Решение по делу № 33а-268/2022 от 17.01.2022

Дело № 33а-268/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 2 февраля 2022 г.

Судья Курганского областного суда Волосников С.В., рассмотрев без проведения судебного заседания материал № 9а-327/2021 по частной жалобе Павлова Эдуарда Сергеевича на определение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 29 октября 2021 г., которым отказано в принятии административного искового заявления Павлова Эдуарда Сергеевича к заместителю Шадринского межрайонного прокурора Булычеву Е.В. об отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

Павлов Э.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю Шадринского межрайонного прокурора Булычеву Е.В. об отмене постановления от 4 августа 2019 г. об отказе в удовлетворении жалоб.

В обоснование заявленных требований указал, что при рассмотрении его обращения прокурором были нарушены требования статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения, в исключительных случаях, когда для проведения проверки необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок 10 суток, о чем извещается заявитель, по результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, что не было сделано. Также по фактам, изложенным в его обращении, с него не было взято объяснение.

Обжалуемым определением судьи от 29 октября 2021 г. в принятии административного искового заявления отказано по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что дело подлежит рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства.

В частной жалобе Павлов Э.С. просит отменить определение судьи, ссылаясь на его незаконность. Не соглашаясь с выводом судьи о том, что жалоба должна быть подана в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что судьей не были соблюдены положения статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным главой 34 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.

С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений части 3 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения частной жалобы Павлова Э.С. в судебном заседании с вызовом лиц, участвующих в деле, в связи с чем заявленное Павловым Э.С. ходатайство о личном участии в судебном заседании при рассмотрении его частной жалобы посредством использования систем видеоконференц-связи удовлетворению не подлежит.

Проверив доводы частной жалобы, представленный материал, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из административного искового заявления следует, что, обращаясь в суд, Павлов Э.С. просит признать незаконным постановление заместителя Шадринского межрайонного прокурора Булычева Е.В. от 4 августа 2019 г.

Из содержания обжалуемого постановления следует, что 30 июля 2019 г. в Шадринскую межрайонную прокуратуру поступили три жалобы Павлова Э.С. о неполучении им ответов на ранее направленные обращения.

В ходе прокурорской проверки установлено, что 29 мая 2019 г. Шадринской межрайонной прокуратурой в СО по г. Шадринск СУ СК России по Курганской области направлено заявление Павлова Э.С. о совершении в отношении него 19 мая 2019 г. противоправных действий сотрудниками <...>.

14 июня 2019 г. Шадринской межрайонной прокуратурой в СО по г. Шадринск СУ СК России по Курганской области направлено заявление Павлова Э.С. о неполучении ответа на ранее направленное заявление.

Кроме того, 29 апреля 2019 г. МО МВД России «Шадринский» в СО по г. Шадринск СУ СК России по Курганской области направлено заявление Павлова Э.С. (КУСП-), поступившее из МО МВД России «Шумихинский» для принятия процессуального решения.

Согласно сведениям книги учета сообщений о преступлениях СО по г. Шадринск СУ СК России по Курганской области два заявления зарегистрированы в данном следственном органе, а именно заявление, направленное 29 мая 2019 г. из Шадринской межрайонной прокуратуры, и направленное 29 апреля 2019 г. из МО МВД России «Шадринский» приобщены к материалу проверки , по которому следователем СО по г. Шадринск СУ СК России по Курганской области Ю.А.В. 21 июня 2019 г. принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, копия которого передана администрации <...> и вручена Павлову Э.С.

Обращение Павлова Э.С., направленное в Шадринскую межрайонную прокуратуру 14 июня 2019 г. о неполучении ответа на его ранее направленное заявление на действия следователя В.Н.О. рассмотрено в СО по г. Шадринск СУ СК России по Курганской области в установленный законом срок в порядке статьи 124 Уголовного-процессуального кодекса Российской Федерации, 25 июня 2019 г. вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы, о чем заявителю направлен ответ.

В связи с тем, что доводы, изложенные в обращении, не подтвердились, 4 августа 2019 г. заместителем Шадринского межрайонного прокурора Булычевым Е.В. вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалоб.

Полагая данное постановление незаконным, Павлов Э.С. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая вопрос о принятии административного искового заявления, судья районного суда в обжалуемом определении пришел к выводу о том, что требования Павлова Э.С., изложенные в административном исковом заявлении, вытекают из уголовно-процессуального законодательства, в связи с чем жалоба на решение прокурора должна быть подана заявителем в суд в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит разрешению в порядке уголовного судопроизводства.

Такой вывод нельзя признать правильным.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с положениями статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке (часть 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.

Обязанность органов прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, установлена статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) прокурора могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Согласно положениям статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

В соответствии с частью 1 статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», к иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 этого же постановления, не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, осуществляющего надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия или поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора).

Если лицо не согласно с постановлением прокурора или руководителя следственного органа, вынесенным в соответствии со статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то предметом судебного обжалования выступает не сам по себе отказ прокурора или руководителя следственного органа в удовлетворении обращения лица, а непосредственно те действия (бездействие) и решения органов дознания, их должностных лиц или следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 этого же постановления, исходя из положений части 1 статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) должностных лиц в связи с их полномочиями по осуществлению уголовного преследования.

Как усматривается из содержания административного искового заявления, Павлов Э.С. не согласен с решением заместителя Шадринского межрайонного прокурора, принятым после проверки его жалобы на неполучение ответов на ранее направленные обращения, то есть заявитель в своих обращениях не оспаривал по существу законность каких-либо решений должностных лиц об отказе в возбуждении уголовного дела по его заявлениям или иных действий, связанных с осуществлением уголовного преследования. Не содержит таких требований и административное исковое заявление.

При этом изложенные в административном исковом заявлении доводы Павлова Э.С. сводятся лишь к нарушению прокурором при даче оспариваемого ответа сроков рассмотрения его обращения и направления ответа, то есть к несоблюдению прокурором процедуры рассмотрения ранее направленного им обращения, предусмотренной статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое решение прокурора нельзя отнести к тем действиям либо решениям, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам Павлова Э.С. как участника уголовного судопроизводства либо затруднить его доступ к правосудию.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, исходя из предмета заявленного административного иска, выводы суда первой инстанции о том, что заявленные Павловым Э.С. требования вытекают из уголовно-процессуального законодательства и подлежат рассмотрению в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, являются преждевременными.

Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений органов государственной власти, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а разрешение вопроса о принятии административного искового заявления не предполагает дачу оценки решению административного ответчика на данной стадии.

Вопрос о нарушении оспариваемым решением прокурора прав, свобод и законных интересов административного истца подлежит выяснению при рассмотрении дела по существу.

Таким образом, у судьи районного суда не имелось оснований для отказа Павлову Э.С. в принятии административного искового заявления к производству по мотиву разрешения заявленных требований в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, оспариваемое определение не может быть признано законным и подлежит отмене, а материал – направлению в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение судьи Шадринского районного суда Курганской области
от 29 октября 2021 г. отменить.

Материал по административному исковому заявлению Павлова Эдуарда Сергеевича к заместителю Шадринского межрайонного прокурора Булычеву Е.В. об оспаривании постановления от 4 августа 2019 г. об отказе в удовлетворении жалоб направить в Шадринский районный суд Курганской области для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Шадринский районный суд Курганской области.

Судья С.В. Волосников

33а-268/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлов Эдуард Сергеевич
Ответчики
Шадринский межрайонный прокурор Булычев Е.В.
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
18.01.2022Передача дела судье
02.02.2022Судебное заседание
02.02.2022Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2022Передано в экспедицию
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее