Решение по делу № 2а-3710/2018 от 24.05.2018

дело № 2а-3710/18 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2018 года г.Казань

Приволжский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Егоровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Исаевой Л.И. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственным регистраторам Каримовой Р.Р. и Варго Е.Ю. о признании незаконными действий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.

У С Т А Н О В И Л:

Исаева Л.И. (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по по Республике Татарстан о признании незаконным действия по возврату документов без рассмотрения от 12.09.2017 № 16/099/001/2017-53107 и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов путём обязания осуществить государственную регистрацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о признании незаконным действия по решению от 15.09.2017 № 16/17-82598 об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов путём обязания внести сведения о ранее учтённом объекте недвижимости.

В обоснование требований указано, что 07.07.2017 представитель административного истца обратился в Набережно-Челнинский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок. По первому заявлению, среди прочих, было предоставлено свидетельство о праве на наследство по закону № 3-2074 от 11.08.1988. Представитель заявителя письменно настаивал на принятии документов о регистрации права собственности, постановке на кадастровый учёт доли в земельном участке декларированной площадью 910 кв.м. без уточнённого местоположения границ в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Между тем, административным ответчиком незаконно вынесено решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 15.09.2017 № 16/17-82598. По мнению административного истца, Управление Росреестра по Республике Татарстан не приостановило осуществление кадастровых и регистрационных действий и не предоставило срок для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет в виде доводов об отсутствии сведений, позволяющих считать объект ранее учтенным, нет, так как земельный участок образован в 1920г., границы участка установил землемер, архивные документы на земельный участок содержаться в архиве Росреестра. Кроме того, ранее был произведен технический учет дома с земельным участком а кадастровый паспорт здания содержит сведения о границах земельного участка. Также имеются материалы инвентаризации городских земель, предоставленные Набережно-Челнинским отделом Управления Росреестра по Республике Татарстан из своего архива, которые содержат привязку границ земельного участка к местности. Кроме того, для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок было приложено свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом. Также Управление Росреестра по Республике Татарстан ошибочно считает, что отсутствуют сведения о площади земельного участка. В представленном для осуществления регистрационных действий свидетельстве о праве на наследство по закону на жилой дом содержатся сведения о площади земельного участка в размере 910 кв.м.

Ко второму заявлению о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, согласно описи, были представлены: заявление о государственной регистрации права, доверенность, выписка из Устава ООО «ЮФ «Афанасьевы и партнеры», свидетельство о праве на наследство №3-2074 от 11.08.1988, электронный платеж от 07.09.2017 №170907-0036-319283-01286 на сумму 286 руб. в подтверждение оплаты государственной пошлины. Указанное заявление с приложенными документами возвращено административным ответчиком, согласно уведомлению №16/099/001/2017-53107 от 12.09.2017, на том основании, что отсутствует информация об уплате государственной пошлины за регистрацию прав. Данный возврат административный истец считает незаконным, поскольку документ в подтверждение оплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий на сумму 286 руб. был фактически приложен. Услуга по государственной регистрации всего земельного участка составляет 2000 руб., тогда как, согласно правоустанавливающего документа – свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, Исаева Л.И. является правообладателем 1/7 доли земельного участка, исходя из указанного размера доли, и оплачена государственная пошлина в размере 286 руб. (2000 руб. : 7 = 285, 71 руб.).

Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены государственные регистраторы Управления Росреестра по Республике Татарстан - Каримова Р.Р., Варго Е.Ю.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца, уточнив и дополнив административные исковые требования, просила признать незаконным действие Управления Росреестра по Республике Татарстан, государственного регистратора Варго Е.Ю. по возврату документов без рассмотрения от 12.09.2017 № 16/099/001/2017-53107 и устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Исаевой Л.И. путём обязания осуществить на основании части 2 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственную регистрацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, за Исаевой Л.И.; признать незаконным действие Управления Росреестра по Республике Татарстан, главного специалиста Каримовой Р.Р. по решению от 15.09.2017 № 16/17-82598 об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости и устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Исаевой Л.И. путём обязания внести сведения о ранее учтённом объекте недвижимости; о признании незаконным действия по вынесению решения о привлечении к административной ответственности Исаевой Л.И.

Определением суда от 06.07.2018 производство по настоящему делу в части требования Исаевой Л.И. к главному специалисту (государственному регистратору) Управления Росреестра по Республике Татарстан Каримовой Р.Р. о признании незаконным действия по вынесению решения о привлечении к административной ответственности прекращено в связи с тем, что данное требование не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявленными требованиями не согласился по основаниям, указанным в отзыве на административный иск.

Административные соответчики - государственные регистраторы Каримова Р.Р., Варго Е.Ю. в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. От государственного регистратора Варго Е.Ю. поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Суд, в соответствии с положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются заявление и документы, поступившие в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для их проведения.

В силу частей 1, 4 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Согласно части 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Судом установлено, что 07.09.2017 административный истец в лице представителя Афанасьева Р.Е. обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением № 16-0-1-212/30001/2017-1893 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, а именно земельном участке площадью 910 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. В конце заявления установленного образца имеется дополнение изложенное рукописно Афанасьевым Р.Е. «Настаиваю на принятии документов, зарегистрировать право собственности, поставить на кадастровый учет долю в земельном участке декларированной площадью 910 кв.м. без уточнения местоположения границ в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 49 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»» (л.д. 89-92 т.1).

В качестве основания для регистрации представлено свидетельство о праве на наследство по закону от 11.08.1988, зарегистрированное в реестре за № 3-2074, согласно которому государственный нотариус первой Наб.Челнинской государственной нотариальной конторы ТАССР ФИО9 удостоверяет, что на основании статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР наследником имущества ФИО10, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является в размере 1/7 доли дочь – Исаева Л.И., наследственное имущество состоит из жилого дома, состоящего из одноэтажного бревенчатого строения общей полезной площадью 28,2 кв.м., с общей жилой площадью 19,9 кв.м., со служебными и надворными постройками при нём…, находящегося в <адрес>, расположенного на земельном участке размером 910 кв.м., принадлежащего наследодателю на основании договора отчуждения права застройки, удостоверенного 01.06.1929 по реестру № 223, с инвентаризационной оценкой 3661 руб. Данное свидетельство зарегистрировано в бюро технической инвентаризации исполкома Наб.Челнинского городского Совета народных депутатов 22.09.1988 (л.д. 96-97 т.1).

Решением государственного регистратора Набережно-Челнинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан Каримовой Р.Р. от 15.09.2017 № 16/17-82598, со ссылкой на пункт 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, отказано в связи с тем, что в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым, а именно приложенное свидетельство о праве на наследство по закону выдано на жилой дом, правоустанавливающий документ на земельный участок не представлен. При этом заявителю рекомендовано представить заявление о постановке земельного участка на кадастровый учёт и межевой план. Для оформления межевого плана рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру (л.д. 98, 99 т.1).

Поскольку документ, устанавливающий или подтверждающий право на земельный участок, в нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не был представлен административным истцом в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, а представленное свидетельство о праве на наследство от 11.08.1988 не содержит сведений, позволяющих считать земельный участок, на котором расположено принадлежащее истцу домовладение ранее учтенным объектом, а лишь свидетельствует о нахождении в фактическом пользовании собственника домовладения данного земельного участка и не может являться устанавливающим и подтверждающим то или иное право на указанный земельный участок, отказ во внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, выраженный в решении государственного регистратора Набережно-Челнинского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан Каримовой Р.Р. от 15.09.2017 № 16/17-82598, является обоснованным и вынесенным в соответствии с требованиями пункта 2 части 8 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьёй 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» (пункт 9).

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (пункт 9.1).

При этом по смыслу положений части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, в том числе при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено законом о регистрации, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного им заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтённом объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав.

При таких данных доводы представителя административного истца о неверном толковании государственным регистратором положений статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о том, что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка достаточно лишь правоустанавливающего документа на жилой дом с содержанием в нём информации о площади земельного участка, на котором он расположен, суд находит несостоятельными, поскольку акт, свидетельство или другой документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок, на государственную регистрацию административным истцом, её представителем представлены не были.

По изложенным основаниям суд не принимает во внимание и другие доводы представителя административного истца, а именно о том, что земельный участок образован в 1920г., границы участка установил землемер, архивные документы на земельный участок содержатся в материалах инвентаризации городских земель на кадастровый квартал № РТ-52-2-1-4-(10) г.Набережные Челны Республики Татарстан, где имеется каталог координат точек земельного участка административного истца, кроме того, ранее был произведен технический учет дома с земельным участком, при этом кадастровый паспорт дома содержит сведения о границах земельного участка, более того, административный истец оплачивает установленные законом налоги на землю, поскольку данные доводы основаны на неверном понимании действующих норм Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также на применении представителем административного истца лишь частичных положений данного закона при его трактовании.

Согласно пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, представленные материалы инвентаризации городских земель на кадастровый квартал № РТ-52-2-1-4-(10) г.Набережные Челны Республики Татарстан составлены некорректно, в них отсутствует декларация о факте использования земельного участка, соответственно, отсутствуют сведения о виде разрешённого использования земельного участка, а также о правоустанавливающем, либо правоподтверждающем документе, в соответствии с которым лицо использовало указанный земельный участок, при этом каталог координат точек является устаревшим. Кроме того, из приложенного к заявлению о государственном кадастровом учёте свидетельства о прав на наследство по закону на жилой дом также не усматривается, для каких целей использования был предоставлен земельный участок: для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или других целей.

Относительно доводов представителя административного истца о необходимости принятия административными ответчиками документов от административного истца, связанных с регистрацией права собственности на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 части 2 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившей в силу с 01.01.2017, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Согласно части 3 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Аналогичные положения содержались в статье 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшей до 01.10.2017.

Таким образом, из толкования положений вышеуказанной статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в совокупности со всеми частями, при осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок гражданину, которому принадлежит на праве собственности расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, необходимо вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, предоставить документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина – любого прежнего собственника указанного задания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Между тем, ни один из указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документов для осуществления государственной регистрации прав,административным истцом, её представителем представлены не были.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом в случае, если здание, сооружение расположено на земельном участке и помещения в здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута или имеют право на заключение соглашения о его установлении, совместно обращаются в уполномоченный орган (пункт 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных выше норм материального права, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, а для лиц, являющихся собственниками одного жилого дома, обязательным условием приобретения каждым из них права общей долевой собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.

В сложившейся ситуации, поскольку к административному истцу по праву наследования перешло право собственности на долю жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 910 кв.м., административный истец и иные сособственники жилого дома обладают субъективным правом на приобретение земельного участка в собственность путем обращения с заявлением о приобретении прав на земельный участок в орган местного самоуправления.

При таком положении, поскольку представленное свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом не содержит сведений, позволяющих считать земельный участок, на котором расположено домовладение, ранее учтённым объектом, при этом учитывая, что административным истцом, её представителем не приложены иные документы, являющиеся основаниями для внесения сведений о ранее учтённом объекте, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Татарстан Каримовой Р.Р. от 15.09.2017 № 16/17-82598.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным решения от 15.09.2017 № 16/17-82598 об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости и возложении обязанности на административных ответчиков по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Исаевой Л.И. путём внесения сведений о ранее учтённом объекте недвижимости.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным действия по возврату документов без рассмотрения от 12.09.2017 № 16/099/001/2017-53107 и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прав на земельный участок в силу следующего.

Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1настоящего пункта: для физических лиц составляет 2 000 руб.

Как следует из заявления представителя заявителя Исаевой Л.И. - Афанасьева Р.Е., он обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности в порядке наследования на 4/7 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, где в пункте 14 «Примечание» указан размер доли - 4/7 и проставлена собственноручная подпись представителя заявителя Исаевой Л.И. - Афанасьева Р.Е. (л.д. 102 т.1).

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, данные о видах разрешенного использования земельного участка отсутствуют.

Таким образом, заявителем при обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию объектов недвижимости, с заявлением о государственной регистрации права собственности на 4/7 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в порядке наследования с неустановленным видом разрешенного использования подлежала к оплате государственная пошлина в размере 1 142, 85 руб., исходя из расчёта: 2000 руб. * 4/7.

Тогда как фактически была оплачена государственная пошлина в размере 286 руб., что подтверждается квитанцией от 07.09.2017 г. с номером платежа 170907-0036-319283-01286 (л.д. 20).

При таких данных, суд приходит к выводу, что действия Управления Росреестра по Республике Татарстан, выраженные в возврате документов без рассмотрения от 12.09.2017 являются обоснованными и соответствующими положениям части 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (решений) должностного лица (незаконности принятого им решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Между тем установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупности таких условий как несоответствие оспариваемых действий (решений) (отказа, оставления без рассмотрения) требованиям закона и нарушение этими действиями (решениями) (отказами, оставлениями без рассмотрения) прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Сама по себе иная оценка представителем административного истца норм действующего законодательства не может служить основанием для признания оспариваемых действий, решений незаконными.

Таким образом, административное исковое заявление Исаевой Л.И. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Исаевой Л.И. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственным регистраторам Каримовой Р.Р. и Варго Е.Ю. о признании незаконным действия по возврату документов без рассмотрения от 12.09.2017 № 16/099/001/2017-53107 и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов путём обязания осуществить государственную регистрацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, о признании незаконным действия по решению от 15.09.2017 № 16/17-82598 об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов путём обязания внести сведения о ранее учтённом объекте недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                          Д.И. Галяутдинова

2а-3710/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Исаева Л.И.
Ответчики
государственный регистратор Варго Е.Ю.
Управление Росреестра по РТ
государственный регистратор Набережно-Челнинского отдела Управления Росреестра по РТ Каримова Р.Р.
Другие
Афанасьев Р.Е. (ООО "Юридическая фирма "Афанасьева Г.Н., Афанасьев Р.Е. и партнеры")
Суд
Приволжский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Дело на странице суда
privolzhsky.tat.sudrf.ru
24.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2018[Адм.] Судебное заседание
28.06.2018[Адм.] Судебное заседание
06.07.2018[Адм.] Судебное заседание
11.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее