Дело №3a-l 1/21 решение изготовлено 8.04.2021г.
25OS0000-01 -2020-00023 8-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
судьи Приморского краевого суда Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием представителей административного истца Перовой Н.А.,
адвоката Ефимова Д.А.,
представителей административного ответчика Степаненко О.В.,
Ивановой Ю.Б.,
представителя Краевого государственного унитарного предприятия
«Примтеплоэнерго» Иванова Е.Ю.
прокурора Румянцева И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» к Агентству по тарифам Приморского края, с привлечением в качестве заинтересованных лиц- Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» и администрации Хорольского муниципального округа Приморского края, о признании нормативно правового акта недействующим
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановление агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020года № 18/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017г №72/9 « об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района», в обоснование заявленных
требований указав, что данный нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, статье 157 Жилищного кодекса РФ, а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306. Административный ответчик не выполнил необходимых действий для определения возможности применения метода аналогов. В обжалуемом нормативном правовом акте административным ответчиком применена минимально допустимая температура горячей воды - 60 °С., однако информация о температуре горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения проживающим в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края не была запрошена, как не были запрошены и учтены все показатели, которые согласно законодательству являются неотъемлемыми и обязательными элементами расчетного метода, а именно количество домов с неизолированными и изолированными стояками, с наличием или отсутствием полотенцесушителей, средняя продолжительность отопительного периода за пять предшествующих отопительных периодов подряд. Не соблюдена последовательность действий предусмотренная положениями Правил № 306. Кроме того, решением Приморского краевого суда от 28 августа 2019 года признавшим недействующим постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9, данное постановление было исключено из системы правового регулирования полностью, с даты вступления в силу указанного решения суда. Исключение из системы правового регулирования нормативного правового акта исключает возможность внесения в такой правовой акт каких-либо изменений.
Представители административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях, по существу пояснили, что полученные административным ответчиком ответы с администрации Ярославского городского поселения и КГУП «Примтеплоэнерго», которыми руководствовался ответчик при принятии оспариваемого норматива по настоящему делу, о полотенцесущителях, изоляции на стояках, наружной сети горячего водоснабжения, данных о «показаниях прибора учета на вводе в дом» (на начало и конец отопительного периода 2018-2019 годов) содержат заведомо недостоверную информацию об отсутствии показаний приборов учета, поскольку в Ярославском городском поселении имеется более 40 домов, приборы учета в которых были допущены к эксплуатации в указанный отопительный период и имели показания приборов учета на начало данного отопительного периода. Кроме того, сам факт запроса указанных сведений, запрошенных административным ответчиком одновременно с запросом сведений, необходимых для формирования выборки, означает нарушение административным ответчиком строгой последовательности действий, предусмотренной Правилами № 306. Административный ответчик должен был запросить сведения необходимые для формирования предварительной выборки, а именно о домах оборудованных соответствующими приборами учета и имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, а после формирования указанной выборки должен был составить план проведения измерений и снятия показаний приборов учета, а затем осуществить снятие показаний приборов учета первого и последнего числа отопительного периода. Иная последовательность действий нарушает строгую последовательность действий регулирующего органа, предписанной Правилами № 306. Кроме того, административный ответчик не представил доказательств того, что при установлении оспариваемого норматива он запрашивал у органа гидрометеорологической службы сведения о средней температуре холодной воды в сети водопровода. Не было предпринято достаточных мер по запросу информации о температуре горячей воды поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения проживающим в Ярославском городском поселении. Полученные административным ответчиком сведения о продолжительности отопительного периода отличаются от сведений полученных ранее Приморским краевым судом и оцененных при рассмотрении аналогичных дел и положенных в основу своих решений ( письменные пояснения приобщены к материалам дела).
Представители агентства по тарифам Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указанные в представленных возражениях и дополнениях к ним доводы поддержали, по существу пояснив, что агентством по тарифам для расчета в соответствии с требованиями Правил № 306 нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории пгт Ярославский Хорольского муниципального округа был привлечен разработчик указанного нормативного акта - ЗАО «Научно- исследовательский центр муниципальной экономики». Агентством были сделаны запросы в администрацию Ярославского городского поселения, ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, оказывающие услугу на территории пгт Ярославский и с. Вознесенка, о предоставлении информации для определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. КГУП «Примтеплоэнерго», ООО «Ярославская управляющая компания» и Администрация Ярославского городского поселения направили исходные данные, необходимые для определения нормативов. ООО «УК «Жилкомхоз» запрашиваемая информация предоставлена не была. Таким образом, агентством были предприняты все необходимые меры по истребованию сведений, позволяющих использовать
метод аналогов, либо достоверно установить невозможность его применения. ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» были проанализированы все представленные агентством документы и сделан вывод о невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, и применен расчетный метод. Таким образом порядок установления нормативов на подогрев холодной воды, утвержденный Правилами установления нормативов, агентством соблюден в полной мере, выполнен весь комплекс действий и процедур по сбору и оценке сведений, необходимых для установления нормативов на подогрев холодной воды, последовательность процедур" соблюдена. Проект указанного постановления прошел независимую антикоррупционную экспертизу, был рассмотрен прокуратурой Приморского края и Управлением Министерства юстиции РФ по Приморском краю.
Агентством было принято постановление от 20 мая 2020 № 22/5, внесшее изменения в постановление агентства от 29 апреля 2020 года № 18/2., которое отменяет постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района», а также от 27 декабря 2018 года № 73/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9. Административный истец не указывает, каким образом, постановлением нарушены его права и законные интересы ( возражения прилагаются к материалам дела).
Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям и доводам указанным в представленных возражениях, пояснив, что в соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С. Административным ответчиком в своем расчете использована минимально допустимая температура горячей воды 60 °С. Использование в расчете температуры выше 60 °С приведет к неоправданному повышению платы конечных потребителей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Получить информацию о фактической температуре горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения проживающим в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края невозможно, фактическая температура горячей воды у потребителей при открытой системе водозабора является величиной динамической, так как постоянно меняет свою величину в зависимости от фактической температуры наружного воздуха. Приборы учета с непрерывным периодом работы в течение всего отопительного сезона 2018 - 2019 имелись только на двух многоквартирных домах (<адрес>). Указанная информация была представлена в ответ на запрос Агентства по тарифам Приморского края. Таким образом, административный ответчик осуществил необходимый комплекс действий по сбору и оценке сведений необходимых для установления норматива.
Представитель, привлеченного в качестве заинтересованного лица по делу, администрации Хорольского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, о чем имеется телефонограмма, не возражал против рассмотрения дела в их отсутствие, ранее представил письменный отзыв, согласно которого с заявленными требованиями административного истца не согласился указав, что истцом не представлено каких-либо документальных подтверждений в обоснование заявленных доводов (возражения прилагаются)
Выслушав представителей административного истца, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица КГУП «Примтеплоэнерго», исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1,2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, в частности, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил от 23 мая 2006 года № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия агентства по тарифам Приморского края закреплены Положением об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года № 628-па «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края».
Согласно вышеуказанному Положению агентство по тарифам Приморского края является органом уполномоченным на установление тарифов в сферах тепло-, электро-, газо-, водоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, снабжения населения твердым топливом, перевозок пассажиров и багажа.
Агентством по тарифам Приморского края было принято постановление от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района»
Постановлением агентства по тарифам от 29 апреля 2020 года № 18/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017г №72/9 « Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» внесены изменения в приложение «нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории
Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района", установлен норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для систем водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями без наружной сети горячего водоснабжения "0,06487 Гкал/куб.м", с неизолированными стояками и отсутствием полотенцесушителей "0,05988 Гкал/куб.м
Таким образом, оспариваемое постановление агентства по тарифам Приморского края принято уполномоченным органом в пределах представленных полномочий, официально опубликовано на интернет - портале правовой информации
(URL:http://publication.pravo.gov.ru/Docrnnent/View/№), правомочность агентства по тарифам, принявшего оспариваемое постановление, административным истцом не оспаривалось.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
Пунктом 24 Правил от 23 мая 2006 года № 306 предусмотрено, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктами 13,19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
В судебном заседании установлено, что решением Приморского краевого суда от 28 августа 2019 года по делу № 3a-13/19 постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение решения Приморского краевого суда агентством принято постановление от 29 апреля 2020 года № 18/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017г №72/9 « об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района».
Впоследствии агентством принято постановление от 20 мая 2020 № 22/5 « о внесении изменений в постановление агентства от 29 апреля 2020 года № 18/2 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа».
Данное постановление устанавливает нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа, а также отменяет постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района», а также от 27 декабря 2018 года № 73/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9.
Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края были определены расчетным методом по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к Правилам от 23 мая 2006 года № 306.
Пунктом 45(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 № 306, норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется с учетом положений, установленных пунктами 32 - 32(2) Правил № 306, устанавливающих порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки.
В соответствии с пунктами 32 и 32(1) Правил № 306 для установления нормативов уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями.
В силу пункта 32(1) указанных Правил уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:
а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
В соответствии с пунктом 32(2) Правил установления нормативов, информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
Судом установлено, что Агентством, в соответствии с пунктом 2.5.11. Положения об агентстве по тарифам Приморского края, для расчета в соответствии с требованиями Правил № 306 нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории пгт Ярославский Хорольского муниципального округа, было привлечено ЗАО «Научно- исследовательский центр муниципальной экономики» являющееся разработчиком Правил № 306.
Исходя из положений статей 161, 165 ЖК РФ, главы 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», условия для управления многоквартирными домами создают органы местного самоуправления.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 9 Правил установления нормативов, агентством были сделаны запросы от 04 февраля 2020 № 27/267, № 27/265, от 11 февраля 2020 № 27/346 в администрацию Ярославского городского поселения, о предоставлении исходных данных для определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в виде прилагаемых таблиц
Кроме того, ввиду отсутствия необходимых сведений представленных администрацией, агентством были сделаны запросы о предоставлении информации для определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в ресурсоснабжающие организации, а также в управляющие организации, оказывающие услугу на территории пгт Ярославский и с. Вознесенка.
Запросы были направлены как посредством электронной почты, так и почтовым отправлением.
Повторный запрос о предоставлении информации в администрацию Ярославского городского поселения был направлен письмом агентства по тарифам Приморского края от 18 февраля 2020 № 27/412.
Ответ от администрации Ярославского городского поселения поступил письмом от 19 февраля 2020 № 456, в котором она сообщила имеющуюся информацию в органе местного самоуправления без учета информации от управляющих компаний ООО «УК «Жилкомхоз» и ООО «УК Жилкомуслуги»,
Были сделаны запросы в ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о предоставлении сведений о температуре воздуха за отопительный период за последние 5 лет.
Администрация Ярославского городского поселения письмом от 26 марта 2020 № 853 вновь направила исходные данные, необходимые для определения нормативов, без учета данных ООО «УК «Жилкомхоз».
Все сведения были представлены Администрацией в формате приложенной таблицы, с указанием источников информации, полученной последними от ресурсоснабжающих и управляющих организаций,
Запрашиваемую информацию также представило письмом от 19 февраля 2020 №786/0041 КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО «Ярославская управляющая компания» - письмом от 03 марта 2020 № 111.
ООО «УК «Жилкомхоз» письмом от 14 февраля 2020 № 028 сообщило о том, что информация в установленный срок не будет представлена, а будет направлена в сроки согласно действующего законодательства. В дальнейшем запрашиваемая информация предоставлена не была, в связи с чем Агентством, письмом от 20 марта 2020 № 27/730, в адрес ООО «УК «Жилкомхоз» был направлен повторный запрос о предоставлении информации для расчета нормативов на подогрев холодной воды.
Запрос был получен, однако, в нарушение пункта 9(1) Правил установления нормативов, информация ООО «УК «Жилкомхоз» так и не была представлена в адрес агентства.
Таким образом агентством были приняты меры по истребованию необходимой информации для установления нормативов, был соблюдён порядок сбора информации, предусмотренный Правилами №306, все необходимые сведения для формирования выборки у органов местного самоуправления, исполнителей коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организации, то есть у надлежащих лиц, были запрошены.
Правом запрашивать необходимую информацию непосредственно у потребителей ( собственников), производить какие -либо
межведомственные запросы регулирующий орган в силу Правил № 306 не наделен.
Основания полагать, что предоставленная информация является неполной, недостоверной у регулирующего органа отсутствовали, как отсутствуют и у суда.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 306 уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
По результатам анализа представленных документов было установлено, что все дома на территории Ярославского городского поселения оборудованные централизованным горячим водоснабжением, соответствуют либо пункту «а» - неизолированные стояки и полотенцесушители, либо пункту «в» - неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Дома с наружной сетью горячего водоснабжения и имеющие стояки горячего водоснабжения с тепловой изоляцией отсутствуют
Согласно пункта 21 Правил № 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями
Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов, который должен быть не менее 10 домов.
В случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, применяется расчетный метод.
Согласно пункту 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений
Таким образом необходимо чтобы в определенном количестве домов услуга оказывалась бесперебойно, а такие данные могут быть получены только с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение всего срока снятия показаний, используемых для расчета.
Вместе с тем данные коллективных приборов учета тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а также холодной воды, используемой для приготовления горячей воды и отработавших бесперебойно, были представлены только по двум многоквартирным домам, оборудованными полотенцесушителями, в то время как агентством была запрошена информация по всем домам, в связи с чем объем выборки не был сформирован, что свидетельствует о не возможности составления плана проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Также были представлены и сведения относительно домов, в которых отсутствуют полотенцесушители.
Сведений о том, что было допущено к эксплуатации и отработало бесперебойно иное количество коллективных приборов учета тепловой энергии используемой на подогрев воды, в адрес регулирующего органа представлено не было, административным истцом таких сведений по запросу также представлено не было.
С заявлением, согласно пункта 16 Правил 306, в адрес агентства по тарифам административный истец об изменении норматива потребления коммунальных услуг, в связи с имеющейся у него информацией о приборах учета и не предоставленной в свое время по запросу регулирующего органа, не обращался.
ЗАО «Научно- исследовательский центр муниципальной экономики», в рамках договора заключенного с регулирующим органом, был произведен анализ всех представленных сведений, по результатам которого, с учетом степени благоустройства, конструктивных и технических параметров жилищного фонда, нормативы расхода тепловой энергии обоснованно определены дифференцированно, на основании Перечня жилых домов Ярославского городского поселения, подключенных к открытой системе горячего водоснабжения, в которых имеются изолированные и неизолированные стояки и полотенцесушители, расчетным методом.
В данном случае выбор расчетного метода обоснован недостаточностью представительности выборки, по результатам полного объема запросов агентства.
Согласно пункту 24.1 приложения № 1 к Правилам № 306 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал/1 куб. м), при применении расчетного метода, определяется по формуле 23.1.
Используемые в формуле 23.1 значения учитывают физические свойства коммунального ресурса: удельную теплоемкость воды; плотность воды; температуру горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения; температуру холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения; коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения.
Согласно пункту 25 приложения № 1 к Правилам № 306 средняя температура холодной воды в сети водопровода определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы. При отсутствии достоверных данных средняя температура определяется по формуле, содержащейся в названном пункте.
Таким образом, из буквального толкования названного пункта следует, что источником указанных данных являются именно органы гидрометеорологической службы, в отсутствие которых расчет температуры осуществляется по формуле.
Пункт 5 приложения № 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»
Агентством по тарифам Приморского края была запрошена информация у администрации Ярославского городского поселения, ресурсоснабжающей организации, а также управляющих организации, в том числе и у административного истца, по температуре горячей воды в точках водоразборов жилых помещений ( согласно приложенной таблицы).
Как указывалось выше, правом запрашивать необходимую информацию непосредственно у потребителей ( собственников), а также производить самостоятельно соответствующие замеры, регулирующий орган в силу Правил № 306 не наделен.
С учетом, того, что такие сведения представлены не были, отсутствовали, расчет тарифа на горячую воду регулирующим органом был определен исходя из температуры горячей воды в местах водоразбора 60 градусов согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, (действовавших на момент принятия оспариваемого постановления), согласно которого температура горячей воды должна быть не меньше 60 градусов и не выше 75 градусов, независимо от применяемой системы теплоснабжения, по формуле 23.1 Приложения № 1 к Правилам установления нормативов, то есть административным ответчиком в своем расчете использована минимально допустимая температура горячей воды 60 °С., что влечет недопущение завышения нормативов подогрева холодной воды и не противоречит Правилам № 306.
Допускается отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время не более чем на 5 °С, в дневное время - не более чем на 3 °С. Такие отклонения установлены исключительно для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества
Управляющая компания обязана контролировать температуру поступающей в дом горячей воды, производить замеры и своевременно направлять ресурсоснабжающей организации претензии по поводу поставки ресурса ненадлежащего качества, вместе с тем какие - либо отклонения управляющими компаниями зафиксировано не было.
В связи с тем, что органами гидрометеорологической службы РФ мониторинг температуры холодной воды в сетях водопровода не осуществляется, так как данный параметр не относится к климатическим характеристикам окружающей природной среды ( согласно положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), в запрашиваемых регулирующим органом исходных данных данные сведения отсутствовали, на ранее направленный агентством по тарифам запрос о предоставлении информации о средней температуре холодной воды в отопительный и неотопительный периоды, служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ответила о невозможности предоставления данной информации, в связи с чем температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного
водоснабжения была определена по формуле 24 приложения 1 к Правилам, где:
txor - температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равная 5 гр.С;
tx неот - температура холодной воды в водопроводной сети в неотопительный период, равная 15 гр.С;
п - количество суток в году;
пот - продолжительность отопительного периода (суток).
Продолжительность отопительного периода на территории Ярославского городского поселения была принята с учетом сведений представленных ФГБУ «Приморское УГМС» о значениях расчетной температуры воздуха за 5 отопительных периодов.
Таким образом, норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды определен в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами.
Довод административного истца о том, что оспариваемый норматив нарушает право производить расчеты по законно установленному нормативу, является субъективным мнением представителя административного истца, не подтвержден соответствующими доказательствами.
Довод административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим в силу того, что он представляет собой акт, вносящий изменения в нормативный правовой акт, полностью исключенный из системы правового регулирования решением ... от 28 августа 2019 года признавшим недействующим постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9, с даты вступления в силу указанного решения суда, отклоняется судом, поскольку агентством по тарифам было принято постановление от 20 мая 2020 № 22/5, внесшее изменения в обжалуемое постановление агентства от 29 апреля 2020 года № 18/2., а также отменившее постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 и от 27 декабря 2018 года № 73/2, таким образом агентством был установлен новый норматив.
Ссылки административного истца на судебную практику других судов по аналогичным делам не подлежат обсуждению, поскольку не имеют юридического значения для рассмотрения данного дела, ссылка административного истца на ранее вынесенные Приморским краевым судом решения, является также несостоятельной, поскольку предметом рассмотрения по данному делу являются иные юридически значимые обстоятельства, обстоятельства установленные по данному делу не были предметом проверки по ранее рассмотренным делам.
Тот факт, что агентством одновременно со сведениями необходимыми для определения выборки была запрошена у ресурсоснабжающей организации информация о показаниях приборов учета за прошедший отопительный период, не повлияло на невозможность применения метода аналогов, поскольку ответчиком была полученная информация о наличии только двух домов приборы учета в которых проработали бесперебойно.
Согласно абз. 2 пункта 44 Правил 306 единственным компетентным органом, который обладает необходимыми полномочиями для определения среднеарифметического средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период являются исключительно органы гидрометеорологической службы.
Агентством была запрошена информация в ФГБУ «Приморское УГМС» по фактическим данным за 5 отопительных периодов, ссылка административного истца на неверно сделанный запрос является необоснованной.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о принятии нормативного правового акта с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, с применением недоствореных сведений, а также нарушением порядка сбора информации, опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Иные доводы не являются основанием для удовлетворения заявленных требований административного истца.
В силу статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты агентства по тарифам Приморского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 178,180,215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» о признании недействующим со дня принятия постановление агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020года № 18/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017г №72/9 « об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» - отказать.
Обязать агентство по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании
данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Внукова