РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 14 мая 2019 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Берсеневой Н.В.,
при секретаре Логиновских М.В.
с участием административного истца А.П,,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1296/2019 по административному иску А.П, к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным отказа в регистрации декларации о начале строительных работ, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Истец А.П, обратился в суд с иском к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным отказа в регистрации декларации о начале строительных работ, обязании устранить нарушения, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3.3.4 Административного регламента он обратился в Службу государственного строительного надзора Республики Крым (далее по тексту Служба) с целью регистрации декларации о начале строительных работ по объекту: «Индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, пгт Гурзуф, район турбазы «Коралл» от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Декларация), которая была рассмотрена Службой и не возвращена заказчику на доработку. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №Ш-3460 А.П, было отказано. Указанное письмо получено ДД.ММ.ГГГГ. Особенности градостроительных отношений на территории Республики Крым по вопросам оформления документов, дающих право на выполнение строительных работ, урегулированы Порядком выполнения строительных работ, утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № (далее Порядок). В соответствии с Порядком, строительные работы (в т ч. работы по новому строительству) на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, разработки проектной документации и регистрации декларации о начале выполнения строительных работ. При этом строительные работы по объектам, относящимся к I - III категориям сложности, могут выполняться после регистрации декларации о начале выполнения строительных работ. Предоставление государственной услуги по регистрации декларации о начале выполнения строительных работ осуществляется в соответствии с Административным регламентом, который утвержден и введен в действие приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-П (с изменениями и дополнениями). Согласно существующим требованиям заказчик подает в Службу два экземпляра декларации с приложением заверенных заказчиком копий документов. Служба проверяет полноту указанных заказчиком данных и регистрирует декларацию. Один экземпляр зарегистрированной декларации возвращается заказчику, второй - остается в Службе (п.3.3.1). В случае если декларация подана или заполнена с нарушением Порядка, (п.п.2.9.2; 3.3.3 Административного регламента) в срок, предусмотренный для регистрации, Служба возвращает такие документы заказчику на доработку для приведения их в соответствии с требованиями Порядка. При этом на основании п.3.3.4 Административного регламента, в случае если Служба не зарегистрировала декларацию или не вернула ее заказчику на доработку в установленный срок, декларация считается зарегистрированной, и заказчик приобретает право на выполнение строительных работ на одиннадцатый рабочий день со дня, когда декларация должна быть зарегистрирована или возвращена. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> было подтверждено, что Служба не вернула Декларацию заявителю, не смотря на то, что Декларация была подана с нарушением Порядка, т.е. в одном экземпляре. Однако, по мнению Службы, пункт 3.3.4 Административного регламента не подлежит применению, а требование заявителя от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации декларации о начале выполнения строительных работ является необоснованным. Согласно указанному письму Службой не установлено каких либо иных нарушений Порядка по результатам рассмотрения Декларации А.П, Таким образом, письмом от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в нарушение п.3.3.4 Административного регламента заявителю было отказано в регистрации Декларации (служба и не зарегистрировала Декларацию, и не вернула ее заказчику на доработку). Административный истец считает, что отказ в регистрации декларации о начале строительных работ по объекту: «Индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>» Службой государственного строительного надзора Республики Крым является незаконным и нарушает его право на строительство жилого дома на собственном земельном участке. На основании вышеизложенного, просит признать незаконным отказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым в регистрации декларации о начале строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов признать декларацию о начале строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – Службы государственного строительного надзора Республики Крым, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд возражения на административное исковое заявление, в которых просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.
Заслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что А.П, является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> <данные изъяты>., по адресу: <адрес>»; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенное использования: индивидуальное жилищное строительство. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Службу государственного строительного надзора Республики Крым подана Декларация о начале выполнения строительных работ с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком А.П, был направлен ответ, в соответствии с которым Служба государственного надзора Республики Крым информирует о том, что Декларация о начале строительных работ подана в одном экземпляре. В связи с выявленными нарушениями установленных требований декларация о начале выполнения строительных работ по объекту: Индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> возвращается для доработки и приведения ее в соответствие с требованиями Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ № с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ А.П, обратился с заявлением об исполнении требований Административного регламента и осуществлении регистрации указанной выше декларации.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление административным ответчиком дан ответ, согласно которому сообщено о том, что специалистами Службы рассмотрена поданная декларация о начале выполнения строительных работ по объекту «Индивидуальный жилой дом; <адрес>, пгт. Гурзуф, район турбазы «Коралл». По результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ было отказано в регистрации указанной декларации. Основанием для отказа в регистрации послужило неисполнение требований Порядка – декларация подана в одном экземпляре. В соответствии с п.3.3.4 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ и выдаче разрешений на выполнение строительных работ, в случае если Служба не зарегистрировала декларацию или не вернула ее на доработку в установленный срок, декларация считается зарегистрированной, и заказчик приобретает право на выполнение строительных работ на одиннадцатый рабочий день со дня, когда декларация должна быть зарегистрирована или возвращена. Возврат декларации о начале выполнения строительных работ н доработку для устранения недостатков, послуживших основанием для ее возврата, оформляется сопроводительным письмом, к которому прилагается один экземпляр декларации, второй остается в Службе. В связи с тем, что А.П, подан один экземпляр декларации, Служба не имела возможности вернуть второй экземпляр, при этом основания для возврата были доведены сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/исх.
В соответствии со ст.3 Градостроительного кодекса РФ Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Особенности градостроительных отношений на территории Республики Крым по вопросам оформления документов, дающих право на выполнение строительных работ, урегулированы Порядком выполнения строительных работ, утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 года N 2040-6/14 "О порядке выполнения подготовительных и строительных работ" (в ред. Постановления Государственного Совета Республики Крым от 24.12.2014 N 387-1/14) утвержден Порядок выполнения строительных работ.
Настоящий порядок определяет процедуру выполнения строительных работ на объектах капитального строительства (п. 1).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком: 1) при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к 1-3 категориям сложности.
Регистрацию документов, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, и выдачу документов, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящего Порядка, осуществляет Служба государственного строительного надзора Республики Крым (пункт 3).
Предоставление государственной услуги по регистрации декларации о начале выполнения строительных работ осуществляется в соответствии с Административным регламентом, который утвержден и введен в действие приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 15.02.2016 №20-П.
Согласно п.3.3.1 указанного выше Административного регламента Заказчик либо его уполномоченный представитель подает в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и Службой или направляет заказным письмом с описью вложения в Службу два экземпляра декларации по форме согласно Приложению №1 к Порядку выполнения строительных работ, утвержденному Постановлением Государственного совета Республики Крым №2039-6/14 от 11.04.2014 с приложением заверенных заказчиком копий документов, указанных в поданной декларации о начале выполнения строительных работ.
Поданная заказчиком в многофункциональный центр декларация с прилагаемыми документами не позднее следующего рабочего дня передается в Службу.
В течение семи рабочих дней, следующих за датой поступления в Службу декларации, Служба проверяет полноту указанных заказчиком в декларации данных с приложенными документами и регистрирует декларацию.
Один экземпляр зарегистрированной декларации возвращается заказчику, второй – остается в Службе.
В соответствии с п.3.3.3 Административного регламента в случае, если декларация подана или заполнена с нарушением Порядка, в срок, предусмотренный для регистрации, Служба возвращает такую декларацию заказчику на доработку для приведения ее в соответствие с требованиями Порядка.
После устранения недостатков, послуживших основанием для возврата декларации на доработку, заказчик вправе повторно направить декларацию в соответствии с настоящим Порядком.
Как следует из п.3.3.4 Административного регламента в случае если Служба не зарегистрировала декларацию или не вернула ее заказчику на доработку в установленный срок, декларация считается зарегистрированной, и заказчик приобретает право на выполнение строительных работ на восьмой рабочий день со дня, когда декларация должна быть зарегистрирована или возвращена.
Таким образом, анализ вышеуказанных обстоятельств в их совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что поскольку декларация о начале строительных работ, поданная административным истцом административному ответчику, имея недостатки, фактически не была возвращена Службой А.П,, что подтверждается и ответом на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что данная декларация должна считаться зарегистрированной. При указанных обстоятельствах заявленные требования о признании декларации о начале строительных работ от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
В то же время суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым в регистрации декларации, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ.
Оспариваемый ответ вынесен по результатам обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, из чего следует, что административному истцу дан ответ в рамках Федерального закона от 2.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», фактически носит информационный характер, не является действием, направленным на реализацию властно-распорядительных функций, и сам по себе не порождает для А.П, каких-либо правовых последствий в виде нарушения его прав или возникновения каких-либо обязанностей.
При указанных обстоятельствах административные исковые требования в части признания незаконным отказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым в регистрации декларации о начале строительных работ, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> удовлетворены быть не могут.
Кроме того, по мнению суда, к рассматриваемым требованиям не может быть применен срок исковой давности, о котором заявлено административным ответчиком в отзыве на административный иск, поскольку административным истцом не оспаривался отказ от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск А.П, удовлетворить частично.
Признать декларацию о начале выполнения строительных работ по объекту «Индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> поданную А.П, в Службу государственного строительного надзора Республики Крым, зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части административного иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд <адрес>.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: (подпись) Н.В. Берсенева
Копия верна.
Подлинник решения подшит в дело №2а-1296/2019
<данные изъяты>
Дело хранится в Тюменском районном суде <адрес>
Решение вступило (не вступило) в законную силу «___»__________201__г.
Судья Н.В. Берсенева