УИД № 10RS0017-01-2021-000431-63
Дело № 2-351/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2021 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при ведении протокола помощником судьи Попковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стрилец И.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав,
установил:
Стрилец И.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии в его стаж необоснованно не были включены периоды работы в качестве фермера с 1991 г. по 1996 г., а также с 2001 г. по 2006 г. Просит суд обязать ответчика включить в его страховой стаж периоды работы фермером с 01 января 1991 г. по 31 декабря 1996 года, а также с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2005 г.
13 апреля 2021 г. истец исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика включить в его трудовой стаж период работы фермером с 01 января 1991 г. по 31 декабря 1996 года, а также с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в нём основаниям.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) Сизова И.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поскольку истец уплату страховых взносов как глава крестьянского (фермерского) хозяйства не производил, периоды с 26 февраля 1996 г. по 31 декабря 1996 г., с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2003 г. истцу включены в страховой стаж.
Суд, заслушав участников процесса, опросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ст. 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент спорных правоотношений) в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве
В силу ст. 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. При этом время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Как следует из содержания ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год» для индивидуальных предпринимателей, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также иностранных граждан, частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, аудиторов тариф страховых взносов устанавливался в размере 5 процентов дохода, полученного от их деятельности. Указанные категории плательщиков, использующие в своей деятельности труд наемных работников, уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от указанных выплат.
Статья ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» предусматривает, что при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, действовавшие в испрашиваемый истцом период, приравнивали при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уплату взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п. 5). Пунктом 15 указанных Правил было установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов работы, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (абз. 3 п. 9).
Действующее в спорный период законодательство, в частности, Закон № 348-1, Закон № 207-ФЗ, постановление Правительства РФ № 1020, наделяя крестьянское (фермерское) хозяйство правами юридического лица, содержало различные подходы к уплате взносов на обязательное социальное страхование по отношению к наемным работникам и членам крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе его главе. При этом уплату страховых взносов за наемных работников осуществляло крестьянское (фермерское) хозяйство, а главы и члены крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляли уплату страховых взносов самостоятельно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой, как глава фермерского хозяйства, истец должен был производить уплату страховых взносов за себя самостоятельно.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04 декабря 2007 г. № 950-О-О, о том, что лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Утратившим силу с 01 января 2002 г. Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 01 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
Судом установлено, что Стрилец И.С. является получателем трудовой пенсии по старости.
Из трудовой книжки истца следует, что в периоды с 21 марта 1991 г. по 20 февраля 1996 г. Стрилец И.С. являлся главой фермерского хозяйства <Данные изъяты>
Стрилец И.С. был зарегистрирован администрацией п. Курккиеки 06 февраля 1996 г. в качестве предпринимателя без образования юридического лица, вид деятельности – производство сельскохозяйственной продукции.
28 сентября 2004 г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены сведения об индивидуальном предпринимателе Стрилец И.С., вид предпринимательства – глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
По ходатайству истца в судебном заседании были допрошены свидетели Филатов В.А. и Казымова М.К.о., из показаний которых следует, что им известно об осуществлении трудовой деятельности Стрилец И.С. в качестве главы фермерского хозяйства.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, суд признаёт их достоверными.
Также истцом представлены почетные грамоты, которыми Стрилец И.С., глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лахденпохского района награждается Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия за многолетний, добросовестный труд (октябрь 1999 г., октябрь 2002 г.), Главы администрации местного самоуправления Лахденпохского района (июль 2001 г.), Министерством сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия (июль 2006 г.).
Материалы дела содержат газетные публикации «Земля не терпит бесхозяйственности», «Один в поле воин!», отражающие работу истца в качестве главы фермерского хозяйства в указанные периоды.
Решением ответчика № 339892/20 от 25 декабря 2020 г. отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, при подсчете стажа Стрилец И.С. не были учтены периоды прохождения им военной службы по призыву в районах Крайнего Севера, при этом указанный период не является предметом настоящего спора.
Между тем, из указанного решения следует, что 21 декабря 2020 г. Стрилец И.С. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
С 01 января 2015 года порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховой пенсии регулирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ 2О страховых пенсиях».
На момент подачи заявления об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости страховой стаж у Стрилец И.С. составляет 27 лет 00 месяцев 17 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 23 года 01 месяца 07 дней.
Согласно части 4 статья 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ.
Таким образом, истец имеет необходимый страховой стаж работы.
Представленной в материалы дела справкой ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) подтверждается факт уплаты налогов за период с 26 февраля 1996 г. по 31 декабря 1997 г., за период с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г., за период с 01 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г.
Вопреки доводам иска, истцу в его страховой стаж периоды работы фермером включены периоды с 01 января 1991 г. по 11 марта 1991 г., с 26 февраля 1996 г. по 31 декабря 1996 г., а также с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г., с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г., с 01 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности подтверждается свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что законодательство, устанавливающее порядок подсчета трудового стажа, действующее как в спорный период, так и на момент оценки пенсионных прав истца, содержало условие о необходимости уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в определенном порядке и размере.
Согласно сведениям, предоставленным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия, от Стрилец И.С. за период с 01 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. поступил в том числе, Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет ПФ, налоговые льготы за указанный период не предоставлялись, предоставлялись налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 1996 г., за 2001 г., по единому сельскохозяйственному налогу – за 2004 г., 2005 г., 2006 г.
Таким образом, суд полагает возможным обязать ответчика включить истцу в страховой стаж периоды работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 01 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г. в связи с уплатой им страховых взносов.
Поскольку страховые взносы в установленном порядке за периоды с 12 марта 1991 г. по 25 февраля 1996 г. истцом не были уплачены, доказательств, свидетельствующих об обратном не представлено, доводы истца об освобождении его от уплаты страховых взносов не нашли подтверждения, поэтому правовых оснований для включения данного периода работы в страховой стаж не имеется.
На основании изложенного, суд полагает исковые требования истца подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) включить Стрилец И.С. в страховой стаж периоды работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 01 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г.
в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 12 мая 2021 г.