№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Подольский городской суд Московской области
в составе
судьи Николаева М.Н.
при секретаре Гаспарян М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Городского округа Подольск, ФИО2 о признании права собственности
Установил
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Г.о. Подольск, ФИО2 о признании права собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежавшую его матери ФИО6, как на наследство, указав, что при жизни она произвела самовольную ее реконструкцию, однако произведенные работы не нарушают ни чьих прав и законных интересов.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, явился его представитель по доверенности ФИО5, которая иск поддержала.
Представитель Администрации Г.о. Подольска возражал против иска, считая, что реконструкция произведена без разрешения.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.
3-е лицо: представитель Центрального МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
3-е лицо: ООО «Международный аэропорт Домодедово» представитель в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
3-е лицо: ООО «Газпром Авиа» представитель в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
3-е лицо: представитель войсковой части 78621 в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
3-е лицо: АО «Международный аэропорт Внуково» представитель в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
3-е лицо: представитель Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по Рыболовству в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
3-е лицо: представитель Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 218 Гражданского Кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 26 Постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22, от 29 апреля 2010 года, «Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан».
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В судебном заседании установлено домовладение по адресу: <адрес> (ныне Городской округ <адрес>) площадью с учетом всех помещений 98,1 кв.м., жилой площадью 86,0 кв.м., принадлежало на праве общей долевой собственности ФИО2 и ФИО6 в равных долях по 1/2 доли каждой и соглашением о разделе дом произведен между ними реальный раздел указанного домовладения, в соответствии с которым в собственность ФИО6 передана изолированная часть дома с отдельным входом, расположенная на земельном участке 2, общей площадью 44,0 кв.м., состоящий из комнаты (лит. А), размером 14,8 кв.м., комнаты в бревенчатой пристройке лит. А1 размером 7,0 кв.м., кухни (каркасно-обшивная с засыпанным утеплением пристройка лит. А3 размером 10,1 кв.м., тесовой веранды (тесовая веранда лит. «а» размером 12,1 кв.м.
ФИО2 зарегистрировала за собой право собственности ДД.ММ.ГГГГ на свою часть указанного домовладения, общей площадью 54,1 кв.м. (л.д. 19).
Также ФИО6 принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 528 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ является ее сын ФИО1, который принял наследство после ее смерти и нотариусом города Москвы ФИО7 выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя ФИО8 на указанный земельный участок (л.д. 20).
Истцом указано, что при жизни ФИО6 произведена реконструкция ее части дома и площадь ее части дома увеличилась до 56.4 кв.м.
Так, согласно технического писания на спорную часть домовладения <адрес> ее площадь составляет 56,4 кв.м. (л.д. 9).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ФИО9 по судебной строительно-технической экспертизе (л.д.59 - 74), в обследуемой части жилого дома ране принадлежащей ФИО6 по адресу: <адрес>, завершены все строительно-монтажные работы по конструкциям обеспечивающим прочность, устойчивость здания в целом. На момент исследования не закончены работы по отделке помещений пристройки: пом. 2, площадью 14 кв.м. терраса. В указанной части дома существуют инженерные коммуникации: внутренние сети электроснабжения, газоснабжения, водяного отопления, внутреннего водопровода. В пристройку к зданию проведены сети внутреннего электроснабжения. Установлены осветительные приборы и исследуемую часть здания возможно признать объектом завершенного строительства.
Реконструкция заключается в возведении холодной пристройки - террасы с ее объединением в единое помещение 2 площадью 14.0 кв.м. с существующей ранее террасой.
Исследуемое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 528 кв.м.
Расположение пристройки к части жилого дома соответствует условиям ГПЗУ №RU № от ДД.ММ.ГГГГ в части расположения пристройки в местах «допустимого размещения реконструированного дома», определяемых ГПЗУ.
Соотношение площади застройки части жилого дома с пристройкой к площади участка составляет 0,11, то есть 9%, что существенно меньше допустимого соотношения равного 40% застройки, определенного для реконструкции согласно ГПЗУ.
Не доверять заключению эксперта у суда оснований не имеется.
Возражая против удовлетворения иска ответчик ссылается на то обстоятельство, что истцом не получено согласование на строительство, так как участок находится в приаэродромной территории и в водоохраной зоне, что отражено в ГПЗУ.
Однако, в ходе рассмотрения дела суду не были представлены сведения о том, в состав водоохраной зоны какого водного объекта входит участок истца. Представитель ответчика заявил, что спорный объект не находится в водоохраной зоне.
Согласно представленного истицей Градостроительного плана на ее земельный участок, ее участок находится в пределах приаэродромной территории аэродромов Остафьево и Домодедово (л.д. 81, 82).
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство. Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, при этом к заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке прилагаются документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Войсковой частью 78621, эксплуатирующей аэродром Остафьево, согласовано строительство дома истицы (л.д. 75).
Доказательств вхождения участка истицы в приаэродромную территорию аэродрома Внуково суду не представлено.
По сообщению Росавиации приаэродромная территория аэродрома Домодедово не установлено.
Войсковой частью 78621 (эксплуатант аэродрома «Остафьево») также сообщил. Что санитарно-защитные зоны аэродрома не установлены.
По сообщению ООО Авиапредприятияе «Газпром авиа» также находятся в стадии разработки границы полос воздушных подходов аэродрома совместно базирования Остафьево, границы санитарно-защитной зоны, зоны ограничения застройки.
Согласно статье 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 30 сентября 2017 г., проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Закон N 135-ФЗ) приаэродромная территория отнесена к числу зон с особыми условиями использования территорий, перечисленных в пункте 4 статьи 1 ГрК РФ.
Ст. 46 Воздушного кодекса РФ утратила силу.
В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, действующей в редакции Закона N 135-ФЗ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением об установлении приаэродромной территории на ней вводятся ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 01 июля 2017 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона обязаны разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года, в целях согласования размещения в границах приаэродромных территорий объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о границах приаэродромных территорий в Единый государственный реестр недвижимости. Опубликование указанных сведений осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что до дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в случае отсутствия на 1 января 2016 года указанного в части 1 настоящей статьи описания местоположения границ приаэродромных территорий в государственном кадастре недвижимости обязаны утвердить имеющиеся на день официального опубликования настоящего Федерального закона карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов, а также разместить указанные карты (схемы) на сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях согласования размещения в таких границах объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости. Указанные карты (схемы) подлежат согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия описания местоположения границ полос воздушных подходов на аэродромах, описания местоположения границ санитарно-защитных зон аэродромов и ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в таких границах установленным требованиям). Согласование указанных карт (схем) или отказ в их согласовании подлежит представлению в указанные федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проектов указанных карт (схем). В случае непредставления согласования указанных карт (схем) или непредставления отказа в их согласовании в установленный срок указанные карты (схемы) считаются согласованными. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проектов указанных карт (схем), утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней:
1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации;
2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации;
3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
Согласно ч. 4 данной статьи, указанное в части 3 настоящей статьи согласование осуществляется при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещения указанных в части 3 настоящей статьи объектов требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выдаваемого в течение тридцати дней со дня поступления заявления в данный федеральный орган исполнительной власти.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона:
1) до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Убытки, причиненные публично-правовым образованиям в связи с установленными ограничениями использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возмещению не подлежат.
Все указанные в ГПЗУ аэродромы введены в действие до вступления в силу Федерального закона от 01 июля 2017 г. № 135-ФЗ. До установления их приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 статьи 4 указанного ФЗ № 135-ФЗ, приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Права на земельный участок истца возникли до вступления в силу Федерального закона от 01 июля 2017 г. № 135-ФЗ, следовательно, ограничения использования земельного участка истицы не подлежат применению.
Также суд отмечает, что реконструкция спорной постройки не имела увеличения в высоту.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности заключение эксперта и представленные суду доказательства, принимая во внимание, что истец является собственником земельного участка, суд считает, что реконструированный жилой дом соответствует требованиям СНиП, не угрожает жизни и здоровью граждан, возражений от 3-х лиц по существу дела не поступало, а потому исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, спорная часть домовладения подлежит включению в состав наследственного имущества наследодателя ФИО6 и суд признает за ФИО1 право собственности на часть жилого дома площадью 56,4 кв.м. по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил
Иск ФИО1 к Администрации Городского округа Подольск, ФИО2 о признании права собственности удовлетворить.
Признать право собственности за ФИО1 на часть жилого дома площадью 56,4 кв.м. по адресу: <адрес> <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.
Судья