Решение по делу № 2а-168/2022 (2а-2170/2021;) от 21.12.2021

61RS0011-01-2021-004081-87    Дело № 2а – 168/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022года                     г.Белая Калитва

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе Председательствующего судьи Е.А.Добрухиной,

с участием административного истца Крищенко С.К., представителя административных ответчиков военного комиссара г.Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского районов Балденкова А.В.,

при секретаре М.В.Прусаковой, в ходе рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению Крищенко С.К. к призывной комиссии Белокалитвинского района, Военному комиссариату города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского районов о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет,

УСТАНОВИЛ:

Крищенко С.К. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Белокалитвинского района, Военному комиссариату города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского районов о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет, ссылаясь на то, что решением призывной комиссии города Белая Калитва, Белокалитвинского района от 23 ноября 2021г он зачислен в запас по достижении предельного возраста как не прошедший военную службу по призыву без законных на то оснований с выдачей взамен военного билета соответствующей справки. С данным решением он не согласен, так как в период времени с 17.05.2018 (дата последнего вызова в военный комиссариат) по 30.07.2021 (день достижения 27-летнего возраста) от службы в армии он не уклонялся, мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него ответчиком не осуществлялись, постоянно проживает в <адрес>, имеет постоянную регистрацию по адресу <адрес>, официально трудоустроен, по всем вызовам военного комиссариата всегда прибывал, номер мобильного телефона на протяжении более 10 лет не менялся, проходил призывные медицинские комиссии, однако никаких оповещений ни в письменной, ни в устной форме от сотрудников военного комиссариата о необходимости явки для прохождения мероприятий, связанных с прохождением военной службы не поступало. Истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии города Белая Калитва, Белокалитвинского района от 23 ноября 2021 о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу, обязании выдать военный билет.

В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Просил удовлетворить иск.

    Представитель административных ответчиков по доверенности Балденков А.В. исковые требования не признал, в своем отзыве указали, что 11.02.2011 Крищенко С.К. признан годным к военной службе, 28.04.2014 вызван в военкомат, где прошел медицинское освидетельствование, на основании заключения врачей-специалистов вынесено решение о том, что Крищенко С.К. временно не годен к военной службе, 30.06.2014 вызван призывной комиссией для прохождения медицинского освидетельствования, был признан годным для военной службы, 12.07.2018 вызван в военкомат для проведения мероприятий по призывной службы, осмотрен врачебной комиссией, признан годным к военной службе, больше на призывные комиссии не являлся. Считали, что в период с 2018 по 2021 Крищенко С.К. уклонялся от призыва на военную службу, 13.11.2020 сотрудниками военкомата составлен акт о непроживании Крищенко по адресу <адрес> 4 года, 12.10.2021 явился в военкомат, прошел освидетельствование, согласно заключения врачей, медицинских документов вынесено постановление о годности к военной службе. Просил в иске отказать в полном объеме.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).

Согласно абзацу четвертому пункта 1 и пункту 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007г. № 400, предписано, что оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении № 30 к этой Инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.

Статья 28 Закона о воинской обязанности и военной службе закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности и о зачислении в запас (пункт 1).

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 названной статьи).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006г. № 663 (далее - Положение).

В силу пункта 34 Положения (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).

Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Проверяя конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2017г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014г. № 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской обязанности, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

При этом суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.

На эти же правовые позиции Конституционный Суд Российской Федерации указал в определении от 29 сентября 2016г. № 1899-О, отказывая в принятии заявления об оспаривании конституционности пункта 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе и пункта 34 Положения, которые, по мнению заявителя, допускают признание не уклоняющегося от призыва на военную службу гражданина незаконно не прошедшим военную службу по призыву. Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что оспариваемое заявителем правовое регулирование, будучи направленным на реализацию конституционной обязанности по защите Отечества, с учетом приведенных правовых позиций не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права заявителя.

Закон о воинской обязанности и военной службе возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), в частности обязанность явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (пункты 1 и 2 статьи 31).

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, самостоятельно явиться в военный комиссариат, названным законом не предусмотрено.

Суд установил, что Крищенко С.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского районов Ростовской области с 2011. В личном деле Крищенко С.К. А. имеется отметка о вызове его повесткой на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

28.04.2014 Крищенко С.К. прошел медицинское освидетельствование, заключением врачей-специалистов вынесено решение о том, что Крищенко С.К. временно не годен к военной службе, категория годности <данные изъяты> 30.06.2014 решением призывной комиссии Ростовской области предоставлена отсрочка до 09.06.2015.

В личном деле призывника имеются медицинские документы 2018г представленные врачебной комиссией, заключение врачебной комиссии, по которым принято решение « признать годным к военной службе». В деле также имеется выписка из протокола заседания призывной комиссии Ростовской области от 14.07.2018г №64 «решение о призыве отменить, ввиду выполнения установленного задания на призыв, призыв перенести на осень 2018г». Данное решение Крищенко С.К. не вручалось, не направлялось почтой.

Других документов за период с июля 2018г по октябрь 2021г в личном деле призывника Крищенко С.К. не содержится. Доказательств вызова Крищенко С.К. на призывные мероприятия после июля 2018г не имеется. Закон же не обязывает призывника самостоятельно являться в военкомат для прохождения службы.

Судом установлено, что Крищенко С.К., как в настоящее время, так и на момент призыва его на военную службу в 2018году был зарегистрирован и проживал по адресу <адрес>, имел номер телефона который указан в материалах дела призывника.

Согласно трудовой книжке Крищенко С.К. с июня 2018г официально трудоустроен в <адрес>(л.д.22-25). С сентября 2021г работает ведущим специалистом юридического отдела <данные изъяты>(л.д.26-27).

Оснований считать, что в период с 2018 по 2021 Крищенко С.К. уклонялся от призыва на военную службу не имеется.

23 ноября 2021 призывная комиссия г. Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского районов Ростовской области района вынесла решение о зачислении в запас по достижению возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по п.1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Суд анализируя представленные доказательства приходит к выводу что Крищенко С.К. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.

Следовательно, справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской службы и применения предусмотренных законом ограничений в правах.

Таким образом, имеются основания для признания незаконным решения призывной комиссии города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского районов от 23 ноября 2021 о зачислении в запас Крищенко С.К. как не прошедшего военную службу, не имея законных оснований и обязании выдать военный билет.

    Руководствуясь ст. ст. 218, 226, 175-180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

     Признать незаконным решение призывной комиссии Белокалитвинского района от 23 ноября 2021года о зачислении в запас Крищенко С.К., как непрошедшего военную службу, не имея законных оснований.

    Обязать Военный комиссариат города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского районов выдать Крищенко С.К. военный билет.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья              Е.А.Добрухина

Мотивированное решение составлено 21 января 2022г.

2а-168/2022 (2а-2170/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Крищенко Сергей Константинович
Ответчики
Призывная комиссия г. Белая Калитва и Белокалитвинскому и Тацинскому районам РО
Военный комиссариат г. Белая Калитва и Белокалитвинскому и Тацинскому районам РО
Суд
Белокалитвинский городской суд Ростовской области
Судья
Добрухина Елена Александровна
Дело на сайте суда
belokalitvensky.ros.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация административного искового заявления
21.12.2021Передача материалов судье
22.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее