Р Е Ш Е Н И Е
21 июня 2022 года город Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарем ФИО3,
с участием государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 по служебному удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Сорбент» - ФИО1 на постановление №-Ю от Дата, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении АО «Сорбент»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №-Ю от Дата АО «Сорбент» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ по факту нарушения требований при осуществлении производственной деятельности, связанной с эксплуатацией источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что на предприятии организовано произведение корректировки и согласования плана мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) от Дата. По результатам инвентаризации Дата АО «Сорбент» установлено, что в составе выбросов предприятия нет веществ, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ, и нет источников, от которых необходимо сокращать выбросы в период НМУ, разработка мероприятий по снижению выбросов в период НМУ и их корректировка не требуется в силу п.п.10,12 Требований. Письменное обоснование отсутствия необходимости проведения мероприятий по снижению выбросов при НМУ Дата передано в государственную инспекцию по экологии и природопользованию Адрес на согласование, что подтверждается соответствующей отметкой.
АО «Сорбент» о дате судебного заседания извещено заблаговременно (Дата).
Защитник ФИО1 на судебном заседании не участвовала, Дата направила в суд ходатайство об отложении ввиду нахождения в отпуске.
Рассматривая данное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения.
На судебном заседании Дата присутствовала защитник ФИО1, давала пояснения, поддерживая доводы жалобы, ей разъяснены сроки рассмотрения жалобы (до Дата), возражений по поводу назначения даты судебного заседания на Дата в 09:30 ФИО1 не высказала, оставив расписку.
Представитель административного органа – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 в судебном заседании на отложении судебного заседания возражал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, с жалобой не согласен, дополнительно пояснил, что длительное (более 1,5 лет) отсутствие согласования проведения мероприятий по снижению выбросов при НМУ ведет к нарушению законодательства об охране атмосферного воздуха. Вынесенное в отношении должностного лица – ФИО5 постановление отменено, направлено на новое рассмотрение ввиду того, что на предприятии недостаточно четко определено ответственное должностное лицо за проведение данной работы, что ведет к безнаказанности и не побуждает к соблюдению законодательства.
Заслушав участвующее лицо, изучив представленные материалы дела, дело об административном правонарушении, представленное Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования).
Согласно п.1, 2, 3 Требований, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов).
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно п.21 Требований корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
Согласно п. 23 Требований организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает: получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ (рекомендуемый образец формы представлен в Приложении N 4 к настоящим Требованиям); передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ; организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; регистрацию информации о выполненных мероприятиях; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
В соответствии с Уставом 2017 года, АО «Сорбент» осуществляет деятельность по производству и реализации химической продукции, производству и реализации средств защиты органов дыхания и т.д.
АО «Сорбент» осуществляет деятельность на объекте оказывающим негативное воздействие на окружающую среду № 57-0159-001773-П «промышленная площадка» (категория объекта - III, категория риска- Значительная (3)).
Производственная деятельность АО «Сорбент» сопровождается выбросами вред (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Как следует из постановления, основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства: АО «Сорбент» в течение длительного времени не произвело корректировку и согласование плана мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий от 05.06.2015, не подтвердило обоснованность отсутствия необходимости проведения мероприятий в связи с изменением объемов и состава выбросов. Кроме того, на объекте №57-0159-001773-П АО «Сорбент» не осуществляется регистрация информации о выполненных мероприятиях в период неблагоприятных метеорологических условий.
Должностным лицом при вынесении постановления указано о необходимости произвести корректировку и согласование плана мероприятий на период НМУ от 05.06.2015.
Согласно ответу Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 31.05.2022 № 36-06-16-35, Инспекция отклонила направленные АО «Сорбент» на согласование материалы, ввиду того, что представленные пояснения к плату не содержат сведений о наименовании и объемах производимый продукции, необходимо уточнить данные анализа результатов расчетов рассеивания, который представлен не в полном объеме, При этом установлено, что названные мероприятия совершались предприятием при изменении количества выбросов вредных веществ в атмосферу, а также изменения количества источников выбросов.
Установлено, что последняя инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников на объекте HBOC № 57-0159-00173-П АО «Сорбент» окончена 12.01.2022, утверждено обоснование отсутствия необходимости проведения мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, которое согласно пояснениям защитника в марте 2022 направлено для согласования в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию.
Приказ Минприроды России от 28 ноября 2019 г. № 811 предусматривает обязанность по проведению хозяйствующим субъектом корректировки мероприятий при НМУ в случае изменения максимальных разовых выбросов загрязняющих веществ. При этом названным Приказом сроки корректировки плана при НМУ не установлены.
Исходя из описания вмененного нарушения в протоколе об административном правонарушении от 18.02.2022 и постановления о назначении административного наказания от 22.03.2022, юридическому лицу вменяется бездействие, выразившееся в не организации произведения корректировки и согласования плана мероприятий в период неблагоприятных метеорологических условий от 05.06.2015, в связи с изменением объема и состава выбросов. Кроме того, не обеспечило на объекте №57-0159-001773-П АО «Сорбент» регистрацию информации о выполненных мероприятиях в период неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно п.22 Требований в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ (далее - ответственное лицо), в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ (при наличии).
Таким образом, данными Требованиями предусмотрена обязанность хозяйствующего субъекта по назначению ответственного лица, отвечающего за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требованиям статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении отвечает, поскольку составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Принимая во внимание требования норм законодательства об охране атмосферного воздуха, исследовав фактические обстоятельства, установленные по данному делу об административном правонарушении, должностное лицо Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сочло, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт совершения правонарушения подтверждается: протоколом от Дата, составленным в присутствии защитника ФИО1, в условиях надлежащего извещения юридического лица, инвентаризацией от Дата, Планом мероприятий в период НМУ от Дата, отчетами по инвентаризации 2020 года, ответами ГИЭП, и др. доказательствами, которые согласуются между собой и с фактическими данными, являются достаточными, достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Процессуальных нарушений при производстве по делу не установлено.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
Федеральным законом № 70-ФЗ от 26 марта 2022 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту - Закон № 70-ФЗ) внесены следующие изменения.
Согласно ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Изменения, внесенные Законом № 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, по данному делу установлено отсутствие привлечения к административной ответственности виновного должностного лица по причине недостаточности из представленных документов, обосновывающих полномочия ответственного лица, что именно на него возложена обязанность по реализации мероприятий по НМУ, исходя из состава правонарушения, вмененного по протоколу. Выявленные нарушения также вменены должностному лицу АО «Сорбент» - заместителю директора по качеству - начальнику службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности АО «Сорбент» ФИО5 Суд решением от Дата № постановление от Дата №-Д в отношении ФИО5 отменил.
На основании изложенного, оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.03.2022 № 07-01-04/105-Ю о привлечении акционерного общества «Сорбент» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника – без удовлетворения.
Решение в срок 10 дней с момента получения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Копия верна
Судья Е.В.Мухина