Судья Сараева Т.И. дело № 33а-7229/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Колесниковой Д.А., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Л.С. Бегман на решение Печорского городского суда Республики Коми от 16 октября 2018 года, которым
признаны незаконными действия администрации ФКУ ИК - 49 Управления ФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в помещении Дзензуры В.Н. в период времени с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в камеру <Номер обезличен> ПКТ (в которой по системе холодного водоснабжения подавалась питьевая вода, не соответствующая требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", использовался для освещения светильник типа ..., предназначенный для наружного применения) в ненадлежащие материально-бытовые условия содержания, нарушающие его права человека.
взыскана с ФКУ ИК-49 Управления ФСИН России по Республике Коми государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Печора" в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения Дзензура В.Н., представителя УФСИН по Республике Коми Алябушевой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Дзензура В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-49 Управления ФСИН России по Республике Коми, в котором, уточнив требования, просил признать незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-49 Управления ФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в содержании его в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в камере <Номер обезличен> ПКТ здания ШИЗО-ПКТ ФКУ ИК-49 Управления ФСИН России по Республике Коми в ненадлежащих материально-бытовых условиях содержания, повлекших нарушение гарантированных ему в статьях 21 и 41 Конституции Российской Федерации прав. В обоснование заявленных требований указал на несоответствие поступающей по системе холодного водоснабжения питьевой воды утверждённым СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01) требованиям, использование в камере для освещения светильник типа ..., предназначенный для наружного применения.
В судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи, административный истец на уточнённых исковых требованиях настаивал, указанные в их обоснование доводы поддержал.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление ФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица - ФКУЗ "Медико-санитарная часть № 11 ФСИН России по Республике Коми".
Представитель административного ответчика, соответчика Бегман Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ "Медико-санитарная часть № 11 ФСИН" в судебное заседание не явился, представил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления ФСИН России по Республике Коми, извещённого о времени и месте судебного разбирательства и судом принято приведённое решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-49 Управления ФСИН России по Республике Коми Бегман Л.С. просит об отмене вынесенного решения суда в части как незаконного по основанию обеспечения осужденного Дзензуры В.Н. питьевой водой надлежащего качества, настаивая на том, что Учреждением приняты необходимые меры для обеспечения прав, в том числе, административного истца. Ранее вынесенное судом решение, которым Учреждение обязано было привести питьевое водоснабжение в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 исполнено посредством установки водоочистного оборудования в столовой жилой зоны. Постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство по основанию полного и фактического исполнения требований исполнительного документа окончено. Указывает, что для обеспечения осуждённых, отбывающих наказание в штрафных изоляторах и помещения камерного типа, вышеуказанная вода поставляется в пластиковых бутылях.
Доводов относительно незаконности вынесенного решения в части, касающейся необеспечения надлежащих материально-бытовых условий содержания при использовании для освещения камер светильников типа ..., апелляционная жалобе на содержит.
Настоящее дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Бегман Л.С. рассмотрено судебной коллегией с использованием системы видеоконференц-связи.
В судебном заседании Дзензура В.Н. с доводами апелляционной жалобы представителя административного ответчика не согласился, настаивал на законности оспариваемого решения суда.
Представитель УФСИН России по Республике Коми Алябушева Е.В.,
ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми и ФКУЗ "Медико-санитарная часть № 11 ФСИН", надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, чявку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Пунктом 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со статьёй 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, приговором ... суда г. ... от <Дата обезличена> Дзензура В.Н. осуждён по ... Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на ... лет с отбыванием наказания в колонии ... режима. На основании положений статьи ... Уголовного кодекса Российской Федерации <Дата обезличена> ему назначено принудительное лечение и наблюдение у ..., сроком по <Дата обезличена>
<Дата обезличена> Дзензура В.Н. из ИК-... прибыл в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми. Содержится в отряде <Номер обезличен> - строгие условия отбывания наказаний (СУОН).
Постановлением начальника ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми от <Дата обезличена> Дзензура В.Н. за нарушение установленного порядка отбывания наказания переведён в помещение камерного типа сроком на .... В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Дзензура В.Н. был помещен в камеру <Номер обезличен> ПКТ, что не оспаривается сторонами.
Ненадлежащие, по мнению административного истца Дзензуры В.Н., условия содержания в помещениях учреждения уголовно-исполнительной системы явились поводом обращения в суд с настоящим административным иском.
В силу положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
В силу положений статьи 13 названного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии со статьёй 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными, принятые на Первом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобренные Экономическим и Социальным Советом в его Резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года, предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключённые, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причём должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно пункту 11 указанных выше Правил в помещениях, где живут и работают заключённые, искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.
В пункте 20 Правил обращено внимание на то, что каждый заключённый должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.Согласно установленным в приложении к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 нормам обеспечения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, помещения камерного типа и штрафного изолятора, камера ПКТ должны быть обеспечены баком для питьевой воды с кружкой и тазом, и подставкой под бак для воды питания.
Материалами дела подтверждается, что водообеспечение на объекты ФКУ ИК-49 осуществляется из трёх скважин: скважины 1, расположенной в жилой зоне, скважины 2, расположенной у котельной, и скважины 3 - вне жилой зоны.
Из представленных в материалы дела доказательств, акта <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, составленного старшим врачом по общей гигиене ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 по результатам плановой выездной проверки в отношении ФКУ ИК - 49, следует, что лабораторные исследования проб воды в <Дата обезличена> на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 показали несоответствие (превышение) показателей воды нормативам по ..., ..., ....
В акте специалистом указано на то, что для обеспечения питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 необходимо установить на централизованный водопровод ИК - 49 высокопроизводительное оборудование блочно-модульного типа с применением необходимой технологии водоподготовки (окисление растворенного железа, ионно-обменная фильтрация), для большого объёма водопотребления и особенностями санитарно-химического состава подземной воды (высоким содержанием железа ... мг/дм3 при норме ... мн/дм3, превышение мутности ... мг/л при норме ... мг/л). Другие технологии водоподготовки (аэрация) не обеспечивают доведение качества подземных вод до нормативных показателей.
На необходимость установки высокопроизводительного оборудования блочно-модульного типа на централизованный водопровод колонии также указано в акте проверки <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, составленного по результатам плановой выездной проверки ФКУ ИК-49. (л.д. ...)
Предписанием <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России предложено ФКУ ИК-49 Управления ФСИН России по Республике Коми в срок <Дата обезличена> принять меры по обеспечению доброкачественной питьевой водой, отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 всех объектов учреждения.
<Дата обезличена> Печорским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми внесено представление об устранении в течение ... выявленных нарушений закона, поскольку ненадлежащее исполнение сотрудниками ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми вышеуказанных требований закона и подзаконных нормативных актов нарушает права осужденных и повлекли обоснованное обращение осуждённого Дзензура В.Н. в органы прокуратуры.
Согласно заключению служебной проверки от <Дата обезличена> (л.д....) ФКУ ИК-49 по результатам проверки указано проработать с Управлением ФСИН России по Республике Коми вопрос о возможности закупки и установке на централизованный водопровод ФКУ ИК-49 высокопроизводительного оборудования блочно-модульного типа с применением необходимых технологий водоподготовки в срок до <Дата обезличена>.
В рамках проверки, на основании письменных объяснений старшего инспектора группы ЖБИ и ХО ИК-49 установлено, что природная особенность химического состава артезианской воды в Республике Коми, подаваемой в водопровод учреждения из 3 собственных артезианских скважин учреждения, заключается в превышении показателей ..., что придает воде специфических запах и привкус. Остальные физико-химические показатели воды остаются в норме и соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Испытания воды из скважин, проводимые <Дата обезличена>, показали незначительное превышение ..., ..., .... Для улучшения вкусовых качеств воды на питьевые нужды осуждённых и приготовление пищи в столовой жилой зоны установлено водоочистное оборудование "...", очищающее воду от посторонних примесей, в том числе .... Данной водой (для питьевых нужд) пользуются все осужденные без ограничения.
В своём ответе от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на имя административного истца по результатам рассмотрения поданного Дзензурой В.Н. обращения ФКУ ИК-49 со ссылкой на результаты лабораторных исследований проб воды, отобранных аккредитованной организацией МУП "..." из скважин в <Дата обезличена>, подтвердило несоответствие качества воды СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям: ..., ..., ..., ....
Как указано выше и следует из материалов дела, для обеспечения доброкачественной водой ФКУ ИК - 49 в столовой учреждения установлено водоочистительное оборудование "..." ...
Для обеспечения питьевой водой камер ШИЗО/ПКТ организована доставка воды в пластиковых емкостях объёмом ... литров из столовой, где установлено водоочистительное оборудование. При этом, в акте <Номер обезличен> от <Дата обезличена> отмечено, что в камерах ШИЗО-ПКТ имеются питьевые бачки.
Давая оценку оспариваемым действиям (бездействию) административного ответчика по обеспечению надлежащих условий содержания осуждённого Дзензуры В.Н. в части, касающейся соблюдения качества поставляемой по системе холодного водоснабжения питьевой воды, суд оценил установленные по делу обстоятельства применительно к требованиям закона, и с учётом закреплённых в международных правовых актах и гарантированных Конституцией Российской Федерации прав осуждённых на обеспечение надлежащих условий содержания, пришёл к правильному выводу об обоснованности требований административного иска в изложенной части.
Обеспечение осуждённых водой из станции водоочистки "...", расположенной в столовой учреждения, на что указано с акте <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и также следует из справки старшего инспектора группы КБИ и ХО М.. от <Дата обезличена>, не может являться надлежащим, свидетельствующим об отсутствии нарушения прав поднадзорного лица.
Из материалов дела не следует, что качество поставляемой в камеры питьевой воды в заявленный период (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>) отвечало установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 требованиям.
В нарушение положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком как ответственным лицом таких доказательств не представлено. Согласно материалам дела, пробы воды за указанный период по результатам очистки воды из скважин водоочистным оборудованием "..." ... для лабораторного исследования на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 не отбирались. Данных, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Более того, помимо изложенного, согласно выводам компетентного лица, указанным в актах проверки по результатам осуществления государственного контроля, использование аэрационных установок не обеспечивает доведение качества подземных вод до нормативных показателей. Для обеспечения соответствия воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 необходимо установить на централизованный водопровод высокопроизводительное оборудование блочно-модульного типа с применением необходимой технологии водоподготовки, которое на сегодняшний день не установлено.
При фактических обстоятельствах, изложенные в обоснование позиции по делу и указанные в апелляционной жалобе доводы о том, что установленная вступившим в законную силу решением ... суда ... от <Дата обезличена> обязанность ФКУ ИК - 49 УФСИН России по Республике Коми привести питьевое водоснабжение ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми в соответствие с нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 фактически исполнена, в столовой учреждения установлено водоочистительное оборудование "..." ..., не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о качестве воды, поставляемой в указанный в административном исковом заявлении период осужденным ИК - 49, в частности, осуждённому Дзензуре В.Н..
Кроме того, как того требует закон, по нормам обеспечения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, указанным в приложении к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512, помещения камерного типа и штрафного изолятора, камера ПКТ должны быть обеспечены баком для питьевой воды с кружкой и тазом, и подставкой под бак для воды питания.
Из внесенного прокурором Печорской прокуратуры по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях по результатам осуществления надзорной деятельности представления от <Дата обезличена> <Номер обезличен> следует, что в <Дата обезличена> установлено, что в камерах ПКТ отсутствуют баки для питьевой воды и подставки для них.
Согласно ответу ФКУ ИК-49 от <Дата обезличена> <Номер обезличен> факт нарушения требований приложения № 2 Приказа № 512, выразившийся в отсутствии в камерах ШИЗО/ПКТ баков для питьевой воды и подставок для них, со стороны сотрудников учреждения подтвердился.
В данном случае, с учетом приведённых в настоящем определении нормативных положений и фактических обстоятельств по делу, в отсутствие документального подтверждения качества поставляемой воды и ее соответствия требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 в спорный период, основания для вывода об обеспечении надлежащих условий содержания осужденного Дзензуры В.Н. при поставке ему питьевой воды отсутствовали.
На основании представленных в материалы дела актов, заключений контролирующих и надзирающих органов, внесенных в адрес ФКУ ИК-49 предписаний и представлений, также установлено, что в помещениях ИК - 49 для освещения, в том числе, камер ШИЗО/ПКТ установлены светильники .... Данный тип светильников предназначен для наружного применения (общее освещение зданий, проходов, подземных переходов) и не может использоваться в жилых помещениях.
Проверяя законность оспариваемых действий (бездействия) в части содержания Дзензуры В.Н. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в камерах ШИЗО/ПКТ с освещением светильниками маркировки ..., на основании фактических обстоятельств суд также пришёл к правильному выводу об обоснованности требований иска в изложенной части.
Согласно материалам дела, в соответствии с маркировкой данный тип светильников предназначен для наружного применения (общее освещение зданий, проходов, подземных переходов) и не может использоваться в жилых помещениях. Указанный светильник предназначен для работы на открытом воздухе.
В данном случае, размещение осуждённых в помещениях, где освещение осуществляется приборами, преимущественно предназначенными для наружного (промышленного) освещения не может свидетельствовать о соблюдении при их размещении принадлежащих им прав, в частности, на комфортные с учётом имеющихся ограничений условия содержания.
Руководствуясь изложенным, суд обоснованно указал на размещение Дзензура В.Н. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в камерах ШИЗО/ПКТ, где использовались для освещения светильники маркировки ..., как не отвечающее надлежащим материально-бытовым условиям размещения, неправомерным.
Учитывая изложенное, на основании выводов, приведённых в апелляционном определении, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного решения по доводам апелляционных жалоб.
Суд на основании доказательств, представленных в материалы дела, пришёл к обоснованному выводу о доказанности нарушений прав истца со стороны ответчика в результате допущенных при помещении Дзензуры В.Н. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ненадлежащих условий его содержания в камере <Номер обезличен> ПКТ, выразившихся в использовании при освещении камеры светильника маркировки ..., предназначенного для наружного освещения, и подаче воды, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они следуют из анализа приведённых правовых норм и всей совокупности представленных и исследованных судом доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для сомнения в их обоснованности, правомерности и законности.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Л.С. Бегман - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи