Дело № 2а-435/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2019 г. г.Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анципович Т.В.,
при секретаре Веретенниковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области к Капраловой Екатерине Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к Капраловой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу в размере 4 236 руб.; пени по земельному налогу в размере 51,89 руб. Административное исковое заявление мотивировано тем, что на налоговом учете в Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области состоит Капралова Е.В. Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. На основании Закона РФ « О плате за землю» от 11.101991 г. №1738-1 и в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ, а также п.1 ст..23 НК РФ, ч.1 ст. 45 ч.1 НК РФ Капралова Е.В. является налогоплательщиком. Налогоплательщик имеет в собственности объекты налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 5000, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ В связи с неуплатой налога на основании ст. 69 НК РФ Капраловой Е.В. выставлены требования от 22.12.2016 г. №, от 08.02.2018 г. № об уплате налога. На сегодняшний день к уплате подлежит сумма задолженности 4 287 руб. 89 коп., пени – 51, 89 руб. К моменту подачи административным истцом административного искового заявления срок для обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимки в судебном порядке, в соответствии с положениями ст. 48 НК РФ истек. Срок для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании указанной выше задолженности в настоящее время пропущен по причине большой загруженности в работе инспекции связанной с огромным количеством налогоплательщиков состоящих в ней на учете, что на наш взгляд является основанием (уважительной причиной) к восстановлению пропущенного срока на взыскание ее в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.23,48 НК РФ, ст.286 КАС РФ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области просит восстановить пропущенный срок на взыскание задолженности по налогу и пени за 2015, 2016 г. в общей сумме 4 287 руб. 89 коп.; взыскать задолженность по налогу и пени за 2015,2016 г. с Капраловой Е.В. в общей сумме 4 287 руб. 89 коп, в том числе: земельный налог с физических лиц – 4 236 руб., пени – 51,89 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Капралова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений статей 44, 45 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Исходя из положений п.3 ст.46, п.3 ст. 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, а также п.12 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» исковое заявление о взыскании с налогоплательщика -организации причитающейся к уплате суммы налога (пени) может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения Требования об уплате налога, пени, штрафа.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Капралова Е.В. состоит на налоговом учете в Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области и является плательщиком земельного налога.
Согласно данным административного истца должник имеет задолженность по уплате земельного налога в размере 4236 руб., пени по земельному налогу- 51,89 руб.
В связи с неуплатой налога на основании ст. 69 НК РФ Капраловой Е.В. выставлены требования от 22.12.2016 г. №, от 08.02.2018 г. № об уплате налога.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по причине пропуска срока для обращения в суд о взыскании задолженности, при этом исходит из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации", сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными (п.20).
Административное исковое заявление к Капраловой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций налоговый орган (административный истец) подал в суд 20.12.2018 г. (согласно штемпелю на конверте), то есть, пропустив предусмотренный пунктом 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с такими требованиями.
Документы, подтверждающие уважительность пропуска срока на подачу искового заявления отсутствуют. Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока, административный истец ссылается на большую загруженность в работе.
Уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые никоим образом не зависят от воли взыскателя. Инспекция является государственным органом, на которого возложены функции по контролю за соблюдением налогового законодательства, в связи с чем, в силу своего статуса обязана соблюдать требования действующего законодательства.
Поскольку никаких доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока административным истцом не представлено, не имеется таковых и в материалах дела, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока на обращение в суд с данным административным исковым заявлением уважительной.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ, административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области к Капраловой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области к Капраловой Екатерине Владимировне отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Анципович