Дело № 3а-197/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2017 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
с участием:
- представителя административного истца – Данилова К.М., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
- представителя Правительства Удмуртской Республики Тихомировой К.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ №, диплом №
- представителя Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Гимадеевой Р.К. (доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года и (в порядке передоверия) № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Купеческий двор» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Купеческий двор» (далее – административный истец, ООО «Купеческий двор», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания. Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости – торгового павильона №, назначение нежилое здание, количество этажей: 1, с кадастровым (условным) №, расположенного по <адрес> Кадастровая стоимость данного здания установлена в размере <данные изъяты>. Согласно отчету об оценке, его рыночная стоимость составила <данные изъяты>. Общество полагает, что установленная в отношении здания кадастровая стоимость нарушает права административного истца, поскольку она существенно превышает рыночную стоимость здания, а размер имущественного налога исчисляется в процентном отношении к кадастровой стоимости. В результате у ООО «Купеческий двор» возникает обязанность по уплате имущественного налога в повышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Данилов К.М. требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
В судебное заседание Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, администрация муниципального образования город «Ижевск» явку своих представителей не обеспечили. В материалах дела имеются сведения надлежащем извещении о дате и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.
Представитель административного ответчика – Правительства Удмуртской Республики Тихомирова К.Ю. в судебном заседании признала право административного истца на настоящее обращение в суд; обратила внимание суда на то, что удовлетворение заявленных требований приведет к существенной потере доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
Представитель Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») Гимадеева Р.К. возражала против требований административного истца, полагая, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не является надлежащим ответчиком по данному административному делу
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец является собственником объекта недвижимости – торгового павильона №, назначение нежилое здание, площадь 1447,5 кв.м., количество этажей: 1, с кадастровым (условным) <адрес>, расположенного по <адрес>
Кадастровая стоимость указанного выше здания установлена с применением удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) не территории Удмуртской Республики» и составляет <данные изъяты>
Согласно отчету об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» №1749 от 18 июля 2017 года рыночная стоимость объекта: торговый павильон №3, назначение: нежилое здание, площадь 1447,5 кв.м., количество этажей: 1, в том числе подземных: 0, кадастровый №, расположенного по <адрес> по состоянию на дату оценки (на ДД.ММ.ГГГГ) составила <данные изъяты>
Поскольку кадастровая стоимость спорного здания превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке, собственник недвижимого имущества обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском об оспаривании установленной кадастровой стоимости.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения его в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 НК РФ).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).
На территории Удмуртской Республики пунктом 1 статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (в редакции Закона Удмуртской Республики от 20 ноября 2014 года№ 65-РЗ) введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год. В соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике»; в строке 767 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2017 год, поименовано спорное здание, собственником которого является ООО «Купеческий двор».
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности ООО «Купеческий двор»; принадлежащее данному Обществу здание является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как кадастровая стоимость здания.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия); основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Причем для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд констатирует, что данное требование закона административным истцом соблюдено.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 октября 2012 года №) от ДД.ММ.ГГГГ № отклонено заявление ООО «Купеческий двор» от 18 августа 2017 года, в виду того, что при рассмотрении представленных документов выявлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиями статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с положениями главы III.I. «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности»), устанавливающими специальные правила проведения государственной кадастровой оценки. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.11 - 24.22 Закона об оценочной деятельности).
Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Закона Об оценочной деятельности).
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, уточнено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Из приведенных выше определений кадастровой стоимости и государственной кадастровой оценки следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики возможно не учитываются; стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.
Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.
Кроме того, анализ приведенных положений действующего законодательства, регулирующего и подлежащего применению к возникшим правоотношениям, свидетельствует об отсутствии запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Соответственно у административного истца имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащего ему здания для целей пересмотра утвержденной в отношении него кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении такого объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как плательщика соответствующего налога, тогда как пунктом 3 статьи 3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу статьи 62 КАС РФ – лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ - стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Административным истцом представлен отчет № от ДД.ММ.ГГГГ составленный Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива», согласно которого рыночная стоимость объекта недвижимости – торгового павильона №, назначение: нежилое здание, площадь 1447,5 кв.м., количество этажей: 1, в том числе подземных: 0, кадастровый №, расположенного по <адрес> по состоянию на дату оценки (на ДД.ММ.ГГГГ) составила <данные изъяты>
Датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики №419 от 24 сентября 2012 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № определена по состоянию на 19 ноября 2014 года и составляет <данные изъяты>
Таким образом, исходя из правовых положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости является 19 ноября 2014 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд признает Отчет об оценке № от 18 июля 2017 года надлежащим и допустимым доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 19 ноября 2014 года.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым №, равный <данные изъяты>, установленный в отчете об оценке участвующие в деле лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
Поскольку завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера налоговых платежей, то суд признает, что размер кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума №28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. В данном случае Общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 18 августа 2017 года.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, были внесены в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) 19 ноября 2014 года, а с настоящим административным исковым заявлением в Комиссию ООО «Купеческий двор» обратилось 18 августа 2017 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.
Из чего следует, что срок обращения ООО «Купеческий двор» в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка, являвшаяся предметом настоящего оспаривания, внесена в государственный реестр недвижимости в 2014 году, то кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером18:27:030617:18, определенная в рамках настоящего административного дела, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу пункта 13.7 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 1 сентября 2011 года № П/331 – «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществляет определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. Аналогичное положение содержится в пункте 1 Приказа Федеральной службы кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210.
Поэтому надлежащими ответчиками по данному делу являются Правительство Удмуртской Республики – как орган, утвердивший удельные показатели кадастровой стоимости, и ФГБУ «ФКП Росреестра» как орган, определивший кадастровую стоимость вновь учтенного объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 249, 175-180 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Купеческий двор» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: торгового павильона №, назначение нежилое здание, количество этажей: 1, в том числе подземных: 0, с кадастровым №, расположенного по <адрес> размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты>, определенной отчетом Общества с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Перспектива» №1749 от 18 июля 2017 года по состоянию на 19 ноября 2014 года.
Датой подачи заявления считать 18 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2017 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова