Решение по делу № 33-1916/2024 от 26.01.2024

Судья Плотицина Н.А. Дело № 33-1916/2024

2-227/2023

25RS0023-01-2023-000433-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 марта 2024 года    г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Вишневской С.С.,

судей Симоновой Н.П., Шульга С.В.,

при секретаре судебного заседания Брыжеватой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дыдиной Альбины Сергеевны, несовершеннолетнего ФИО1 в лице его законного представителя Дыдиной Альбины Сергеевны к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признании права на получение единовременной материальной помощи

по апелляционной жалобе администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 18 декабря 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Постановлено: признать факт нарушения условий жизнедеятельности Дыдиной Альбины Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии ... , несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии ... ) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным.

Признать Дыдину Альбину Сергеевну, несовершеннолетнего ФИО1 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (ОГРН 1142537005566, ИНН 2537108468) включить Дыдину Альбину Сергеевну, несовершеннолетнего ФИО1 в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.

Признать за Дыдиной Альбиной Сергеевной, несовершеннолетним ФИО1 право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года в размере 10000 рублей на каждого, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением администрации Приморского края № 223-па от 15.05.2018 «О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».

Заслушав доклад судьи Вишневской С.С., судебная коллегия

установила:

Дыдина А.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края, в обоснование которого указала, что в связи с прохождением в Приморском крае в декабре 2022 года снежного циклона с 21 декабря 2022 года на территории Ольгинского муниципального округа введен режим чрезвычайной ситуации, границы чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона, установлены в границах Ольгинского муниципального округа. Истцы зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <адрес>. В результате обращения в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера было отказано в назначении выплаты по основанию «условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайно ситуации не нарушены». Условия проживания истцов в период снегопада были нарушены, а именно: отсутствовало электроснабжение без перерыва с 22 декабря 2022 года по 24 декабря 2022 года, отсутствовало транспортное сообщение, как в населенном пункте, так и между населенными пунктами, отсутствовала возможность выбраться из дома из-за двухметрового снега. Просили признать факт нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложить обязанность на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон.

Суд постановил приведенное выше решение. В апелляционной жалобе представитель администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края просит решение суда отменить, как не соответствующее нормам процессуального и материального права. В обоснование указано, что заключением комиссии факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен, само заключение истцами не оспорено и не отменено. Полагает, что оснований для удовлетворения требований истцов не имелось, поскольку доказательств того, что при отсутствии электроснабжения и транспортного сообщения у истцов возникла ситуация невозможности проживания в жилом помещении или данная ситуация создала для них угрозу их жизни или здоровью, не представлено.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» п. 1).

Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанными Правилами установлено, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. на человека (п. 1.4); назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п. 1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п. 1.2. настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п. 2.1); подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (п. 2.2); факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (п. 2.3).

Пунктом 2 Порядка от 30.12.2011 № 795 установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.

Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт (п.2.3 Порядка).

Согласно п. 3 Порядка от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п. 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795).

В соответствии с п. 5 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем: а) степень повреждения здания (помещения); б) состояние теплоснабжения здания (помещения); в) состояние водоснабжения здания (помещения); г) состояние электроснабжения здания (помещения); д) возможность использования лифта.

Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

В силу п. 6 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.

Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истцы проживают по адресу: <адрес>

Постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2013 № 1-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.

Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21.12.2022 (п. 4 постановления).

23 января 2023 года Дыдина А.С. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлениями о назначении выплаты единовременно материальной помощи гражданин, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Решениями от ДД.ММ.ГГГГ № ЕМП-20-4, от ДД.ММ.ГГГГ № ЕМП-20-4 отказано в назначении выплаты, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.

Факт отсутствия электроснабжения и транспортного сообщения в месте проживания Дыдиной А.С. и ФИО1 в период с 21.12.2022 по 23.12.2022 подтверждается сведениями, представленными АО «Кавалеровская электросеть» от ДД.ММ.ГГГГ, АО «ДРСК» филиал «Приморские электрические сети от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «АТО «Приморье-Арсеньев» от ДД.ММ.ГГГГ , АО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» филиал «Ольгинский» от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключениями комиссии от 31 января 2023 года и 13 марта 2023 года подтвержден факт проживания истцов по адресу: <адрес>, и установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителям остановочного пункта.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что комиссией при обследовании места жительства истцов, установлены два прямо предусмотренных действующим законодательством критерия нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации - нарушение электроснабжения - его отсутствие более суток и недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей, пришел к верному выводу, что истцы являлись пострадавшими от чрезвычайной ситуации, повлекшей нарушение условий их жизнедеятельности, применил положения статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и, исходя из установленного в Приморском крае Порядка оказания единовременной материальной помощи и Порядка оказания финансовой помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Приморского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обоснованно признал за истцами право на получение вышеназванных выплат.

Выводы суда являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и подтверждены материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заключениями комиссии факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен, в связи с чем отсутствуют основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в период снегопада, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку указанный вывод противоречит положениям закона, которым установлено, что фактами нарушения условий жизнедеятельности является, в том числе отсутствие электроснабжения в жилом помещении более суток и отсутствие транспортного сообщения.

Поскольку указанные факты нарушения условий жизнедеятельности истцов были установлены, в том числе и в заключениях комиссии, то оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не имеется.

Доводы жалобы о том, что заключения комиссии в установленном законом порядке истцами не оспорены, в связи с чем отсутствуют основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в период снегопада, верно признаны судом несостоятельными, поскольку обращение истцов с настоящим иском в суд, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности свидетельствует о несогласии с данными заключениями.

Доводы жалобы о том, что не представлено доказательств того, что при отсутствии электроснабжения и транспортного сообщения у истцов возникла ситуация невозможности проживания в жилом помещении и данная ситуация создала угрозу жизни и здоровью, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права нарушение хотя бы одного из установленных критериев нарушения жизнедеятельности представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию, не подлежит.

Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального и процессуального права, повлекших неправильное рассмотрение дела, судом первой инстанции не допущено.

Оснований для отмены принятого по делу судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ольгинского районного суда Приморского края от 18 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 марта 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-1916/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дыдина Альбина Сергеевна
Ответчики
Правительство Приморского края
Министерство труда и социальной политики Приморского края
Администрация Ольгинского муниципального округа Приморского края
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Вишневская Светлана Сергеевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
26.01.2024Передача дела судье
05.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Передано в экспедицию
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее