №, а также согласно выписке из ЕГРН от 16.03.2021 границы земельного участка № имеют координаты, заявленные в исковых требованиях.
В ответ на обращение Шершнева В.И. от 27.10.2020 Управление лесами Брянской области сообщило о том, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> согласно материалам лесоустройства, пересекает границы земель лесного фонда ГКУ БО «Брасовское лесничество», Луганское участковое лесничество, квартал 1, выдел 10.
Федеральным агентством лесного хозяйства в 2019 году было выдано техническое задание ФГБУ «Ролесинфорг» на выполнение государственной работы «Обеспечение установления границ лесничеств и лесопарков».
По результатам указанных работ, а также на основании ст. 81 Лесного кодекса РФ, пунктов 5.4.12, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25.02.2008 №235 «Об определении количества лесничеств на территории Брянской области и установлении границ», были установлены границы Брасовского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Брянской области, на основании приказа Рослесхоза №72 от 07.02.2020.
В силу статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ. В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4.6. ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии) по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, для уточнения границ земельного участка.
В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч. 6 ст. 4.6. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается Федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
С учетом приведенных положений следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в порядке, установленном процессуальным законодательством, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права, при этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Само по себе заявленное исковое требование каких-либо прав истца не восстанавливает и не защищает, поскольку координаты границ земельного участка, которые истец просит установить, внесены в ЕГРН, т.е. уже установлены, тогда как требований о внесении изменений в Государственный лесной реестр, либо наличии реестровой ошибки, равно как и требований об устранении препятствий в пользовании земельным участком, истцом заявлены в настоящем споре не были. Между тем, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу, как и выбор ответчика, к которому такие требования могут быть заявлены.
Кроме того, истцом не доказан факт нарушения действиями ответчиков его прав, а обращение в суд с требованиями о возложении на ответчиков обязанности установить границы земельного участка, противоречит нормам материального права, поскольку обязанности устанавливать границы принадлежащего истцу земельного участка, на ГКУ Брянской области «Брасовское лесничество», Управление лесами Брянской области, законом не возложено.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Шершнева В.И. об установлении границ земельного участка у суда не имеется, поскольку истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шершнева В. И. к государственному казенному учреждению Брянской области «Брасовское лесничество», Управлению лесами Брянской области об установлении границ земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.С. Кадыкова
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 мая 2021 года.
Мотивированное решение составлено 03 июня 2021 года.