Решение по делу № 33-9000/2019 от 21.08.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

_______________________________________________________________________________

Дело №33-9000/2019 Председательствующий судья суда первой инстанции – Колоцей М.В.

Судья-докладчик суда апелляционной инстанции – Чистякова Т.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Чистяковой Т.И.,

судей – Гоцкалюк В.Д., Кузнецовой Е.А.,

при секретаре – Садыховой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Демьяненко Я.И. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г.Севастополю, третьи лица - Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г.Севастополю, Федеральная служба исполнения наказаний России, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г.Севастополю на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 июня 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

В декабре 2018 года заместитель Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Демьяненко Я.И. обратился в суд с иском к ФКУ Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г.Севастополю о возложении обязанности совершить определенные действия.

Требования, с учетом уточнений, мотивированы тем, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На территории ФКУ исправительная колония № 1 имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: труба котельной № 1, труба дизельной электростанции № 1, и др. Согласно полученному свидетельству о поставке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 14.03.2017 № BDKJ688J, объекту ФКУ Исправительная колония № 1 присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду. В нарушение требований закона ФКУ Исправительная колония № 1 осуществляет деятельность без разрешительных документов в области охраны атмосферного воздуха, а именно: не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, не разработаны и не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников. ФКУ Исправительная колония № 1 также нарушает пп. «а», «б», «в», «г» п. 9 Положения о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 № 373, поскольку не планируются и не осуществляются мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов от указанных стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; отсутствует информация о внедрении наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; не планируются мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения. Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии со ст. 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» по результатам ранее проведенных проверок начальнику ФКУ Исправительная колония № 1 16.01.2019 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Вместе с тем, нарушения, изложенные в акте прокурорского реагирования, на момент рассмотрения представления прокурора, а также обращения с настоящим исковым заявлением в суд не устранены, мероприятия в сфере охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности не выполнены.

Определением суда от 06 июня 2019 года по делу в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г.Севастополю, Федеральная служба исполнения наказаний России, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ФКУ Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г.Севастополю» возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 июня 2019 года иск удовлетворен. Поставлено: «Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» (ИНН 009102002109, КПП 910201001, ОГРН 1147746389570) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить требования пункта 7 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по разработке и утверждении программы производственного экологического контроля, статей 12, 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» о разработке и установлению нормативов предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферных воздух, проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.»

Не согласившись с указанным решением, ФКУ Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г.Севастополю подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.

В возражениях, поданных на апелляционную жалобу заместитель Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Демьяненко Я.И., просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения по следующим правовым основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, определяет и регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 27.12.2018)

Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ред. от 29.07.2018) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 3).

В силу части 1 статьи 34 указанного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании части 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на территории ФКУ исправительная колония №1 имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: труба котельной №1, труба дизельной электростанции № 1, и др.

Согласно полученному свидетельству о поставке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 14.03.2017 № BDKJ688J, объекту ФКУ Исправительная колония № 1 присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункта 2 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно пункта 7 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 вышеуказанного закона, предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Согласно требованиям пункта 11 статьи 15 указанного закона для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

Согласно ч. 1 ст. 22 указанного закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 указанного закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Между тем, в нарушение вышеуказанных требований закона ФКУ Исправительная колония № 1 осуществляет деятельность без разрешительных документов в области охраны атмосферного воздуха, а именно: не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, не разработаны и не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Кроме того, судом установлено, что ФКУ Исправительная колония № 1 также нарушает пп. «а», «б», «в», «г» п. 9 Положения о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 № 373, поскольку не планируются и не осуществляются мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов от указанных стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; отсутствует информация о внедрении наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; не планируются мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения.

Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии со ст. 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» по результатам ранее проведенных проверок начальнику ФКУ Исправительная колония № 1 16.01.2019 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.

Однако, нарушения, изложенные в акте прокурорского реагирования, на момент рассмотрения дела не устранены, мероприятия в сфере охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности не выполнены.

Согласно п. 1.1 Устава ФКУ Колония № 1, утвержденного приказом ФСИН России от 28.05.2014 № 270, указанное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Учредителем учреждения является Российская Федерация. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (п. 1.2 Устава).

В соответствии с п. 5.1 Устава имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.

При недостаточности в учреждении денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.12 Устава).

Согласно п. п. 1,4 Положения, УФСИН - территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний, который является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.

В силу п. 15 Положения территориальный орган осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Факт нарушения ФКУ Колония № 1 перечисленных требований законодательства подтверждается письменными доказательствами: представлением Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора от 16.01.2019 № 16-2019, ответом ФКУ Колония № 1 от 15.02.2019 № 32/ТО/40/16-927, свидетельством от 14.03.2017 № BDKJ688J, сопроводительными письмами ФКУ Колония № 1 от 11.02.2019 № 32/ТО/40-16-781, № 32/ТО/40-16-782, № 32/ТО/40-16-783, № 32/ТО/40-16-778, № 32/ТО/40-16-779, иными материалами.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 4, 4.2, 34, 39, 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. ст. 12, 15, 22, 25, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Оценив представленные в материалы дела доказательства, нашел установленным обстоятельство того, что ответчиком нарушены требования законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем пришел к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда и не усматривает оснований для отмены постановленного решения, поскольку установленные в ходе рассмотрения настоящего дела нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ФКУ ИК-1 осуществляет свою деятельность в пределах выделенных средств, ими был произведен расчет и направлен запрос на выделение дополнительных средств в размере 172450,00рублей на проведение мероприятий по устранению выявленных недостатков. При получении финансирования ФКУ ИК-1 устранит выявленные недостатки самостоятельно, что не требует контроля со стоны суда.

Между тем, доводы о недостаточности финансирования не могут являться основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия, полагает, что установленный судом срок для исполнения решения суда - в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу, соответствует требованиям разумности.

В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств невозможности совершения действий, указанных в решении суда, в установленный судебным актом срок.

Иных доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.

Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 июня 2019 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г.Севастополю оставить без удовлетворения.

Председательствующий – Чистякова Т.И.

Судьи – Гоцкалюк В.Д.

Кузнецова Е.А.

33-9000/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Симферопольского природоохранного прокурора
Ответчики
ФКУ "Исправительная колония №2 УФСИН России по РК и г.Севастополю»
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов РК
УФСИН по РК
ФСИН России
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее