УИД: 58RS0030-01-2023-004647-11 1 инстанция № 2-2299/2023
Судья Панкова А.С. № 33-1480/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Бурдюговского О.В.,
и судей Богатова О.В., Мягковой С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Воронцовой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда дело по иску ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «Эдельвейс» о защите прав неопределенного круга потребителей
по апелляционной жалобе ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 18.12.2023, которым постановлено:
«В удовлетворении иска ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «Эдельвейс» о защите прав неопределенного круга потребителей – отказать».
Заслушав доклад судьи Мягковой С.Н., судебная коллегия
установила:
ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с иском к ТСЖ «Эдельвейс» о защите прав неопределенного круга потребителей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 18.10.2023 ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» провело общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ТСЖ «Эдельвейс» осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом (далее также – МКД).
В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Пенза, ул. Ивановская, д. 152, в государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация: факс, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, класс энергетической эффективности, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчет по управлению МКД.
Истцом на электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений, однако ответчик их не устранил до настоящего времени.
Истец просил признать действия ответчика по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ противозаконными, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14.06.2016 № 264 и Федеральным Законом РФ «О ГИС ЖКХ»; обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст. ст. 6, 7 ФЗ РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно: факс, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, класс энергетической эффективности, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчет по управлению МКД; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации (областную газету «Наша Пенза») резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу АППО понесенные расходы в размере 20000 руб.
Первомайский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» Яшин С.А. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не регулируют порядок проведения общественного контроля и деятельность общественной организации. При проведении общественного контроля ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» руководствовалось ст. ст. 45, 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми при проведении общественного контроля обращение потребителя не требуется. Факт нарушений, которые допустил ответчик, были подтверждены представленными суду снимками экранов, которые являются надлежащими доказательствами по смыслу требований ст. ст. 55, 71 ГПК РФ, однако суд данным доказательствам надлежащей оценки не дал. Кроме того, ссылается на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14.09.2020 №1-11/11-4985, согласно которому УО, ТСЖ, ЖСК обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, за не размещение которой предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулирует Федеральный закон от 21.07.2014 № 2019-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В соответствии с ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.
Порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), установлены Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России от 29.02.2016 № 114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с абз. 4 и 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Материалами дела установлено, что согласно п. п. 1.1 и 2.1 Устава ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, целью которого является защита прав и интересов потребителей.
Согласно п. 3.1 Устава ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом № 152 по ул. Ивановская в г. Пензе осуществляется ТСЖ «Эдельвейс».
С целью определения соответствия требованиям Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» размещенной ТСЖ «Эдельвейс» в ГИС ЖКХ информации, общественным инспектором ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» Яшиным С.А. 18.10.2023 был проведен общественный контроль.
По результатам контрольных мероприятий общественным инспектором был составлен акт общественного контроля от 18.10.2023, в котором указано, что ТСЖ «Эдельвейс» не соблюдены требования законодательства, регулирующие вопросы размещения информации в ГИС ЖКХ в отношении указанного многоквартирного дома, а именно: номере факса, о членстве товарищества в саморегулируемой организации, о доле участия в уставном капитале, класс энергетической эффективности, системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав общего имущества в МКД, о капитальном ремонте в МКД, о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, отчет по управлению МКД.
В связи с указанными обстоятельствами ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» 18.10.2023 направило на электронный адрес ответчика претензию с требованием об устранении выявленных нарушений и просило разместить недостающую информацию в отношении многоквартирного дома.
08.11.2023 экспертом Яшиным С.А. была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 18.10.2023, утвержденная председателем ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области», согласно которой на сайте ГИС ЖКХ указанная ранее информация так и продолжает отсутствовать, в связи с чем сделан вывод о нарушении ответчиком требований п. п. 14, 24, 42, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал установленным и исходил из того, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, истцом был нарушен порядок проведения общественного контроля.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 19 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 17.1 ст. 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля.
В силу п. 7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
На основании п. 3 Правил к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе некоммерческие организации.
В соответствии с п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля.
Согласно п. 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.
Из п. 6 Правил следует, что решение о поведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 01.07.2017 – в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п.п. 19, 20 Правил по результатам проведения проверки оформляется итоговый документ. Субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещений в сети «Интернет», а с 01.07.2017 – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Основываясь на вышеприведенных нормах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии проведенной проверки требованиям, предъявляемым к ней, нарушении порядка ее проведения, а доводы апеллянта об обратном являются несостоятельными.
Представленные стороной истца в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля обоснованно оценены судом первой инстанции как недопустимые доказательства, поскольку они составлены не уполномоченными органами и в нарушение положений ст. 71 ГПК РФ не заверены надлежащим образом.
Следовательно, представленные истцом документы не подтверждают отсутствие в ГИС ЖКХ указанной в иске информации на даты контроля и экспертизы, поскольку они оформлены не уполномоченными органами в рамках предусмотренной законом процедуры и не позволяют однозначно определить отсутствие данной информации на дату общественного контроля; предписаний от уполномоченного органа на устранение указанных в иске нарушений и указаний на их наличие ответчику не поступали.
При этом, как следует из материалов дела, информация, обязанность по размещению которой возложена на организацию, осуществляющую управление домом, размещена в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов в системе размещают органы местного самоуправления.
Довод жалобы о неприменении к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку нормами данного Федерального закона суд при разрешении настоящего спора не руководствовался.
Ссылка апеллянта на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14.09.2020 №1-11/11-4985, а также на предусмотренную КоАП РФ административную ответственность за неразмещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства правового значения не имеет, на законность и обоснованность принятого судом решения не влияет. Сведения о привлечении ответчика к административной ответственности за указанное правонарушение в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что истцом при осуществлении общественного контроля нарушен установленный законом порядок проведения проверочных мероприятий, доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно не оценены представленные в качестве доказательств и обоснования заявленных требований скриншоты с сайта, правового значения не имеют, на законность и обоснованность принятого судом решения не влияют.
Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения в силу положений ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Пензы от 18.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2024.
Председательствующий:
Судьи: