Решение по делу № 2-25/2018 от 14.06.2017

Дело № 2-25/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Продун Е.А.

при секретаре Петуховой Е.Ю.,

с участием прокурора Ишиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 15 января 2018 года дело по иску Пакишина А.А., Гирянского Н.С., действующего в интересах несовершеннолетнего Г.Е., к администрации муниципального района «Печора» о взыскании денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности организовать работу по отлову безнадзорных животных,

У С Т А Н О В И Л:

Пакишин А.А. и Гирянский Н.С., действующий в интересах несовершеннолетнего сына Г.Е., обратились в суд с иском к администрации МР «Печора» о взыскании денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности организовать работу по отлову безнадзорных животных. В обоснование требований указано, что истцы являются жителями дома **********. С лета 2015 года жители указанного дома стали подвергаться нападению безнадзорных животных, обитающих стаями в данном жилом районе с 2010 года. Численность безнадзорных животных растет с каждым годом. Действий по отлову стаи собак в указанном районе никто не предпринимает. В октябре 2015 года подвергся нападению собаки сын истца Г.Н.Г Е, **.**.** года рождения. Ребенок играл в песочнице с другими детьми около дома **********, когда к нему подошла бродячая собака и, накинувшись, укусила его в область левого предплечья, разорвав куртку. После получения телесных повреждений ребенок был доставлен врачами скорой помощи в больницу, где ему сделали обработку и перевязку раны, а также первые профилактические вакцины от заражения бешенством. Общее количество вакцин, сделанных ребенку ежемесячно, составило 40 инъекций. Ребенок был отстранен от посещения детского дошкольного учреждения и был лишен возможности общения с детьми. После произошедшего боится гулять на улице и испытывает чувство страха перед собаками. По факту нападения бродячей собаки Гирянский Н.А. обратился в ОМВД России по г.Печоре с заявлением о принятии мер к устранению нарушения прав граждан на безопасные условия жизни. ОМВД России по г.Печоре ответчику была направлена информация о необходимости осуществления отлова безнадзорных животных, однако никаких мер принято не было, собаки продолжают вести себя агрессивно по отношению к жильцам дома. **.**.** та же особь напала на истца Пакишина А.А., в результате чего последнему были причинены телесные повреждения в виде рваных ран левого предплечья и голени. Истцу врачами ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» была оказана медицинская помощь, обработана рана и наложена повязка. Пакишин А.А. прошел вакцинацию против заражения бешенством. Он испытывал чувство боли и страха от беззащитности перед животными. **.**.** Пакишин А.А. обратился к ответчику с требованием об отлове безнадзорных животных, однако действий по отлову животных проведено не было. Из ответа администрации МР «Печора» от **.**.**. следует, что аукцион о проведении закупки услуг по отлову безнадзорных животных был организован лишь **.**.**, то есть после причинения вреда здоровью истца Пакишина А.А. и сына истца Г.Н. Из письма ответчика от **.**.**. следует, что **.**.** был заключен муниципальный контракт с ООО «Регион Строй Коми» по отлову, транспортировке, содержанию и использованию безнадзорных животных (собак). **.**.** ответчик сообщил об отлове одной особи в районе ********** в ********** **.**.**. На обращение истца Пакишина А.А. в Печорскую межрайонную прокуратуру, надзорный орган не принял мер прокурорского реагирования, а направил информацию в администрацию МР «Печора» о нарушении ООО «Регион Строй Коми» условий муниципального контракта. На протяжении более года ответчиком не принималось мер по поводу организации отлова безнадзорных животных, после заключения муниципального контракта его исполнение заказчиком администрацией МР «Печора» не контролировалось. В настоящее время действие контракта от **.**.** окончено, ответчиком заключен новый контракт с иной организацией, о чем сообщалось в средствах массовой информации, однако стая безнадзорных животных продолжает обитать в районе домов **********. В частности, до сих пор не отловлена особь, жертвой которой стали истец Пакишин А.А. и сын истца Гирянского Н.А. Истцы считают свои права на безопасные условия жизни и здоровья нарушенными, что, по их мнению, должно быть компенсировано путем возмещения морального вреда.

Истцы просили:

- взыскать с ответчика в пользу истца Пакишина А.А. денежную компенсацию морального вреда в связи с нарушением права на безопасные условия жизни и здоровья в размере 20 000 руб., денежную компенсацию морального вреда, связанного с повреждением здоровья, в размере 50 000 руб.;

- взыскать с ответчика в пользу истца Гирянского Н.С. денежную компенсацию морального вреда в связи с нарушением права на безопасные условия жизни и здоровья в размере 20 000 руб., денежную компенсацию морального вреда, связанного с повреждением здоровья сына Г.Е., **.**.** года рождения, в размере **** руб.;

- возложить на ответчика обязанность организовать непрерывную работу по отлову и содержанию безнадзорных животных (собак) в районе домов ********** в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие истца Гирянского Н.С., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании истец Пакишин А.А., представитель истцов адвокат Пашина Т.В., действующая на основании ордера №... от **.**.**., на иске настаивали.

Представитель ответчика Михеева Н.Н., действующая на основании доверенности от **.**.**., иск не признала.

Выслушав объяснения истца Пакишина А.А., представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить лишь в части взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 1 статьи 37 указанного Федерального закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

    Согласно части 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

    В силу статьи 14.1 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, в том числе на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения (п.14).

Системный анализ законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания позволяет сделать вывод о том, что безнадзорные животные - это потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей домашние животные.

В силу статьи 137 Гражданского кодекса РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Безнадзорные животные при условии, указанном в пункте 1 статьи 231 Гражданского кодекса РФ, переходят в муниципальную собственность.

Администрация МР «Печора» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом муниципального образования муниципального района «Печора» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданным органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Республики Коми.

Согласно п.1.2 постановления администрации МР «Печора» от **.**.**. №... «Об утверждении порядка обращения с безнадзорными животными на территории муниципального образования муниципального района «Печора», действовавшего в спорный период, мероприятия по отлову, транспортировке, содержанию, учету, регулированию численности безнадзорных животных осуществляются организациями, укомплектованными работниками, оборудованием и средствами, необходимыми для осуществления соответствующей деятельности, определяемой в порядке, установленном законодательством.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что **.**.** во время прогулки, в период времени с 10 до 12 часов дня, во дворе дома ********** безнадзорная собака напала на несовершеннолетнего сына истца Гирянского Н.С.- Г.Е., **.**.** года рождения, ухватив его за левое плечо и повалив на землю.

**.**.**, около 8 час.40 мин, во дворе дома ********** безнадзорная собака напала на истца Пакишина А.А., укусив его за левое предплечье и левую голень.

При рассмотрении настоящего дела, учитывая необходимость применения специальных знаний в области медицины для оценки диагнозов истцов по признакам вреда здоровью, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определением суда от **.**.** была назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено экспертам Государственного учреждения Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы».

Согласно заключению (Экспертиза по материалам дела) №... (п) у несовершеннолетнего Г.Е., **.**.** года рождения, при его первичном осмотре в травматологическом пункте ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» **.**.**. обнаружены укушенные раны левого плеча (описаны клинически без указания количества, точной локализации и других характеристик повреждений).

Согласно литературным данным раны небольших размеров (в данном случае – около 0,5-1,0 см.) при отсутствии осложнений обычно заживают в течение 6-14 дней, с пятнадцатого дня начинается фаза образования и реорганизации рубца. В данном случае заживление ран зафиксировано при осмотре в травмпункте **.**.**. – в день окончания лечения, следовательно, длительность лечения составила 12 дней. Таким образом, укушенные раны по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью не свыше 21 дня квалифицируются как причинившие легкий вред здоровью (т.1, л.д. 246-248).

Согласно заключению (Экспертиза по материалам дела) №... (п) у Пакишина А.А. при его обращении за медицинской помощью в травматологический пункт ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» **.**.**. обнаружено: укушенные раны (две) левого предплечья, зажившие рубцами; ссадины (клинически описаны как укушенные раны) левой голени; каких-либо следов после заживления указанных ссадин у истца Пакишина А.А. не выявлено.

Все повреждения описаны клинически без указания количества, точной локализации и других характеристик повреждений.

Согласно литературным данным раны небольших размеров обычно заживают в течение 6-14 дней, с пятнадцатого дня начинается фаза образования и реорганизации рубца, и при отсутствии осложнений не требует обязательного амбулаторного наблюдения. Укушенные раны являются заведомо инфицированными и требуют проведения регулярных перевязок с обработкой повреждений до полного заживления ран. Таким образом, укушенные раны в области левого предплечья по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью не свыше 21 дня квалифицируются как причинившие легкий вред здоровью.

Ссадины в области левой голени квалифицируются как не причинившие вреда здоровью, так как указанные повреждения не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности.

Из содержания исследовательской части заключения следует, что **.**.**. Пакишин А.А. был осмотрен членами комиссии в государственными судебно-медицинскими экспертами М и П в помещении ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы»: на задней поверхности левого предплечья в средней трети белесоватый рубец неправильно овальной формы с относительно ровными краями, ориентированный горизонтально, расположенный на уровне неповрежденной ткани, мягкий, подвижный, безболезненный, размерами 0,9х0,3 см. на внутренней боковой поверхности левого предплечья в средней третипрерывистый линейный рубец, линейной формы, ориентированный на уровне неповрежденной ткани размерами 1,4х0,2 см. в области левой нижней конечности каких-либо телесных повреждений и следов после них (рубцов) не обнаружено (т.1, л.д. 243-245).

Экспертиза проведена судебно-медицинской комиссией в составе председателя - Н, заместителя начальника по экспертной работе, имеющей высшее медицинское образование, специальность – судебно-медицинская экспертиза, патологическая анатомия, стаж работы с 1994 года, высшую квалификационную категорию, кандидата медицинских наук, доцента, и докладчика по делу – П, государственного судебно-медицинского эксперта отдела сложных комиссионных экспертиз, имеющей высшее медицинское образование, специальность – судебно-медицинская экспертиза, стаж работы с 2011 года, вторую квалификационную категорию. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Не доверять заключениям экспертиз у суда оснований не имеется.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В соответствии с ч.1 ст.54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела, **.**.**. между администрацией МР «Печора» и ИП Н был заключен муниципальный контракт №... по оказанию услуги по отлову бродячих собак на территории муниципального района «Печора» на срок- в течение 180 дней с момента заключения контракта.

**.**.** между администрацией МР «Печора» и ИП Н был заключен муниципальный контракт №... на оказание услуги по отлову бродячих собак на территории муниципального района «Печора» на срок до **.**.**. с момента подписания муниципального контракта.

**.**.** между администрацией МР «Печора» и ООО «РегионСтрой Коми» был заключен муниципальный контракт №... на оказание услуги по отлову, транспортировке, содержанию и использованию безнадзорных животных (собак) на территории муниципального образования муниципального района «Печора» на срок до **.**.**. с момента подписания муниципального контракта.

**.**.** между администрацией МР «Печора» и ООО «РегионСтрой Коми» был заключен муниципальный контракт №... на оказание услуги по отлову, транспортировке, содержанию и использованию безнадзорных животных (собак) на территории ГП «Печора» на срок до **.**.**. с момента подписания контракта.

**.**.** между администрацией МР «Печора» и ИП Б был заключен муниципальный контракт №... на оказание услуги по отлову безнадзорных животных (собак) на территории ГП «Печора» на срок до **.**.**. с момента подписания контракта.

    Таким образом, на момент получения несовершеннолетним Г.Е., 2010 года (**.**.**.), и истцом Пакишиным А.А. (**.**.**.) телесных повреждений в результате нападения и укусов бродячей собаки администрацией МР «Печора» муниципальные контракты заключены не были. Тем самым ответчик не предотвратил наступление негативных последствий.

В силу части 1 ст.1069 ГПК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из письменного отзыва ответчика в и объяснений его представителя в судебных заседаниях следует, что в октябре 2015 года, а также в апреле-мае 2016 года были приняты все возможные меры по защите от бездомных собак, а именно: были проведены предусмотренные законом процедуры размещения заказов, однако в связи с отсутствием претендентов данные конкурсы были признаны несостоявшимися.

Указанные доводы ответчика судом не принимаются.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Пакишин А.А., начиная с апреля 2016 года, неоднократно обращался в администрацию МР «Печора» с просьбой об отлове безнадзорных животных (собак) во дворе домов **********. По поводу непринятия администрацией МР «Печора» мер по отлову бродячих собак он обращался в Прокуратуру Республики Коми (**.**.**

По факту причинения вреда здоровью несовершеннолетнему Г.Е., 2010 года рождения, истец Гирянский Н.С. **.**.** обратился в ОМВД России по г.Печоре (зарегистрирован в КУСП №..., откуда **.**.**. материал проверки по его заявлению был перенаправлен в администрацию МР «Печора» для принятия процессуального решения в связи с внесением изменений в Закон Республики Коми от 30.12.2003г. № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» (л.д.129).

Доказательства принятия решения по заявлению Гирянского Н.С., как и материал проверки, ответчиком суду не представлены.

Из объяснений истца Гирянского Н.С. в судебном заседании от **.**.**., его ребенок Г.Е. 2010 года рождения, перенес психологическую травму, после случившегося боится ходить на улице без сопровождения взрослых.

Как следует из объяснений истца Пакишина А.А. в судебных заседаниях, после произошедшего у него появился панический страх перед безнадзорными собаками. Теперь он всегда носит баллончик. Боится за здоровье своих детей. До настоящего времени проблема с бездомными собаками в районе домов ********** не решена.

Учитывая характер и степень причиненных истцу Пакишину А.А. и несовершеннолетнему Г.Е. физических и нравственных страданий в связи с болевыми ощущениями в результате получения телесных повреждений, квалифицируемых как легкий вред здоровью, длительность лечения, возраст последнего (на момент нападения собаки ему еще не исполнилось пять лет), установленный факт нарушения прав истцов на безопасные условия проживания на территории МО «МР «Печора», степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с администрации МР «Печора» денежной компенсации морального вреда в пользу истца Пакишина А.А. в сумме 25 000 руб., в пользу истца Гирянского Н.С.- в сумме 30 000 руб.

Вместе с тем требование истцов о возложении на ответчика обязанности организовать непрерывную работу по отлову и содержанию безнадзорных животных (собак) в районе домов ********** в течение месяца после вступления решения суда в законную силу не подлежит удовлетворению, поскольку обязанность организовать отлов и содержание безнадзорных животных на территории муниципального образования муниципального района «Печора» возложена на администрацию МР «Печора» в силу закона.

Установлено, что постановлением администрации МР «Печора» от 08.08.2017г. № 1002 "Об организации проведения на территории муниципального района "Печора" мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных" утверждены Инструкция по отлову безнадзорных животных на территории муниципального района "Печора" согласно приложению 1 к настоящему постановлению; Инструкция по транспортировке безнадзорных животных на территории муниципального района "Печора" согласно приложению 2 к настоящему постановлению; Порядок деятельности приютов для безнадзорных животных на территории муниципального района "Печора" согласно приложению 3 к настоящему постановлению; Порядок возврата отловленных животных их владельцам на территории муниципального района "Печора" согласно приложению 4 к настоящему постановлению и Порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных животных на территории муниципального района "Печора" согласно приложению 5 к настоящему постановлению.

В настоящее время администрацией МР «Печора» проводятся мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для заключения соответствующего муниципального контракта, что подтверждается представленными суду документами.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с администрации муниципального района «Печора» за счет казны муниципального образования муниципального района «Печора» в пользу Пакишина А.А. денежную компенсацию морального вреда в сумме 25 000 рублей (Двадцать пять тысяч рублей).

Взыскать с администрации муниципального района «Печора» за счет казны муниципального образования муниципального района «Печора» в пользу Гирянского Н.С. денежную компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей (Тридцать тысяч рублей).

Требование Пакишина А.А. и Гирянского Н.С. о возложении на администрацию муниципального района «Печора» обязанности организовать непрерывную работу по отлову и содержанию безнадзорных животных (собак) в районе домов ********** оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Председательствующий Е.А.Продун

2-25/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пакишин Антон Александрович
Гирянский Николай Сергеевич
Печорский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
Пашина Татьяна Васильевна
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Продун Елена Андреевна
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Производство по делу возобновлено
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Производство по делу возобновлено
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее