Решение по делу № 2-821/2023 от 07.09.2023

                (мотивированное решение изготовлено 26.12.2023 г.)

    Дело № 2- 821/2023

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    20 декабря 2023 г.                                                               с. Елово Пермский край

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре судебного заседания Прокушевой Т.А.,

с участием с участием истца Глуховой Н.М., представителя ответчика администрации Еловского муниципального округа Пермского края Черепановой О.В., действующей на основании доверенности, третьих лиц – ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО9, ФИО22, ФИО27, ФИО30, ФИО31,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Осинского районного суда Пермского края постоянного судебного присутствия с. Елово гражданское дело по иску Глуховой Н.М. к администрации Еловского муниципального округа Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Глухова Н.М. обратилась в суд с иском к администрации Еловского муниципального округа Пермского края, в котором, с учетом уточненных требований, просила о признании незаконным бездействие администрации Еловского муниципального округа Пермского края, выразившееся в не обращении в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; возложении на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края обязанности инициировать процедуру, установленную пп. 42 – 52 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе – подготовить и представить документы, указанные в п. 45 Положения на межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу; возложении обязанности на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по расселению Глуховой Н.М. и членов её семьи, предоставив во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, взамен занимаемого, отвечающее требованиям санитарно-гигиенических и технических норм, в черте населенного пункта – <адрес>, в связи с отнесением жилого помещения Глуховой Н.М. и членов её семьи к непригодному для постоянного проживания, признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является матерью пятерых детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения (совершеннолетний); ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения (несовершеннолетний - 17 лет); ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения (малолетняя); ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ рождения (малолетняя) и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения (малолетняя). Семья является многодетной и малоимущей, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом истец и члены её семьи являются собственниками (долевая собственность) квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 кв.м., приобретенной за счет средств материнского (семейного) капитала. Все зарегистрированы и проживают в указанной квартире. Истец обращалась в администрацию округа с заявлением о признании указанного жилого помещения непригодным для проживания, поскольку визуально весь указанный жилой дом – кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, имеет признаки аварийности (ветхий, не пригоден для проживания). Указанное заявление истца администрацией рассмотрено не было, обследование дома не проведено. На истца и членов её семьи приходиться по 6,5 кв.м. в приведенном жилом помещении, что не соответствует норме, установленной решением Пермской городской Думы № 103 от 30 мая 2006 г. «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», равной 12 кв.м. на каждого (одного) члена семьи. Истец и члены её семьи нанимателями жилых помещений по договору социального найма не являются, приобрести в собственность иное жилое помещение не могут, поэтому имеются основания для улучшения жилищных условий, что предусмотрено положениями статьями 1, 7, 18, 19, 38, 40 Конституции РФ, статьями 1, 2, 14, 49, 51, 52, 57, 60, 62 Жилищного кодекса РФ, путем предоставления жилого помещения истцу и членам её семьи по договору социального найма площадью не ниже установленной законом нормы, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в соответствии с законодательством РФ.

В судебном заседании истец Глухова Н.М., действующая в своих интересах и интересах своих малолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам в нём изложенным, дополнительно указала, что 19 января 2023 г. обращалась в администрацию Еловского муниципального округа Пермского края с заявлением о проведении оценки её жилого помещения, то есть квартиры по адресу: <адрес> в целях признания её непригодной для проживания, и всего дома аварийным и подлежащим сносу, однако комиссия ни квартиру, ни дом не обследовали, заключение она не получала. Квартиру по указанному адресу приобрела за счет средств материнского капитала, считает, что квартира и весь дом по адресу: <адрес>, являются аварийными, ветхими и подлежат сносу. В доме помимо её квартиры имеется ещё семь квартиры, в пяти из которых проживают собственники. В настоящее время она и другие собственники квартир в указанном многоквартирном доме обратились в администрацию Еловского муниципального органа с заявлениями о признании жилого помещения (многоквартирного дома) непригодным для проживания (аварийным), в которых просят провести оценку соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, данные заявления поданы ими в период с 28 ноября 2023 г. по 1 декабря 2023 г., указанные заявления еще не рассмотрены.

Представитель ответчика администрации Еловского муниципального округа Пермского края Черепанова О.В. указала, что с заявленными исковыми требованиями не согласна, считает их не обоснованными, поскольку они не соответствуют объективно существующим обстоятельствам, противоречат действующему законодательству, так как ранее, а именно 15 апреля 2021 г. Глухова Н.М. и члены её семьи, муниципальным органом, на основании её заявления, уже признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), то есть в связи с тем, что она и члены её семьи являются собственниками жилого помещения и являются при этом, не обеспеченными общей площадью жилого помещения на одного члена семьи согласно установленной нормы (12 кв.м.), в соответствии с решением Думы Еловского муниципального округа Пермского края № 150 от 6 июля 2021 г., состоят в общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых органами местного самоуправления по договору социального найма с порядковым номером «21», перерегистрацию в качестве нуждающейся Глухова Н.М. прошла 6 октября 2023 г., с тем же номером. При этом, предусмотренных законом оснований в предоставлении Глуховой Н.М. и членам её семьи жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется, поскольку она и члены её семьи являются собственниками жилого помещения – квартира по адресу: <адрес>, которое в установленном порядке непригодным для проживания и ремонта или реконструкции не подлежащем, не признано, как не признан таковым и весь многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором жилых помещений, принадлежащих муниципалитету (муниципальный жилой фонд) нет, все квартиры находятся в собственности граждан, которые, в том числе истец и члены её семьи, согласно положений статей 209, 210 ГК РФ несут бремя по его содержанию, чего истец по отношению к своему жилому помещению не осуществляет. Так, согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, в рекомендациях указано, что жилые помещения подлежат ремонту. В последующем, а именно в январе 2023 г. Глухова Н.М. обращалась в администрацию округа с заявлением об оценке принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, а именно квартиры, на предмет пригодности/ непригодности для проживания. При этом, её заявление было рассмотрено в установленном законом порядке, о чем имеются соответствующие документы: акт обследования помещения, квартиры по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией от 16 февраля 2023 г. № 4, акт санитарно-эпидемиологического обследования квартиры по тому же адресу от 20 февраля 2023 г. № 230-ЮФ и заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16 февраля 2023 г. № 4, согласно которым жилое помещение, принадлежащее Глуховой Н.М. признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, рекомендовано – провести ремонт потолков, полов, стен, печи, чего собственниками сделано не было. При этом, Глуховой Н.М. денежные средства на ремонт жилого помещения выделялись в качестве материальной помощи МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края в 2020 г.

Третьи лица: ФИО17; ФИО18; ФИО20; ФИО9, действующая за себя и несовершеннолетних детей ФИО10 и ФИО21; ФИО22; ФИО11, действующая за себя и несовершеннолетнюю дочь ФИО29; ФИО30; ФИО31 в судебном заседании указали, что заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме, проживают в <адрес> в разных квартирах, собственниками которых являются, в том числе долевой собственности, считают, что многоквартирный дом, в котором проживают, является аварийным, ветхим и подлежащим сносу, ранее когда приобретали квартиры, дом был нормальный, однако, когда в 2016 г. собственники квартиры № 3 выпилили несущую наружную бревенчатую стену и вместо нее сделали кладку из пеноблока, дом стал разрушаться, проседать, появились трещины, перекосы конструкции. Ранее в администрацию Еловского муниципального округа Пермского края с заявлениями о признании жилого помещения (многоквартирного дома) непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу или реконструкции, не обращались, написали такие заявления в администрацию лишь в период с 28 ноября 2023 г. по 1 декабря 2023 г., указанные заявления еще не рассмотрены, межведомственная комиссия не приходила, дом не осматривали.

Представители истца ФИО15 и ФИО16 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило. Ранее в судебных заседаниях позицию истца поддерживали, просили иск удовлетворить по основаниям в нем изложенным.

Третьи лица: ФИО5, ФИО4, ФИО19, ФИО10, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО28, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, путем направления заказных писем по адресам регистрации, о причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило.

Установлено также, что третье лицо ФИО25 проходит срочную службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации, третье лицо ФИО26 умер ДД.ММ.ГГГГ, третье лицо ФИО4 находится в местах лишения свободы, отбывает наказание в <адрес>, по заявке об организации видеоконференцсвязи администрацией учреждения ДД.ММ.ГГГГ к 10:40 час. в помещение для ВКС не доставлен.

Ранее в судебных заседаниях третье лицо ФИО4, принимавший участие посредством видеоконференцсвязи, указывал, что заявленные исковые требования Глуховой Н.М. поддерживает в полном объеме.

    Представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступило, ранее, в направленных в суд письменных возражениях представитель третьего лица указывал, что представитель инспекции принимал участие в обследовании жилого помещения Глуховой Н.М. в составе межведомственной комиссии, при этом на основании акта указанной комиссии от 16 февраля 2023 г. жилое помещение, согласно положений Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 признано пригодным для проживания, собственнику рекомендовано провести ремонт квартиры.

Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края, привлеченного по делу определением суда, поскольку заявленными требованиями затрагиваются права и интересы несовершеннолетних, в судебное заседание также не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступило, ранее, направил в суд письмо, в котором указал, об отсутствии какой-либо фактической и правой заинтересованности и необходимости участия в судебном заседании по настоящему делу.

Прокурор Еловского района Пермского края, которому судом по настоящему гражданскому делу также было направлено уведомление – предложение о принятии участия в судебном заседании, поскольку поставленными в исковом заявлении вопросами затрагиваются социальные права и интересы неопределенного круга лиц, в тои числе несовершеннолетних, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах дело было рассмотрено без участия указанных лиц, о чем вынесено соответствующее определение.

Суд, изучив доводы иска, заслушав в судебных заседаниях истца, представителей истца, представителя ответчика, третьих лиц, принимавших участие в судебном заседании, изучив материалы гражданского дела, обозрев надзорное производство прокуратуры Еловского района по жалобе Глуховой Н.М. ж-2023, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 1 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Частью 7 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений предусмотрены ст. 14 ЖК РФ.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно п. 7 указанного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

В соответствии с п. 42 вышеуказанного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

    В судебном заседании установлено, что Глухова Н.М. 19 января 2023 г. обратился в администрацию Еловского муниципального округа Пермского края с заявлением о проведении оценки (обследования) жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес> и признании его пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 52 т. ).

Межведомственной комиссией 16 февраля 2023 г., <адрес>, расположенная в <адрес> края, принадлежащая на праве долевой собственности Глуховой Н.М. была осмотрена, о чем составлен соответствующий акт № 4 (л.д.55 т. № 1), в котором указано, что квартира площадью 38,8 кв.м. имеет деревянные перекрытия, стены из бруса, дощатые перегородки, отдела стен штукатуркой и обоями, полы – дощатые, отопление – печное, в квартире имеется центральный водопровод, канализация – накопитель, электроснабжение в виде закрытой проводки, соответствует требованиям предъявляемым к жилым помещением в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

При проведении осмотре установлено, что потолок в квартире имеет провис, полы местами перекошены, имеются трещины штукатурного слоя стен, трещины и сколы слоя печи; рекомендовано провести ремонт потолков, стен, полов, печи.

Из протокола санитарно-эпидемиологического обследования от 20 февраля 2023 г. (л.д.53 т. №1 ) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, следует, что квартира по адресу: <адрес> – 2, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам: СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий»

По результатам работы комиссии 16 февраля 2023 г. вынесено заключение об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, квартира по адресу: <адрес> соответствует требованиям предъявляемым к жилым помещениям (л.д.54 т. ).

Таким образом, требования Глуховой Н.М. заявленные в иске, о бездействии администрации Еловского муниципального округа Пермского края, выразившиеся в не обращении по её обращению в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и возложении на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края обязанности инициировать процедуру, установленную пп. 42 – 52 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, в том числе – подготовить и представить документы, указанные в п. 45 Положения на межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, являются не обоснованными, поэтому удовлетворению не подлежат.

Само заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Еловского муниципального округа Пермского края № 73-п оть 17 февраля 2023 г., об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, квартира по адресу: <адрес> – 2, в рамках рассмотрения данного гражданского дела проверке и оценке не подлежит, поскольку предметом по настоящему иску не является, и подлежит оспариванию по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с указанным, истец не ограничена в реализации своего права на судебную защиту своих интересов путем обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением об оспаривании приведенного заключения межведомственной комиссии (признании его не законным), с соблюдением соответствующих норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что фактически Глуховой Н.М. осуществлено посредством обращения 5 декабря 2023 г. в Осинский районный суд Пермского края с административным исковым заявлением, в котором она просит: признать незаконным заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16 февраля 2023 г. № 4, созданной на основании постановления администрации Еловского муниципального округа № 73-п от 17 февраля 2023 г.; возложить на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края обязанность по рассмотрению по существу заявления Глуховой Н.М. от 19 января 2023 г. о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, с. Елово, ул. Ленина 17 аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с нормами Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.44 т. № 2).

Кроме того, установлено, что 27 мая 2021 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Еловского муниципального округа Пермского края № 220-п от 17 мая 2021 г. на основании акта указанной межведомственной комиссии 27 мая 2021 г. дано заключение № 12 (л.д.56 т. № 1), согласно которого обследован жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, в ходе осмотра установлено, что дом 2-х этажный жилой, имеет 1 подъезд, 8 квартир, фундамент кирпичный, перекрытия деревянные, стены – брус, перегородки – дощатые, дверные и оконные проемы – деревянные, лестницы – деревянные, отделка стен – штукатурка, обои, полы – дощаные, отопление – печное, вода – центральный водопровод, канализация – накопитель, электроснабжение – проводка закрытая. При осмотре установлено, что фундамент имеет трещины, выпадение кирпича, стены имеют трещины, гниль, напольное покрытие имеет прогибы, излом, шифер кровли имеет трещины, сколы, имеется разрушение кирпичей домовых труб, ослабление креплений покрытия козырька.

В заключении указано – признать помещения подлежащими ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик здания; многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует требованиям, установленным в Положении о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

После получения данного заключения от 27 мая 2021 г., никто из жильцов (собственников жилых помещений) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в том числе Глухова Н.М., за исключением её обращения от 19 января 2023 г., в котором она фактически просила провести обследование её жилого помещения, то есть <адрес>, в указанном многоквартирном жилом доме, в администрацию с заявлениями о признании жилого помещения (многоквартирного дома) непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу или реконструкции, не обращались.

С данными заявлениями жильцы (собственников жилых помещений) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в том числе Глухова Н.М. обратились в администрацию Еловского муниципального округа Пермского края лишь в период с 28 ноября 2023 г. по 1 декабря 2023 г. (л.д.36-43 т. № 2). На момент рассмотрения иска по настоящему гражданскому делу указанные заявления Глуховой Н.М., ФИО12, ФИО13, Мартюшевой Н.П., ФИО31, ФИО30, ФИО20, ФИО3 ФИО9 и ФИО22, не рассмотрены, межведомственная комиссия не создана, обследование многоквартирного дома не проводилось.

В связи с данными обстоятельствами, суд полагает возможным разъяснить истцу и третьим лицам по делу их право на реализацию своего права на предоставление в распоряжение комиссии по месту нахождения жилого помещения, в соответствии с пп. «г» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом документы, а именно – заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно указанного пункта Положения, заявители вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

Заявители вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.

При этом, в соответствии с пп. «в» п. 45 (2) Положения, комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме, заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.

Требования истца к администрации Еловского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности на ответчика в срок до 31 декабря 2023 г., принять меры по расселению Глуховой Н.М. и членов её семьи, предоставив во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, взамен занимаемого, отвечающее требованиям санитарно-гигиенических и технических норм, в черте населенного пункта – <адрес>, в связи с отнесением жилого помещения Глуховой Н.М. и членов её семьи к непригодному для постоянного проживания, признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, также не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьёй 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Между тем, в рамках данного гражданского дела установлено, что Глухова Н.М. и члены её семьи, в том числе несовершеннолетние и малолетние дети, являются собственниками (общая долевая собственность, по ? доле в праве) квартиры, общей площадью 38,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается соответствующими свидетельствами о праве собственности, выписками из ЕГРН (л.д.57-60, 112-120 т. ).

На основании заявления Глуховой Н.М. от 12 апреля 2021 г. (л.д.71 т. № 1), согласно выписки из протокола № 2 заседания жилищной комиссии администрации Еловского муниципального округа от 15 апреля 2021 г. (л.д.65 т. № 1), принято решение о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Глуховой Н.М. и членов её семьи из шести человек, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, то есть в связи с тем, что у них в собственности имеется жилое помещение 38,80 кв.м., площадь которого на оного члена семьи менее учетной нормы, установленной в Еловском муниципальном округе Пермского края (л.д.62 т. №1).

Согласно уведомления, направленного в адрес Глуховой Н.М. из администрации Еловского муниципального округа Пермского края 1 июня 2021 г. (л.д.72 т. № 1), семья Глуховой Н.М. состоит в очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, под номером 150.

В соответствии со служебной запиской от 6 октября 2023 г. (л.д.64 т. № 1) и уведомления Глуховой Н.М. из администрации Еловского муниципального округа Пермского края от 6 октября 2023 г. (л.д.142 т. № 1), Глухова Н.М. и члены её семьи (состав семьи 6 человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 15 апреля 2021 г., номер 21.

Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются статьи 85, 86, 89 ЖК РФ, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

     Вместе с тем, Глухова Н.М. и члены её семьи, признанной (семьи) нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки (л.д. 141 т. № 1) и являющиеся собственниками жилого помещения (общая долевая собственность), расположенного по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке, предусмотренном нормами Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 28.09.2022) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", не пригодным для проживания не признано.

    Вследствие указанного обстоятельства, оснований для предоставления Глуховой Н.М. и членам её семьи жилого помещения во внеочередном порядке, по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 51, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в настоящий момент не имеется.

Необходимо отметить, что жилищные права собственника аварийного жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

При этом, согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

На основании изложенного, следует, что порядок, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ в данном случае также не соблюден.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Глуховой Натальи Михайловны к администрации Еловского муниципального округа Пермского края о признании бездействия, выразившегося в не обращении в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не законным; возложении обязанности инициировать процедуру, установленную пп. 42 – 52 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу; возложении обязанности принять меры по расселению Глуховой Н.М. и членов её семьи, с предоставлением во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, взамен занимаемого, отвечающего требованиям санитарно-гигиенических и технических норм, в черте населенного пункта – <адрес>, в связи с отнесением жилого помещения Глуховой Н.М. и членов её семьи к непригодному для постоянного проживания, признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца с даты его вынесения.

Судья –                                                                В.С. Полыгалов

2-821/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Копьев Дмитрий Сергеевич
Глухова Наталья Михайловна
Ответчики
Администрация Еловского муниципального округа Пермского края
Другие
Бабушкина Марина Сергеевна
Санников Николай Анатольевич
Мелкомуков Александр Анфиногенович
Жигулева Алина Александровна
Пятачук Светлана Геннадьевна
Соловьев Григорий Иванович
Инспекция государтсвенного жилищного надзора Перомского края
Бабушкина Надежда Павловна
Жигулева Юлия Александровна
Жигулева Дарья Андреевна
Верзаков Кирилл Александрович
Стариков Андрей Владимирович
Верзакова Татьяна Анатольевна
Жигулев Александр Викторович
Азманова Юлия Дмитриевна
Кылосова Мария Владимировна
Нечаев Кирилл Васильевич
Гоголев Сергей Александрович
Бабушкина Ксения Сергеевна
Гоголева Юлия Александровна
Проскуряков Евгений Васильевич
Аниканова Наталья Николаевна
Отдел опеки и попечительства МТУ № 5
Стариков Евгений Андреевич
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Полыгалов Вячеслав Сергеевич
Дело на странице суда
osa.perm.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация административного искового заявления
07.09.2023Передача материалов судье
12.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.10.2023Предварительное судебное заседание
19.10.2023Предварительное судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее