Дело № 2-617/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл 14 января 2015 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе
председательствующего Шиирипей А.В., при секретаре Монгуш М.М.,
с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Ажи С.А., истца Лопсаней С.Ш., его представителя Маракина Е.А., представителя ответчика Данчай-оол А-Ч.А., представителя третьего лица Нурсат А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопсаней С.Ш. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Лопсаней С.Ш. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, в сумме <…> рублей, судебных расходов в сумме <…> рублей, указав, что 08 февраля 2011 года по факту убийства О.(1) и О.(2) на территории <…> было возбуждено уголовное дело <…> по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – Уголовный кодекс). 09 марта 2011 года он был задержан по данному делу, 10 марта 2011 года ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а, ж» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса, которое является особо тяжким. 11 марта 2011 года в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок которой неоднократно продлялся, мера пресечения отменена только 08 октября 2011 года (общий срок составил 06 месяцев 27 дней). 06 декабря 2011 года уголовное преследование в отношении него прекращено за отсутствием состава преступления. Вследствие применения меры пресечения истец испытывал физические и нравственные страдания, так как ранее к уголовной ответственности не привлекался, всегда вел добропорядочный образ жизни, что сказывается на его здоровье и психике. Размер компенсации причиненного морального вреда оценивает в <…> рублей.
Истец Лопсаней С.Ш. и его представитель по ордеру Маракин Е.А. в заседании иск поддержали по указанным в нем основаниям, также пояснив, что в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности и нахождением под стражей истец лишился работы, был уволен.
Представители по доверенности Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва (ответчика) Данчай-оол А-Ч.А., Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва (третьего лица, далее – СУ СК России по Республике Тыва) Нурсат А.А. в судебном заседании возражали по иску, пояснив, что заявленная истцом сумма компенсации морального вреда является завышенной.
Заслушав заключение прокурора Ажи С.А., полагавшей иск подлежащим удовлетворению частично, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
01 июля 2002 года введен в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 18.12.2001 года N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее – Уголовно-процессуальный кодекс)).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по основаниям, предусмотренным пунктами 1-6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению при отсутствии в деянии состава преступления.
В силу части 1, пункта 3 части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса
Согласно части 2 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно пункту 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 47, части 1 статьи 171 Уголовно-процессуального кодекса обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии со статьи 151 Гражданского кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12. 1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06 февраля 2007 года №6) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно статье 1100 Гражданского кодекса компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.06.2000 года N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова", факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии со статьей 51 (часть 1) Конституции Российской Федерации права не давать показаний против себя самого).
08 февраля 2011 года следователем по <…> Б. возбуждено уголовное дело <…> по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса.
09 марта 2011 года по подозрению в совершении данного преступления задержан Лопсаней С.Ш.
10 марта 2011 года Лопсаней С.Ш. был допрошен в качестве подозреваемого.
10 марта 2011 года Лопсаней С.Ш. был допрошен в качестве обвиняемого.
11 марта 2011 года Кызылским городским судом Республики Тыва в отношении Лопсаней С.Ш. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца, то есть до 09 мая 2011 года включительно.
05 мая 2011 года срок содержания под стражей Лопсаней С.Ш. продлен до 03 месяцев 01 суток, то есть до 08 июня 2011 года.
06 июня 2011 года срок содержания под стражей Лопсаней С.Ш. продлен до 04 месяцев 30 суток, то есть до 08 августа 2011 года.
05 августа 2011 года срок содержания под стражей Лопсаней С.Ш. продлен до 06 месяцев 29 суток, то есть до 08 октября 2011 года включительно.
08 октября 2011 года постановлением следователя <…> С. мера пресечения в отношении обвиняемого Лопсаней С.Ш. изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Постановлением <…> С. от 06 декабря 2011 года уголовное преследование в отношении Лопсаней С.Ш. прекращено за отсутствием состава преступления, предусмотренного пунктами «а, ж» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса, за Лопсаней С.Ш. признано право на реабилитацию.
Таким образом, судом установлено, что истец Лопсаней С.Ш. был незаконно привлечен к уголовной ответственности, с 09 марта 2011 года по 08 октября 2011 года находился под стражей, с 08 октября 2011 года – под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, которая действовала до прекращения уголовного преследования 06 декабря 2011 года. То есть, Лопсаней С.Ш. находился под стражей в общей сложности в течение 06 месяцев 29 суток, под подписанной о невыезде и надлежащем поведении – 01 месяц 27 дней.
Из изложенного выше следует, что Лопсаней С.Ш. имеет право на компенсацию морального вреда в силу статьи 1070 Гражданского кодекса.
В период предварительного расследования по уголовному делу действовал Уголовно-процессуального кодекс, в соответствии со статьями 102, 108, которого подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что истцу в результате его привлечения к уголовной ответственности и незаконного применения в качестве мер пресечения заключения под стражу и подписки о невыезде и надлежащем поведении были причинены нравственные и физические страдания.
Таким образом, судом установлено, что уголовное преследование истца, избрание в отношении него приведенных мер пресечения, допросы по делу в качестве подозреваемого и обвиняемого вплоть до прекращения уголовного преследования – все это являлось стрессовой ситуацией для истца, и ему причинялись нравственные страдания. В результате привлечения к уголовной ответственности были опорочены имя истца, его деловая репутация, ущемлено человеческое достоинство, что также причиняло ему нравственные страдания.
При определении судом размера компенсации морального вреда суд также учитывает тот факт, что до возбуждения уголовного преследования истец работал в <…>, что подтверждается справкой формы 2-НДФЛ.
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, оцененные судом доводы сторон, продолжительность предварительного следствия по делу, физические и нравственные страдания истца, возникшие в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, а также принцип разумности и справедливости, суд полагает, что иск Лопсаней С.Ш. подлежит удовлетворению частично и определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лопсаней С.Ш. в сумме <…> рублей.
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно квитанции от 13 ноября 2014 года Лопсаней С.Ш. оплатил услуги адвоката Маракина Е.А., представлявшего по ордеру интересы истца по гражданскому делу, в сумме <…> рублей.
Исходя из объема работы представителя истца, фактической и правовой сложности дела, а также с учетом требований разумности и справедливости требования истца об оплате услуг представителя подлежат удовлетворению частично, суд определяет размер компенсации оплаты услуг представителя, подлежащий взысканию в пользу истца Лопсаней С.Ш. с ответчика в размере <…> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Лопсаней С.Ш. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Лопсаней С.Ш. <…> рублей в счет компенсации морального вреда, 3000 рублей в счет компенсации судебных расходов.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение составлено 19 января 2015 года.
Cудья А.В.Шиирипей