Дело № 2-203/2018 Решение изготовлено «26» марта 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации26 марта 2019 года г. Гаврилов-Ям
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Павлюченко А.А.,
при секретаре Уколицкой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Заячье-Холмского сельского поселения Ярославской области о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области Сизинцев А.А., действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Заячье-Холмского сельского поселения Ярославской области о возложении обязанности обустроить естественный водоисточник – пожарный водоем, расположенный в с. Заячий-Холм Гаврилов-Ямского района, подъездной площадкой с твердым покрытием размером не менее 12 метров в ширину и 12 метров в длину для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с требованиями п. 9.4 СП 8.13130.2009 в срок до 01 сентября 2019 года: обеспечить подъезд к указанному водоему пожарной техники, расчистив дорогу; установить у указанного водоема указатели согласно требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2015 в срок до 01 октября 2019 года.
В обоснование требований истцом указано, что прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области с 26.02.2019 г. по 28.02.2019 г. проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму органами местного самоуправления Гаврилов-Ямского муниципального района. В ходе проверки администрации Заячье-Холмского сельского поселения Ярославской области установлено, что в с. Заячий-Холм Гаврилов-Ямского района имеется пожарный водоем, не состоящей на балансе администрации, но, вместе с тем, находящийся в обладании последней и содержащийся за счет бюджетных средств данной администрации. В ходе выхода на место выявлено, что в нарушение вышеизложенных норм данный водоем не имеет площадки с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года; к пожарному водоему не обеспечен подъезд пожарной техники, не расчищена дорога.
В судебном заседании помощник прокурора Гаврилов-Ямского района Борисова Т.А. поддержала исковые требования, и подтвердила доводы искового заявления.
Представитель ответчика администрации Заячье-Холмского сельского поселения Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ростовскому, Борисоглебскому и Гаврилов-Ямскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ст. 3 указанного нормативного акта террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:
а) недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета
жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами;
б) своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;
в) минимизация последствий террористического акта и его
неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или
отдельные социальные группы;
г) восстановление поврежденных или разрушенных в результате
террористического акта объектов;
д) возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
Судом установлено, что пожарный водоем, расположенный в с. Заячий – Холм Гаврилов-Ямского района, не имеет площадки с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года; к пожарному водоему не обеспечен подъезд пожарной техники, не расчищена дорога; у пожарного водоема не установлены указателя согласно ГОСТ Р 12.4.026-2015, что значительно осложняет забор воды из указанного водоема для целей пожаротушения и снижает эффективность действий противопожарных служб.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: сообщением начальника отделения ОНДиПР по Ростовскому, Борисоглебскому и Гаврилов-Ямскому районам Цветкова А.Ю., фототаблицей.
Ответчиком данный факт опровергнут не был.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
На основании ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 ФЗ № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.
Согласно ст. 19, 38 ФЗ № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления.
Согласно ст. 62, п.п. 2 ч. 1 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года №123-Ф3 (далее - ФЗ № 123-ФЗ) здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются указанным Федеральным законом. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1, п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 68 ФЗ № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 9.4, 9.9 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» СП 8.13130.2009, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026-2015.
К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
Пожарный водоем, расположенный в с. Заячий-Холм Гаврилов-Ямского района, числится как не состоящей на балансе администрации Заячье-Холмского сельского поселения, но, вместе с тем, находящийся в обладании последней и содержащийся за счет бюджетных средств администрации.
Несоблюдение органом местного самоуправления требований пожарной безопасности может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, создает угрозу жизни и здоровью жителей и гостей с. Заячий-Холм Гаврилов-Ямского района, их имуществу, препятствуют эффективности действий при минимизации и ликвидации последствий террористических актов.
Обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц вызвано существованием опасности (угрозы) причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить.
Обязать администрацию Заячье-Холмского сельского поселения Ярославской области обустроить естественный водоисточник – пожарный водоем в с. Заячий-Холм Гаврилов-Ямского района, подъездной площадкой с твердым покрытием размером не менее 12 метров в ширину и 12 метров в длину для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с требованиями п. 9.4 СП 8.13130.2009 в срок до 01 сентября 2019 года: обеспечить подъезд к указанному водоему пожарной техники, расчистив дорогу; установить у указанного водоема указатели согласно требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2015 в срок до 01 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суда через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Павлюченко