Решение по делу № 2а-155/2021 от 13.08.2021

Дело № 2А-155/2021

УИД28RS0011-01-2021-000448-74

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Новокиевский Увал                                              13 октября 2021 года

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.,

при секретаре Маскальцовой В.С.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Мазановского района Амурской области Иванченко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в интересах Оленниковой Тамары Борисовнык администрации Мазановского районаАмурской области, администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской областио признании незаконным решения об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, изложенного в письме администрации Мазановского района на имя Оленниковой Т.Б. от 08.09.2021 года за № 4551, возложении обязанности на администрацию Мазановского района Амурской области предоставить Оленниковой Т.Б. благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим условиям, равнозначное признанному аварийным и непригодным для проживания, расположенному по адресу: -- А --, в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мазановского района Амурской области обратилсяв суд с административным исковым заявлением в интересах Оленниковой Т.Б. к администрации Мазановского района Амурской области, администрации Новокиевского сельсоветаМазановского района Амурской области, в котором указывает, что прокуратурой Мазановского района проведена проверка по обращению Оленниковой Т.Б. о защите её жилищных прав и интересов, установлено следующее. Оленникова Т.Б. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 28.04.2016 № 28-28/007-28/313/001/2016-522/2 является собственником квартиры 1, расположенной в --.Межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим к сносу или реконструкции, назначенной распоряжением администрации Мазановского района от 23.01.2014 № 17-р проведено обследование данного многоквартирного жилого дома.Согласно акту обследования от 30.12.2014 № 996, заключению комиссии от 30.12.2014 № 996 комиссией принято решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Мазановского района Амурской области № 297 от 04.06.2020 «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, сроках отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу» во исполнение постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», и на основании распоряжения администрации района от 06.12.2018 №665-р «О признании дома непригодным для проживания», заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 30.12.2014 № 996 «О признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, расположенного по адресу: -- А», указанный жилой дом включен в реестр аварийных многоквартирных домов автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» в раздел «Сведения АЖФ».Данный многоквартирный жилой дом числится в перечне аварийных многоквартирных домов региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденном постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, муниципальной адресной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Мазановского района на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением главы Мазановского района от 05.06.2019 № 338.Оленникова Т.Б. является собственником --, расположенной в жилом --Апо --, зарегистрирована по указанному адресу.Оленникова Т.Б. является собственником --, расположенной в жилом --, зарегистрирована по указанному адресу.В силу ст. 35 Конституции РФ, ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года, правовой позиции, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28.04.2014 года, Оленникова Т.Б. имеет право на выкуп жилого помещения, признанного аварийным, либо предоставление другого жилого помещения в собственность.Администрацией Мазановского района в адрес Оленниковой Т.Б. 16.04.2021 исх. № 1841, 08.04.2021 исх. № 1665 направлены информационные письма, в том числе предложение о реализации прав собственника с учетом ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с которой Оленниковой Т.Б. предлагается только право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения.Оленникова Т.Б., не согласившись с предложенными ей администрацией Мазановского района условиями по восстановлению её жилищных прав, обратилась в прокуратуру района с заявлением о защите её жилищных прав.Действия должностных лиц администрации Мазановского района не соответствуют нормам действующего законодательства, так как ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2 Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, с 28.12.2019 года нормы указанного закона распространяются только на правоотношения возникшие после вступления данного закона в силу.Согласно ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Кроме этого, действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.На основании ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.В связи с этим, не предоставление Оленниковой Т.Б. жилого помещения повлечет нарушение ее прав и законных интересов в части необеспечения органом местного самоуправления условий доступности к окружающему пространству наравне с другими. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просил суд обязать администрацию Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области предоставить Оленниковой Т.Б. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям.

Представительадминистративного ответчикаадминистрации Мазановского района Амурской области Соколов А.С. в судебном заседании данные исковые требования не признал.

От представителя административного ответчика администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которомус исковыми требованиями прокурора Мазановского района не согласны в полном объеме по следующим основаниям. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, истоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2ст.49 Жилищного Кодекса РФ).Законом Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» определен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу ст. 10 данного закона установлено, какие документы заявитель должен предоставить для признания его нуждающимся в жилом помещении и малоимущим, а также какие действия, должен предпринять после этого орган местного самоуправления.Оленникова Т.Б с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и малоимущей не обращалась, поэтому администрация не принимала решение о признании или об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении Оленниковой Т.Б. Следовательно, у администрации Новокиевского сельсовета не возникло обязанности предоставлять жилое помещение Оленниковой Т.Б.В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного Кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.Распоряжением администрации Мазановского района от 06.12.2018 № 665-р был признан аварийным спорный жилой дом, следовательно, органом, уполномоченным на проведение процедуры расселения аварийного дома, является администрация Мазановского района, а не администрация сельсовета.Согласно ч. 1 ст.32 Жилищного кодекса РФ в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.Прокурором Мазановского района представлены доказательства о том, что процедура выкупа спорного жилого помещения проводится администрацией Мазановского района, а не администрацией сельсовета. В связи с этим, только администрация Мазановского района уполномочена заключать соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения (ч.8 ст.32 ЖК РФ).Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», утвержденнойПостановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152. Приложением 2 к данной программе определены участники программы, которые уполномочены на реализацию программы. Под номером 14 приложения 2 значится Мазановский муниципальный район, поэтому администрация Мазановского района является уполномоченным органом на проведение различных мероприятий по расселению аварийного жилогофонда на территории Мазановского района. Поэтому если бы стороны (Оленникова Т.Б. и администрация Мазановского района) достигли бы согласия о механизме изъятия аварийного помещения, то администрация Мазановского района, а не сельсовет, получила бы субсидию либо на приобретение жилого помещения для Оленниковой Т.Б., либо на выкуп у нее аварийного помещения.Из вышеизложенного следует, что администрация сельсовета уполномочена предоставлять жилые помещения по договорам социального найма только гражданам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в жилом помещении и малоимущими, каковой Оленникова Т.Б. не признавалась.Администрация района же наделена полномочиями по расселению граждан из аварийного жилого фонда, в том числе на предоставление иного жилого помещения взамен изымаемого.Также обращает внимание, что прокурором не представлено доказательств о том, что администрация сельсовета нарушила права Оленниковой Т.Б. На основании вышеизложенного просит суд в исковых требованиях прокурора Мазановского района в интересах Оленниковой Т.Б. к администрации Новокиевского сельсовета отказать.

В ходе судебного заседания административный истец уточнил исковые требования, просил судобязать администрацию Мазановского района Амурской области, администрацию Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области предоставить Оленниковой Т.Б. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, равнозначное признанному аварийным и непригодным для проживания, расположенному по адресу: --.

В ходе дальнейшего судебного заседания административный истец уточнил исковые требования, просил судпризнать незаконным решение об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, изложенное в письме администрации Мазановского района на имя Оленниковой Т.Б. от 08.09.2021 года за № 4551, обязать администрацию Мазановского района Амурской области предоставить Оленниковой Т.Б. благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим условиям, равнозначное признанному аварийным и непригодным для проживания, расположенному по адресу: -- рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152.

Оленникова Т.Б., представители административных ответчиковадминистрации Мазановского района Амурской области,администрации Новокиевского сельсовета Мазановского районаАмурской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.

Суд определил, в порядке ст. 150,ч.6 ст.226 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихсяОленниковой Т.Б., представителей административных ответчиковадминистрации Новокиевского сельсовета Мазановского районаАмурской области,администрации Мазановского района Амурской области.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Мазановского района Амурской области Иванченко С.А. поддержала административные исковые требованияс учетом их уточнений, просила их удовлетворить в полном объеме, привела доводы, указанные в административном исковом заявлении, их уточнениях.

Изучив доводы административного искового заявления, с учетом его уточнений, отзыва на него административногоответчика, исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив согласно ст. ст. 60 - 61 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходитк следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ административное исковое заявление, направленноена защиту жилищных прав Оленниковой Т.Б., учитывая невозможность самостоятельного обращения Оленниковой Т.Б. в судв своих интересах, подано в рамках предоставленных прокурору Мазановского района Амурской области полномочий.

В силу ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

                                                                Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 4 ст. 218КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

                                                                Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимисяв административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанныев ч.ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

                                                                Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

                                                                Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч.10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования     об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение нарушает права, свободы, законные интересы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сроки обращения в суд соблюдены административным истцом,у администрации Мазановского района Амурской области имелись полномочия на принятие оспариваемого решения.

                                                                В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище.

В силу положений ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, чтосогласно акту обследования от 30.12.2014 года № 996 межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной распоряжением администрации Мазановского района Амурской области № 17-р от 23.01.2014 года, комиссией по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: -- данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Заключением данной межведомственной комиссии от 30.12.2014 года № 996 данный жилой дом признан аварийным, подлежащим сносу.

    Оленникова Т.Б. на основании договора купли-продажи от 14.04.2016 года, свидетельства о государственной регистрации праваУправления Росреестра по Амурской области от 28.04.2016 № 28-28/007-28/313/001/2016-522/2 является собственником --, расположенной в --.

    Оленникова Т.Б. на основании договора купли-продажи от 14.04.2016 года, свидетельства о государственной регистрации права Управления Росреестра                  по Амурской области от 28.04.2016 № 28-28/007-28/313/001/2016-520/2 является собственником земельного участка, расположенногопо --.

Согласно выписке из ЕГРН Управления Росреестра по Амурской области собственником квартиры и земельного участка, расположенныхпо адресу: --, является Оленникова Т.Б.

Из адресной справки МП МО МВД России «Мазановский» следует, что Оленникова Т.Б. с 05.05.2016 года зарегистрирована по адресу:--.

    Доказательств того, что Оленникова Т.Б. на момент приобретения                             в собственность указанного жилого помещения была ознакомлена с актом обследования и заключением межведомственной комиссии от 30.12.2014 года                № 996,суду не представлено.

    На основании распоряжения администрации Мазановского района Амурской области от 06.12.2018 года №665-р «О признании дома непригодным для проживания», жилой дом, расположенный по адресу: -- А,признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации Мазановского района Амурской области № 297 от 04.06.2020 года «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, сроках отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу» жилойдом, расположенный по адресу: -- А,включен в Реестр жилого фонда Мазановского района непригодного для проживания, аварийного и подлежащего сносу, утвержденный постановлением администрации района от 08.02.2019 года № 62 «Об утверждении реестра жилого фонда Мазановского района по состоянию на 01.02.2019 года непригодного для проживания, аварийного и подлежащего сносу», включен в Реестр аварийных многоквартирных домов автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» в раздел «Сведения АЖФ», установлен срок для дальнейшего использования многоквартирного дома (снос) до 01.07.2025 года, установлен срок отселения граждан из многоквартирного дома до 01.12.2021 года.

Многоквартирный жилой дом по адресу: -- числится в перечне аварийных многоквартирных домов региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, муниципальной адресной подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Мазановского района на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением главы Мазановского района от 05.06.2019 № 338.

Как следует из письма администрации Мазановского района Амурской области от 05.06.2020 года № 2488, администрация направила в адрес Оленниковой Т.Б. копию акта обследования и заключения межведомственной комиссииот 30.12.2014 года № 996, копию распоряжения администрации Мазановского района от 06.12.2018 года № 665-р, копию постановления администрации Мазановского района от 06.12.2020 года № 297, сообщила, что ее жилой дом включен в Реестр жилого фонда Мазановского района непригодного для проживания, аварийного, подлежащего сносу, утвержденный постановлением администрации Мазановского района от 08.02.2019 года № 62, с 01.06.2020 года начинается работа по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, подлежащими сносу с 01.01.2012 до 01.01.2017 в целях реализации мероприятий муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Мазановского района Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением администрации Мазановского района от 05.09.2019 года № 338.

Согласно протоколу проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очного (заочного) голосования                                     в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Луговая, 1,2                                с. Новокиевский Увал, собственники дома отказались от сноса дома собственными силами.

Как следует из письменного опроса Оленниковой Т.Б. от 11.06.2020 года, Оленникова Т.Б. не согласна на выплату выкупной цены за изымаемое жилое помещение согласно ст. 32 ЖК РФ, согласна на предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности в границах населенного пункта с. Новокиевский Увал.

Согласно письменному предложению администрации Мазановского района от 08.04.2021 года № 1665, направленному в адрес Оленниковой Т.Б., администрация сообщала Оленниковой Т.Б., что жилой дом по адресу: -- числится в перечне аварийных многоквартирных домов региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Мазановского района Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Мазановского района на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением главы Мазановского района                        от 05.06.2019 года № 338, разъяснены положения ч. 8.2, 6 ст. 32 ЖК РФ, разъяснено право обратиться в администрацию Мазановского района с заявлением о заключении соглашения об изъятии жилого помещения, возмещения его стоимости в порядке, предусмотренном ч. 7 ст.32 ЖК РФ.

Аналогичное письменное предложение было направлено администрацией Мазановского района 16.04.2021 года № 1841 в адрес Оленниковой Т.Б.

Согласно заявлению Оленниковой Т.Б. от 19.04.2021 года на имя главы Администрации Мазановского района Амурской области Оленникова Т.Б. отказалась от выкупной стоимости данного жилого дома.

12.07.2021 года в прокуратуру Мазановского района Амурской области поступило письменное обращение Оленниковой Т.Б. от 07.07.2021 года, в котором она указала, что в 2016 году приобрела дом по адресу: --, после приобретения ей стало известно, что указанный жилой дом признан аварийным, подлежащим сносу, администрация района разъяснила, что они не могут предоставить ей выплату, что ей надо обратиться в суд для признания за ней этого права, просила прокурора провести проверку законности действий администрации Мазановского района, при наличии оснований решить вопрос об обращении в ее интересах в суд с заявлением о признании за ней права на получение социальной поддержки, поскольку нарушаются ее социально-значимые права и права ее несовершеннолетних детей, самостоятельно в суд она обратиться не может, поскольку не обладает необходимыми правовыми знаниями, денежными средствами для обращения к адвокатам.

Как следует из ответа администрации Мазановского района Амурской области от 30.07.2021 года № 3714 на требование прокурора от 28.07.2021 года № 4-2381, администрация указала, что согласно заключению межведомственной комиссии № 996 от 30.12.2014 года жилой дом по адресу: -- признан аварийным, подлежащим сносу. Право собственности на данный жилой дом зарегистрировано за Оленниковой Т.Б. после признания дома аварийным, подлежащим сносу, в силу ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ Оленниковой Т.Б. разъяснена необходимость обратиться в администрацию Мазановского района с заявлением о заключении соглашения об изъятии жилого помещения, возмещении его стоимости, рассчитанной в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения. От Оленниковой Т.Б. в администрацию Мазановского района поступило заявление об отказе от выкупной стоимости.

Согласно письму администрации Мазановского района Амурской области            от 08.09.2021 № 4551 на имя Оленниковой Т.Б. администрация сообщила, что поскольку право собственности на -- зарегистрировано за Оленниковой Т.Б. после признания дома аварийным, подлежащим сносу, в силу ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ Оленниковой Т.Б. не положено предоставление другого равнозначного жилого помещения, с учетом требований ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, а положена выплата возмещения изымаемого жилого помещения, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения. Оленниковой Т.Б. разъяснена необходимость обратиться в администрацию Мазановского района с заявлением о заключении соглашения об изъятии жилого помещения, возмещении его стоимости.

Согласно ответу администрации Мазановского района Амурской области            от 15.09.2021 № 4699 администрация на запрос суда сообщила, что собственникам -- предоставлено                            в собственность другое жилое помещение. Поскольку право собственности на -- зарегистрировано за Оленниковой Т.Б. после признания дома аварийным, подлежащим сносу, в силу ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ Оленниковой Т.Б. не положено предоставление другого равнозначного жилого помещения, с учетом требований ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, а положена выплата возмещения изымаемого жилого помещения, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения.

Рассматривая административные исковые требования истца, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (в том числе, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и неисполнения собственниками помещений в доме требования о его сносе). Собственнику изымаемого жилого помещения выплачивается соответствующая денежная компенсация.

Согласно требованиям ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В случае включения жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную адресную программу по переселению граждан                             из аварийного жилищного фонда собственник жилого помещения в таком доме               в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Оленникова Т.Б. в связи с признанием жилого дома,в котором она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: -- аварийным, подлежащим сносу, с последующим его включением в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, избрала способ обеспечения ее жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения, о чем в деле имеется соответствующее заявление Оленниковой Т.Б.

До настоящего времени Оленникова Т.Б. жилым помещением взамен жилого помещения, признанного аварийным, подлежащим сносу, не обеспечена.

Отказывая Оленниковой Т.Б. в реализации ее права на получение жилого помещения взамен изымаемого, администрация Мазановского района Амурской области сослалась на положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

Федеральным законом от 27.12.2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с 28.12.2019 года ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возниклов порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Рассматривая возможность применения названной нормы в рамках настоящего дела, суд принимает во внимание, что в силу ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом ч. 2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Федеральныйзакон от 27.12.2019 года № 473-ФЗ не содержит положений о его применении к жилищным правоотношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.

Следовательно, ранее возникшее у Оленниковой Т.Б. в соответствии с прежней редакцией Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение другого жилого помещения взамен признанного аварийным, подлежащим сносу не могло быть ограничено администрацией Мазановского района со ссылкой на ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, принятую после того, как соответствующий жилой дом был признан аварийным, подлежащим сносу и Оленниковой Т.Б. было приобретено право собственности на данное жилое помещение.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона РФ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Следовательно, с учетом положений ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшем решение о сносе дома.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального городского округа относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Данная правовая позиция выражена в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Процедура изъятия жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Оленниковой Т.Б., расположенного в аварийном жилом доме, и последующего обеспечения жилищных прав Оленниковой Т.Б. органом местного самоуправления до настоящего времени не проведена.

По своему содержанию оспариваемое письмоадминистрации Мазановского района на имя Оленниковой Т.Б. от 08.09.2021 года за № 4551имеет характер решения, которым по существу отказано в предоставлении Оленниковой Т.Б. права на получение другого жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным, подлежащим сносу. Данное решение противоречит нормам жилищного законодательства, нарушает права Оленниковой Т.Б., в связи с чем суд полагает, что решение об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, изложенное в письме администрации Мазановского района на имя Оленниковой Т.Б. от 08.09.2021 года за № 4551,является незаконным.

Рассматривая административные исковые требования истца о возложении обязанности на администрацию Мазановского района Амурской области предоставить ОленниковойТ.Б. благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим условиям, равнозначное признанному аварийным и непригодным для проживания, расположенному по адресу: --, в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так какв соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.Суд не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.

Соглашение между Оленниковой Т.Б. и администрацией Мазановского районао предоставлении Оленниковой Т.Б. жилого помещения взамен изымаемогоне заключено, выкупная цена изымаемого жилого помещения не определена.

Таким образом, административные исковые требования истца о возложении                    о возложении на администрацию Мазановского района Амурской области обязанности предоставить ОленниковойТ.Б. благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим условиям, равнозначное признанному аварийным и непригодным для проживания, расположенному                    по адресу: --, в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области                     на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, являются необоснованными.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФв случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым административные исковыетребования прокурора Мазановского района Амурской областив интересах Оленниковой Т.Б. удовлетворить частично, признать незаконным решение об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, изложенное в письме администрации Мазановского районана имя Оленниковой Т.Б. от 08.09.2021 года за № 4551,                в целях восстановления нарушенных прав Оленниковой Т.Б. возложить на администрацию Мазановского района Амурской областиобязанность рассмотреть вопрос об обеспечении жилищных прав Оленниковой Тамары Борисовны в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан              из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области              от 29.03.2019 года № 152, в связи с признанием жилого дома, расположенного               по адресу: --, аварийным, подлежащим сносу. В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Из материалов дела усматривается, что стороны в соответствии                         со ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковыетребования прокурора Мазановского района Амурской области в интересахОленниковой Тамары Борисовны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, изложенное в письме администрации Мазановского района Амурской области на имя Оленниковой Т.Б. от 08.09.2021 года за № 4551.

Возложить на администрацию Мазановского района Амурской областиобязанность рассмотреть вопрос об обеспечении жилищных прав Оленниковой Тамары Борисовны в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, в связи с признанием жилого дома, расположенного по адресу: ул. Луговая, 8 А с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области, аварийным, подлежащим сносу.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требованийотказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ, путем подачи через Мазановский районный суд Амурской области кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что лицами, указанными в ч. 1 ст. 318 КАС РФ, были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Мотивированное решение изготовлено 26.10.2021 года.

Председательствующий судья            Матвеенкова Л.В.

2а-155/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Оленникова Тамара Борисовна
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Администрация Мазановского района
Администрация Новокиевского сельсовета
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mazanovskiy.amr.sudrf.ru
13.08.2021Регистрация административного искового заявления
13.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2021Подготовка дела (собеседование)
06.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Подготовка дела (собеседование)
29.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее