Решение по делу № 2-263/2022 (2-3796/2021;) от 20.10.2021

УИД 23RS0номер-82

К делу номер (2-3796/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                    21 апреля 2022 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего                Трухан Н.И.

при секретаре                        ФИО3

с участием:

    прокурора

<адрес>                    ФИО4

помощника прокурора

<адрес>                    ФИО12

помощника прокурора

<адрес>                            ФИО13

    представителя ответчика                 ФИО14

действующей на основании доверенности №<адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика                 ФИО15

действующей на основании доверенности №<адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя администрации <адрес>        ФИО17,

действующей на основании доверенности номер.02-45/36 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> – прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности, признании права собственности за Российской Федерацией, снятии с государственного кадастрового учета

У С Т А Н О В И Л:

        Заместитель прокурора <адрес> – прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с требованием к ответчику, в котором просит признать отсутствующим право собственности ФИО1, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1277, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1277, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. 243; в решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о погашении записи о праве ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1277, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер, и для снятия его с государственного кадастрового учета (гражданское дело номер).

        Одновременно, заместитель прокурора <адрес> – прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с требованием к ответчику, в котором просит признать отсутствующим право собственности ФИО1, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1565, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1565, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер; в решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о погашении записи о праве ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1565, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер, и регистрации права собственности на него (гражданское дело номер).

        Также, заместитель прокурора <адрес> – прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с требованием к ответчику, в котором просит признать отсутствующим право собственности ФИО1, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1280, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер А; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1280, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. 241 А; в решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о погашении записи о праве ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1280, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз», уч. номер А, и для снятия его с государственного кадастрового учета (гражданское дело номер—54/2022).

        Одновременно, заместитель прокурора <адрес> – прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с требованием к ответчику, в котором просит признать отсутствующим право собственности ФИО1, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1294, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, тов-во «Бриз», уч. 92; признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1294, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, тов-во «Бриз», уч. 92; в решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о погашении записи о праве ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1294, площадью 600 кв.м., категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, тов-во «Бриз», уч. 92, и орегистрации на него права собственности за Российской Федерацией (гражданское дело номер).

         В обоснование требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294, 23:49:0136003:1565 незаконно оформлены в собственность ответчика, поскольку образованы в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ номер «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда. Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности. Согласно заключениям специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1565 полностью расположены в пределах выделов 16, 20 квартала 97 Дагомысского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1280 и 23:49:0136003:1277 частично расположены в пределах указанных выделов. Право собственности ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи право собственности перешло к ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1565 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО6 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1280 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1294 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, в их границах сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294, 23:49:0136003:1565 с видом разрешенного использования «для садоводства». Основанием для регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1277 послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, согласно которому последней предоставлен в собственность земельный участок номер площадью 600 кв.м. в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер о передаче членам жилищно-садового товарищества «Бриз» земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения. Основанием для регистрации права собственности ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1280 послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, согласно которому последней предоставлен в собственность земельный участок номер А площадью 600 кв.м. в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер о передаче членам жилищно-садового товарищества «Бриз» земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения. Основанием постановки земельного участка 23:49:0136003:1565 на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности послужила архивная копия постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер с выпиской из списка членов товарищества «Бриз», ранее находящихся в пожизненном наследуемом владении согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер. Указанная архивная копия выдана архивным отделом администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Оценка законности списков членов товарищества «Бриз», являющихся приложениями к постановлениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, от ДД.ММ.ГГГГ номер, дана вступившими в законную силу приговором Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело номер) и апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело номер), оставленным без изменения в исследуемой части. Судами достоверно установлено, что в период времени с 2003 года, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, председателем ЖСТ «Бриз» ФИО9 организована подмена в помещении архивного отдела приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ номер, подложным приложением – «Списком членов садоводческого товарищества «Бриз» санатория «Горный воздух» и работников ОСВЗ Сочинского строительного управления», и приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ номер, подложным приложением – «Списком членов товарищества «Бриз», ранее находящихся в пожизненном наследуемом владении, с внесенными заведомо ложными сведениями о членстве 736 граждан в садоводческом товариществе «Бриз» и наличии у них оснований для регистрации права собственности на земельные участки. Факт фальсификации указанных списков подтверждается показаниями свидетелей, письменными и вещественными материалами дела, в том числе заключением эксперта. Основанием государственной регистрации права собственности ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1294 послужил государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянно (бессрочного) пользования номер, выданный последнему для садоводства в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер. Между тем, в книгах регистрации правоудостоверяющих документов (государственных актов, свидетельств и договоров аренды), имеющихся на хранении в Центральном отделе по <адрес> управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и представленных для изучения с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ номер, установлено отсутствие записи о выдаче вышеуказанного государственного акта ФИО10 Вместе с тем, имеется регистрационная запись о выдаче данного государственного акта номер, другому лицу. Из актов натурного обследования спорных земельных участков, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенные участки не огорожены, свободны от строений, фактически не осваиваются. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО1 и иными лицами указанными участками. Участки доступны для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорные участки, расположенные в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыли.

        ФИО1 заявил встречные исковые требования к заместителю прокурора <адрес> – прокурору <адрес>, в котором просил признать ФИО1 добросовестным приобретателем по договору купли-продижа земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136003:1294, заключенному между ФИО1 и ФИО11

        В обоснование иска указал, что спорный земельный участок был предоставлен ФИО10 в 1993 году уполномоченным органом. Данный земельный участок не относится к категории земель лесного фонда, был поставлен на государственный кадастровый учет в 2001 году. Его постановка на кадастровый учет произошла ранее постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:25, в связи с чем, границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ спорного земельного участка, право на которое зарегистрировано за ФИО1 Считал себя добросовестным приобретателем. Просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности, считая его пропущенным.

        В соответствии со ст. 151 ГПК РФ судья, установив, что в производстве данного суда имеется несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько дел по искам одного истца к различным ответчикам или различных истцов к одному ответчику, с учетом мнения сторон вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, если признает, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

        По делу установлено, что требования истца к ответчику носят однородный характер, ответчики полностью совпадают, предметом спора являются однородные объекты недвижимости – земельные участки, расположенные в садоводческом товариществе «Бриз», категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для садоводства».

        Определением от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство с присовением единого учетно-статистического номера 2-263/2022

<адрес> ФИО4 в судебном заседании требования иска поддержал, просил удовлетворить. Во встречном иске ФИО1 просил отказать.

Помощник прокурора <адрес> ФИО12 и помощник прокурора <адрес> ФИО13 в судебном заседании требования иска поддержали. Во встречнном иске ФИО1 просил отказать.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не пояснил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Его представители по доверенности ФИО14, ФИО15 пояснила, что ответчику известно о времени и месте судебного заседания, участвовать лично не желает.

Представитель ответчика ФИО14 и представитель ответчика ФИО15 в судебном заседании возражали против удовлетворения требований иска. Пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов <адрес> номер внесено предложение об отводе из землепользования лесохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий земельных участков площадью 0,65 га и из земель запаса площадью 29,1 га для рабочих и служащих предприятий и организаций района для коллективного садоводства. ДД.ММ.ГГГГ решением Сочинского горисполкома номер коллективам санатория «Горный воздух» и СМУ «Северовостокзолото» выделен земельный участок на землях Дагомысского лесничества в районе <адрес> для организации ЖСТ «Бриз». Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер утверждены списки владельцев садовых участков садового товарищества «Бриз», которым садовые участки были предоставлены в пожизненное наследуемое владение. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> номер зарегистрирован устав ЖСТ «Бриз» и утвержден план застройки товарищества. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> издано постановление номер, в соответствии с которым принято решение о передаче в собственность земельных участков СТ «Бриз» согласно списку, ранее находящихся в пожизненном наследуемом владении на основании постановления номер от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер ФИО5 в собственность за плату был предоставлен земельный участок площадью 600 кв.м. в ЖСТ «Бриз», расположенный в сельской черте, для садоводства., постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер ФИО7 предоставлен в собственность земельный участок номер А площадью 600 кв.м., постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер ФИО16 предоставлен в собственность земельный участок номер площадью 600 кв.м. Вместе с тем вышеуказанные правовые акты органа местного самоуправления недействительными не признавались. Данные акты явились основанием для проведения землеустроительных работ и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах спорного земельного участка со статусом «ранее учтенный» вид разрешенного использования «для садоводства» категории земель «земли населенных пунктов». Границы участков по смежеству были сняты графически и согласованы со смежными землепользователями, произведена инструментальная съемка в соответствии с утвержденным генеральным планом и вышеуказанными правовыми актами органа местного самоуправления. Каких-либо данных о пересечении границ спорных земельных участков с землями особо охраняемых природных территорий не выявлено. Первоначальное право собственности на спорные земельные участки возникло на основании договоров купли-продажи, заключенного первоначальными собственниками ФИО7 и ФИО5 с администрацией <адрес>. Несмотря на то, что первоначальное право собственности ФИО16 и ФИО10 возникло на основании правовых актов органов местного самоуправления, в дальнейшем, в результате гражданско-правовых сделок право собственности на все спорные земельные участки перешло к ответчику ФИО1 Переход права осуществлен в рамках действующего законодательства, вместе с тем, вышеуказанные сделки недействительными в судебном порядке не признавались. Истец утверждает, что спорные земельные участки относятся к землям Дагомысского участкового лесничества, ссылаясь на план лесонасождений 1997-1998 гг., согласно которому земельные участки находятся в пределах выделов 16, 20 квартала 97 Дагомысского участкового лесничества и являются федеральной собственностью, однако факт включения спорных земельных участков в земли Дагомысского участкового лесничества материалами дела не подтвержден. Так, в деле отсутствуют сведения о внесении выделов 16, 20 квартала 97 Дагомысского участкового лесничества в государственный лесной реестр, как и отсутствуют материалы лесоустройства указанного лесничества. Указанный истцом план лесонасаждений 1997 года не является доказательством принадлежности спорного участка к землям лесничества как и не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом. Схематичное описание местоположения в данном плане не подтверждает факт установления границ Дагомысского участкового лесничества и не свидетельствует о наличии пересечения границ спорных земельных участков с землями указанного лесничества, поскольку на основании представленных материалов установить факт пересечения границ Дагомысского лесничества со спорными земельными участками не представляется возможным. Согласно сведениям ГИСОГД (раздел III Документы территориального планирования) спорные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294, 23:49:0136003:1565 входят в границы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, относятся к зоне садоводческих товариществ. При таких фактических обстоятельствах, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294, 23:49:0136003:1565 не могут относиться к иной категории земель, чем земли населенных пунктов. Считают, что поскольку регистрация права собственности и постановка на кадастровый учет спорных земельных участков произведены до ДД.ММ.ГГГГ и до внесения сведений о границах и праве единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:25, к спорным правоотношениям необходимо применить положения ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Считает, что доводы истца о незаконности всех списков членов СТ «Бриз», являющихся приложением к постановлениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер и от ДД.ММ.ГГГГ номер являются необоснованными ввиду того, что спорные земельные участки не являлись предметом уголовного дела, приговором Лазаревского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ факт подделки и подмены в архивном отделе списков членов товарищества в отношении спорных участков не установлен. Просят отказать в удовлетворении исковых требований, применив срок исковой давности. Требования встречного иска поддержали и просили удовлетворить.

Представитель администрации <адрес> края ФИО17 по доверенности в судебном заседании требования прокурора поддержала, просила удовлетворить, в удовлетворении встречного иска просила отказать.

        Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

        Представитель ФГБУ «Сочинский национальный парк» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, направил в суд письменный отзыв, в котором требования иска поддержал, просил удовлетворить.

        Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

        В связи с изложенным и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования заместителя прокурора <адрес> – прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению, а требования встречного иска подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Частью 2 ст. 195 ГПК РФ установлено, что суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ номер «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

По делу установлено, что на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ номер «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, далее – ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер (далее – Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ номер, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ номер.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:25 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ЕГРН), что подтверждается письмом Территориального отдела номер филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ номер-АПГ15-5.

Более того, в силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер-КГ14-9070.

Согласно заключениям специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1565 полностью расположены в пределах выделов 16, 20 квартала 97 Дагомысского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1280 и 23:49:0136003:1277 частично расположены в пределах указанных выделов.

Право собственности ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1565 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО6 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1280 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1294 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, является обоснованным довод прокурора о том, что вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в <адрес> и <адрес>, в их границах сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294, 23:49:0136003:1565 с видом разрешенного использования «для садоводства».

Основанием для регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1277 послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, согласно которому, последней предоставлен в собственность земельный участок номер площадью 600 кв.м. в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер о передаче членам жилищно-садового товарищества «Бриз» земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения.

Основанием для регистрации права собственности ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1280 послужило постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, согласно которому последней предоставлен в собственность земельный участок номер А площадью 600 кв.м. в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер о передаче членам жилищно-садового товарищества «Бриз» земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения.

Основанием постановки земельного участка 23:49:0136003:1565 на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности послужила архивная копия постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер с выпиской из списка членов товарищества «Бриз», ранее находящихся в пожизненном наследуемом владении согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер. Указанная архивная копия выдана архивным отделом администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Оценка законности списков членов товарищества «Бриз», являющихся приложениями к постановлениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, от ДД.ММ.ГГГГ номер, дана вступившими в законную силу приговором Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело номер) и апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело номер), оставленным без изменения в исследуемой части. Судами достоверно установлено, что в период времени с 2003 года, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, председателем ЖСТ «Бриз» ФИО9 организована подмена в помещении архивного отдела приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ номер, подложным приложением – «Списком членов садоводческого товарищества «Бриз» санатория «Горный воздух» и работников ОСВЗ Сочинского строительного управления», и приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ номер, подложным приложением – «Списком членов товарищества «Бриз», ранее находящихся в пожизненном наследуемом владении, с внесенными заведомо ложными сведениями о членстве 736 граждан в садоводческом товариществе «Бриз» и наличии у них оснований для регистрации права собственности на земельные участки. Факт фальсификации указанных списков подтверждается показаниями свидетелей, письменными и вещественными материалами дела, в том числе заключением эксперта.

Основанием государственной регистрации права собственности ФИО10 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1294 послужил государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянно (бессрочного) пользования номер, выданный последнему для садоводства в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер.

Между тем, в книгах регистрации правоудостоверяющих документов (государственных актов, свидетельств и договоров аренды), имеющихся на хранении в Центральном отделе по <адрес> управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и представленных для изучения с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ номер, установлено отсутствие записи о выдаче вышеуказанного государственного акта ФИО10 Вместе с тем, имеется регистрационная запись о выдаче данного государственного акта номер, другому лицу.

Между тем, оценка законности списков членов товарищества «Бриз», являющихся приложениями к постановлениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, от ДД.ММ.ГГГГ номер, дана вступившими в законную силу приговором Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело номер) и апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело номер), оставленным без изменения в исследуемой части.

По делу установлено, что в период времени с 2003 года, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, председателем ЖСТ «Бриз» ФИО9 организована подмена в помещении архивного отдела приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ номер, подложным приложением – «Списком членов садоводческого товарищества «Бриз» санатория «Горный воздух» и работников ОСВЗ Сочинского строительного управления», и приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ номер, подложным приложением – «Списком членов товарищества «Бриз», ранее находящихся в пожизненном наследуемом владении, с внесенными заведомо ложными сведениями о членстве 736 граждан в садоводческом товариществе «Бриз» и наличии у них оснований для регистрации права собственности на земельные участки.

Факт фальсификации указанных списков подтверждается показаниями свидетелей, письменными и вещественными материалами дела, в том числе заключением эксперта.

Такие обстоятельства свидетельствуют о незаконной выдаче ФИО5, ФИО7, ФИО16 архивных копий правовых актов администрации <адрес>, изготовленных на основании подложного приложения к постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер.

Суд учитывает в качестве письменного доказательства по настоящему делу вступивший в законную силу приговором Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело номер).

Указанным приговором дана оценка законности списков членов товарищества «Бриз», являющихся приложениями к постановлениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, от ДД.ММ.ГГГГ номер, на основании которых в 2003-2005 годах ФИО5, ФИО7, ФИО16 выданы постановления, содержащие сведения о предоставлении им земельных участков в границах ЖСТ «Бриз» как членам садоводческого товарищества.

Таким образом, законность самих правовых актов в рамках настоящего дела истцом не оспаривается, так как не имеет значения для правильного и объективного рассмотрения дела по существу.

Из актов натурного обследования спорных земельных участков, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенные участки не огорожены, свободны от строений, фактически не осваиваюся.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО1 и иными лицами указанным участком. Участки доступны для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорные участки, расположенные в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыли.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ номер-КГ18-15, номер-КГ18-17 и др.).

Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

По делу учитывается, что в 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

    В частности, на основании плана лесоустройства Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:25 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письмом Территориального отдела номер филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:25 категории «земли особо охраняемых природных территорий» зарегистрировано за Российской Федерацией.

    В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от ДД.ММ.ГГГГномер, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также указано, что земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Действующим на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:25 Лесным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ также предусматривалось ведение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра.

Согласно части 2 статьи 91 ЛК РФ, в государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; о лесных участках и об их границах.

Согласно п. 1.4 Инструкции о порядке ведения государственного учета лесного фонда, утвержденной Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ номер и действующей до ДД.ММ.ГГГГ, государственный учет лесного фонда ведется на основе материалов лесоустройства, лесоинвентаризации и других видов обследования лесов.

Таким образом, государственный лесной учет на момент государственной регистрации права собственности на участок с кадастровым номером 23:49:0000000:25 велся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласовывались с системой ведения геодезической основы в виде списка координат характерных (поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

На основании части 1 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются также юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка.

Таким образом, при отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства.

Согласно положениям статьи 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ номер- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка.

В этой связи отсутствие в ГКН сведений об установленных границах лесного участка, не свидетельствует об отсутствии объекта права, поскольку участок является ранее учтенным и надлежащие сведения о границах подлежат внесению в ЕГРН в порядке уточнения.

Такми образом, избранный способ защиты в части признания зарегистрированного права ответчика отсутствующим является надлежащим.

Как следует из текста искового заявления и пояснений представителей истца, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294 находятся на землях государственного лесного фонда в пределах выделов 16, 20 квартала 97 земель Дагомысского участкового лесничества, территория которого составляла территорию Сочинского национального парка.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136003:1277 с границами земель Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка составила 226 кв.м.

Согласно тому же заключению, его графической части, предоставленному суду, следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1277 частично расположен в выделе 20 квартала 97.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136003:1565 с границами земель Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка составила 600 кв.м.

Согласно тому же заключению, его графической части, предоставленному суду, следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1565 полностью расположен в выделе 20 квартала 97.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136003:1280 с границами земель Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка составила 541 кв.м.

Согласно тому же заключению, его графической части, предоставленному суду, следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1280 расположен в выделе 20 квартала 97.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136003:1294 с границами земель Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка составила 600 кв.м.

Согласно тому же заключению, его графической части, предоставленному суду, следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136003:1294 полностью расположен в выделе 16, 20 квартала 97.

Данные заключения даны по результатам камеральных работ по совмещению плана лесонасаждений Дагомысского участкового лесничества (лесоустройство 1997 года) с границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294 категории «земли населенных пунктов».

Как следует из письменных пояснений специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Самсонова С.Д., местоположение и границы земель лесничества Сочинского национального парка по состоянию на 1998 год определялись планами лесонасаждений, в том числе Дагомысского участкового лесничества (лесоустройство 1997 года) – масштаб 1:25000, общая площадь 11862 га (Для служебного пользования: инвентарный номер 4125, экземпляр 2). Данные планы на картографической основе были конвертированы в формат программного обеспечения «ArcGIS» и перепроецированы в систему координат МСК-23 зона 2 (<адрес>), что позволяет произвести совмещение планов лесонасаждений, оцифрованных в государственной системе МСК-23 зона 2, с границами земель населенных пунктов <адрес>, в том числе земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Для определения наложения границ использовались выписка из ЕГРН о границах земель населенных пунктов города-курорта Сочи, план лесонасаждений Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года) (находятся в распоряжении ФГБУ «Сочинский национальный парк»), кадастровые планы территорий города-курорта Сочи, материалы дистанционного зондирования земли (космоснимки), содержащиеся в публичной кадастровой карте Росреестра, а также космоснимки города-курорта Сочи по состоянию на 2009 и 2017 годы, программный комплекс «ArcGIS», загруженный на служебный компьютер ФГБУ «Сочинский национальный парк», лицензионное соглашение ESRI от ДД.ММ.ГГГГ номер.

Посредством программного комплекса «АrcGIS» произведено совмещение координат границ земель населенных пунктов <адрес> с границами планов лесонасаждений, в том числе Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года). Наложение выполнено в системе координат МСК-23 зона 2 (<адрес>), предназначенной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.    При совмещении границ подготовлены векторные слои (изображения) материалов дистанционного зондирования земли и планов лесонасаждений Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года), карты-схемы пересечений границ земель, выполненных в электронном виде, определены координаты поворотных точек границ лесничества Сочинского национального парка по состоянию на 1998 год. С использованием программы «АrcGIS» полученные контуры нанесены на кадастровые планы территории муниципального образования город-курорт Сочи. По результатам получена многослойная цифровая карта пересечения границ планов лесонасаждений Сочинского национального парка (лесоустройство 1997 года) с земельными участками категории «земли населенных пунктов», сформированными в границах населенных пунктов города-курорта Сочи.

По итогам сопоставления материалов лесоустройства Сочинского национального парка по состоянию на 1998 год с границами населенных пунктов <адрес> установлен факт пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294 с границами земель Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка, что отражено в представленных в материалы дела заключениях от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом проверены заключения на предмет их допустимости и относимости, установлено, что заключение о пересечении земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда выдавалось на основании требования прокуратуры <адрес> о сопоставлении плана лесонасаждений Дагомысского участкового лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997 года с земельными участками с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294. Данные заключения подписаны специалистом, обладающим специальными познаниями и соответствующим высшим образованием.

Тем самым, оценивая заключение, предоставленное специалистом ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с точки зрения их допустимости и относимости (ст.ст. 59, 60 ГПК РФ) в совокупности с другими доказательствами (ст. 67 ГПК РФ) считает, что данные заключения являются допустимым доказательством по делу, подтверждающим доводы истца о наличии наложения спорных земельных участков с землями лесного фонда.

Также по делу установлено, что земельные участки находятся на природной территории, на которой отсутствуют здания, строения и объекты незавершенного строительства, произрастают кустарники, дикорастущие растения, сохранено естественное биоразнообразие.

Так, по делу исследованы акты натурного обследования земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации <адрес>. При осмотре земельных участков установлено, что они не огорожены, какая-либо деятельность не осуществляется, здания, строения и объекты незавершенного строительства на участках отсутствуют.

Доказательств того, что на земельных участках имеются какие-либо объекты недвижимости, в том числе незавершенные, ответчиком и его представителем в судебное заседание не предоставлено.

        Ответчик указывает на необходимость признания недействительными сделок, являющихся основанием приобретения права собственности ответчика, вместе с тем, в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного крута лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

В настоящем случае спорные участки, согласно имеющимся в материалах дела заключениям специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, расположены в границах земель Дагомысского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

При этом, в силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер (далее - Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Учитывая изложенное, сделки по отчуждению земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294 произведены неуполномоченными отчуждателями и в отсутствие волеизъявления собственника, и являются ничтожными как нарушающие требования закона и при этом посягающие на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Также, неприменимы к настоящему спору нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях. Предметом настоящих исковых заявлений является пересечение земельных участков с землями федеральной собственности, а не землями, которые отнесены нормативными актами к особо охраняемым природным территориям.

Доводы ответчика о том, что истец обратился в суд с исковым заявлением за истечением установленного законом срока давности являются несостоятельными, поскольку в силу статьей 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 7 Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ номер «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», требование о признании отсутствующим права собственности является негаторным. Исковая давность не распространяется на право требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права отсутствующим.

        Учитывая установленные по делу обстоятельства, основания для удовлетворения встречного иска ФИО1 о признании его добросовестным приобретателем и признании за ним права на земельный участок с кадсстровым номером 23:49:0136003:1294 отсутствуют.

        Прокуратурой <адрес> заявлены исковые требования неимущественного характера, размер государственной пошлины по которым установлен п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет для организаций 6000 рублей.

    Прокуратура <адрес> освобождена от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

    В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Учитывая, что исковые требования прокуратуры <адрес> удовлетворены, данные о наличии оснований освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины у суда отсутствуют, суд полагает необходимым взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 6 000 рублей.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> – прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к ФИО1 о признании отсутствующим права, признании права собственности, снятии с государственного кадастрового учета - удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности ФИО1, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенные по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз».

Признать право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1294, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенные по адресу: <адрес>, с/т «Бриз».

Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1277, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенные по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз».

Данное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании зарегистрированных прав на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1277, 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1294, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенные по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз».

Данное решение является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1565, 23:49:0136003:1294, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенные по адресу: <адрес>, с/т «Бриз».

Данное решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136003:1280, 23:49:0136003:1277, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенны= по адресу: <адрес>, ЖСТ «Бриз».

В удовлетворении встречного иска – отказать.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд <адрес>.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес>                                                        Н.И. Трухан

2-263/2022 (2-3796/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Сочи
Ответчики
Абянли Карио Аршакович
Другие
Гребенюк Олеся Буранбайовна
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея
ФГБУ "Сочинский национальный парк"
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Суд
Лазаревский районный суд г. Сочи
Судья
Трухан Николай Иванович
Дело на сайте суда
sochi-lazarevsky.krd.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2021Передача материалов судье
26.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Подготовка дела (собеседование)
17.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2021Предварительное судебное заседание
13.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.12.2021Предварительное судебное заседание
24.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.01.2022Предварительное судебное заседание
17.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.02.2022Предварительное судебное заседание
02.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.02.2022Предварительное судебное заседание
09.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.03.2022Предварительное судебное заседание
10.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.03.2022Предварительное судебное заседание
31.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.04.2022Предварительное судебное заседание
13.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.04.2022Предварительное судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.07.2024Судебное заседание
21.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее