Дело № 12-367/2022
УИД 35RS0010-01-2022-001070-42
РЕШЕНИЕ
город Вологда, ул. Гоголя, 89 24 мая 2022 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Колодезный А.В., рассмотрев жалобу Лаврентьевой Н. В. на постановление государственного инспектора Вологодской области по пожарному надзору – начальника отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Вологда УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области № № от 11 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
вышеуказанным постановлением Лаврентьева Н.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Лаврентьева Н.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила признать незаконным и отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Лаврентьева Н.В. и ее защитник по ордеру адвокат Али-Мамед Н.А.. доводы жалобы поддержали, суду пояснили, что в соответствии с договором аренды на арендаторе лежит обязанность соблюдать правила пожарной безопасности, а не устанавливать пожарную сигнализацию, систему оповещения, обшивать стены отделочными материалами с подтвержденными показателями пожарной опасности. Данные мероприятия должен осуществлять арендодатель.
В судебном заседании представители Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенностям Шаляпина Л.О. и Виноградов С.В. возражали против удовлетворения требований жалобы, доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, поддержали, просили постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Подпунктом «е» пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона № 123-ФЗ физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани (Ф3.6), классифицируются как здания организаций по обслуживанию населения (ФЗ).
В соответствии с пунктом 5.5.8 Свода правил 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 комплекс помещений встроенных бань (саун) (класс Ф3.6) не допускается размещать в подвалах.
Согласно части 1 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ в организациях по обслуживанию населения должны монтироваться автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации.
В таблице А.3 Свода правил (СП 5.13130.2009) приведен перечень помещений, подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией. Согласно пункту 38 данной таблицы помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, подлежат оборудованию такой сигнализацией.
Частью 1 статьи 54 Федерального закона № 123-ФЗ определено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (часть 2 статьи 54 Федерального закона № 123-ФЗ).
Согласно пункту 13 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ).
Абзацем 2 пункта 4.1.2 СП 1.13130.2020 эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать возможность безопасного движения людей через эвакуационные выходы из данного помещения.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Пунктом 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, определено, что в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности (часть 1 статьи 134 Федерального закона № 123-ФЗ).
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях в зданиях (класс пожарной опасности Ф3.6) приведена в таблице 28 приложения к настоящему Федеральному закону (часть 6 статьи 134 Федерального закона № 123-ФЗ).
Как следует из материалов дела 28.11.2021 в 06 часов 11 минут по адресу: г. Вологда, ул. Панкратова, д. 71 произошел пожар в подвальном помещении сауны, расположенной в одноэтажной пристройке к жилому многоквартирному дому.
Собственником данного помещения с 11.02.2016 является Баев А.А.
Арендатором и лицом, эксплуатирующим данное помещение для организации культурно-массового отдыха населения, на основании договора аренды нежилого помещения от 23.12.2013 является Лаврентьева Н.В.
В состав арендуемого нежилого помещения входит: сауна, бассейн, джакузи, душевая кабина.
Согласно пункту 2.3.2 договора аренды, заключенного между ИП Баевым и Лаврентьевой Н.В., арендатор обязуется соблюдать правила пожарной безопасности.
В рамках проведения предварительного расследования по факту произошедшего пожара установлено, что на указанном объекте защиты велась деятельность по оказанию услуг населению (сауна), а также были установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Помещения сауны расположены в подвальном помещении объекта защиты.
Помещения сауны (класс функциональной пожарной опасности - Ф 3.6) не оборудован автоматической пожарной сигнализацией.
3. Помещения сауны (класс функциональной пожарной опасности - Ф 3.6) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
4. На путях эвакуации у эвакуационного выхода размещено различное оборудование (покрышки от автомобиля, металлические диски от автомобилей, кеги из-под пива), препятствующие безопасной эвакуации.
5. На путях эвакуации для отделки стен помещений применены строительные (отделочные) материалы с неподтвержденными показателями пожарной опасности этих материалов (отсутствуют сертификаты соответствия на пластиковые панели).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: протоколом об административном правонарушении; договором аренды нежилого помещения от 26.12.2013; актом приема-передачи от 26.12.2013; фототаблицей по факту пожара 28.11.2021; технического паспорта на общежитие по ул. Панкратова, д. 71, согласно которому помещение сауны находится в подвале, техническим заключением по результатам исследования пожара в сауне «Ниагара»; и иными материалами дела, представленными на СD-диске.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Лаврентьевой Н.В. правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Доводы Лаврентьевой Н.В. о том, что за нарушения, выявленные в нежилом помещении по адресу: г. Вологда, ул. Панкратова, д. 71, ответственность несет арендодатель, не могут быть признаны обоснованными.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, кем совершено противоправное, виновное действие.
Соответствующая правовая позиция выражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года № 2906-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «ОРЕХ» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», положения этой нормы, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д.
Согласно пункту 2.3.2 договора аренды нежилого помещения, заключенного между индивидуальным предпринимателем ИП Баевым и Лаврентьевой Н.В., ответственность за пожарную безопасность в помещении несет арендатор.
Все нарушения выявлены на объекте, который эксплуатирует Лаврентьева Н.В., и в помещениях, принадлежащих ей на основании договора аренды.
Таким образом, условия договора аренды с учетом нормативных требований статьи 38 Закона о пожарной безопасности, прямо возлагают на Лаврентьеву Н.В. после принятия помещения во временное владение и пользование обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности. При получении помещений в аренду Лаврентьева Н.В. должна была удостовериться в их соответствии нормам действующего законодательства, в том числе в области пожарной безопасности. Эксплуатация помещений без устранения указанных нарушений свидетельствует о нарушении Лаврентьевой Н.В. требований пожарной безопасности.
Кроме того, условия договора аренды допускают производство арендатором улучшений, необходимых для эксплуатации помещения и без согласия арендодателя.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания вменяемого деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Лаврентьевой Н.В. по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для изменения или отмены постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление государственного инспектора Вологодской области по пожарному надзору – начальника отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Вологда УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области № 341 от 11 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Лаврентьевой Н. В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Колодезный