Решение по делу № 3а-71/2016 от 26.01.2016

Дело № 3а-71/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск.                              18 февраля 2016 г.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноярского края о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Красноярского края от 25 июня 2015 г. № 8-3588 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае»,

установил:

25 июня 2015 г. Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края № 8-3588 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае» (далее – Закон края № 8-3588), который 10 июля 2015 г. подписан Губернатором Красноярского края, 13 июля 2015 г. размещён на интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) и 15 июля 2015 г. официально опубликован в газете «Наш Красноярский край» № 51.

Данный Закон предусматривает оказание на основании социального контракта государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты на ремонт печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях и на развитие личного подсобного хозяйства (статья 1); а также устанавливает, что право на получение такой государственной социальной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам не превышает величину прожиточного минимума, установленную для соответствующих основных социально-демографических групп населения по соответствующей группе территорий края (статья 2).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона края № 8-3588 государственная социальная помощь на ремонт печного отопления и (или) электропроводки оказывается гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в течение календарного года однократно при одном из следующих условий: а) достижение пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) либо наличие инвалидности I или II группы - для одиноко проживающих граждан; б) отсутствие совершеннолетних трудоспособных граждан (кроме обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет) в семьях, состоящих из лиц, достигших пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), и (или) в которых хотя бы один из супругов является инвалидом I или II группы; в) наличие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством; г) наличие детей-инвалидов (ребенка-инвалида), в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона края № 8-3588 государственная социальная помощь на развитие личного подсобного хозяйства предоставляется гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в течение календарного года однократно при совокупности следующих условий: а) проживание в сельской местности; б) наличие пятерых и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, приемных, опекаемых, находящихся под попечительством.

В пункте 1 статьи 5 Закона края № 8-3588 перечислены документы, представляемые в уполномоченный орган местного самоуправления гражданами, указанными в статье 2 настоящего Закона, для назначения им государственной социальной помощи. В числе прочих документов в этом пункте названы: выписка из финансового лицевого счета, выданная организацией, обслуживающей жилищный фонд по месту жительства (пребывания) заявителя и членов его семьи, или выписка из домовой (поквартирной) книги (подпункт «в»); копия документа, подтверждающего установление инвалидности (для инвалидов I или II группы, а также семей, имеющих детей-инвалидов) (подпункт «г»); копия документа, подтверждающего право владения (пользования) земельным участком, предоставленным и (или) приобретенным для ведения личного подсобного хозяйства, заявителя и (или) совместно проживающих с ним членов семьи (в случае подачи заявления о предоставлении государственной социальной помощи на развитие личного подсобного хозяйства) (подпункт «е»).

В силу пункта 5 статьи 6 Закона края № 8-3588 основаниями для принятия решения об отказе в назначении государственной социальной помощи являются: а) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, недостоверность представленных сведений; б) отсутствие у заявителя (членов семьи заявителя) условий назначения государственной социальной помощи, предусмотренных пунктом 1 статьи 3, пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.

Прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующих положений Закона края № 8-3588: пункта 1 статьи 3 со слов «при одном из следующих условий»; пункта 1 статьи 4 со слов «при совокупности следующих условий»; подпунктов «в», «г», «е» пункта 1 статьи 5; подпункта «б» пункта 5 статьи 6.

Оспариваемые положения нормативного правового акта, по мнению прокурора Красноярского края, противоречат статьям 5, 7, 8, 8.1, 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», так как ограничивают круг лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по сравнению с тем, как он определён в названном Федеральном законе, и устанавливают требования к представлению для получения государственной социальной помощи документов, не предусмотренных этим Федеральным законом.

Законодательное Собрание Красноярского края в письменных возражениях на административное исковое заявление сослалось на то, что Закон края № 8-3588, принятый уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, устанавливает не круг получателей государственной социальной помощи, а размеры, условия и порядок её назначения (выплаты), которые согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» вправе определять органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичные по своему содержанию доводы приведены в письменных возражениях представителя Губернатора Красноярского края.

Выслушав в судебном заседании объяснения прокурора прокуратуры Красноярского края Марченко И.В., поддержавшего заявленные требования, а также объяснения представителя Законодательного Собрания Красноярского края Менделеева О.Г. и представителя Губернатора Красноярского края Сирота И.А., возражавших против удовлетворения административного иска, исследовав материалы дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление прокурора Красноярского края подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Исходя из положений статьи 4, части 1 статьи 5 указанного Федерального закона к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; а органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Приведённые положения федерального законодательства устанавливают право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам оказания государственной социальной помощи (в том числе на основании социального контракта) в части определения размера, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, однако подобное регулирование не должно противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, принятым в данной сфере.

В силу статьи 7 и части 1 статьи 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Следовательно, категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотрены Федеральным законом № 178-ФЗ и им же установлено требование к получателям указанной помощи, состоящее в том, что такими получателями могут быть только граждане (семьи), имеющие низкий доход, что согласуется с провозглашёнными в статье 3 данного Федерального закона целями оказания государственной социальной помощи (поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения).

Вышеуказанным нормам Федерального закона № 178-ФЗ противоречат положения подпунктов «а» - «г» пункта 1 статьи 3 и подпунктов «а», «б» пункта 1 статьи 4 Закона края № 8-3588, которыми вводятся дополнительные требования к получателям государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, и тем самым ограничивается круг граждан, имеющих право на её получение.

Несмотря на то, что обстоятельства, указанные в подпунктах «а» - «г» пункта 1 статьи 3 и подпунктах «а», «б» пункта 1 статьи 4 Закона края
№ 8-3588, названы «условиями» оказания государственной социальной помощи, фактически они не могут быть отнесены к условиям назначения и выплаты государственной социальной помощи, которые органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять в своих нормативных правовых актах.

Такой вывод, вопреки мнению представителя Законодательного Собрания Красноярского края, не противоречит пункту 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающего запрет включения в федеральные законы, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, положений, которыми определяются объём и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Определение в Федеральном законе № 178-ФЗ круга получателей государственной социальной помощи не затрагивает права органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливать объём и порядок осуществления расходов, необходимых для назначения и выплаты указанной помощи. Реализация данного права, однако, не позволяет субъекту Российской Федерации ограничивать круг получателей государственной социальной помощи.

Подобное ограничение не может быть оправдано изложенными в возражениях заинтересованных лиц мотивами достижения целей адресного использования бюджетных средств, поддержки нуждающихся граждан и стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, поскольку применение оспариваемых прокурором нормативных положений не позволяет получать государственную социальную помощь на основании социального контракта как раз наиболее нуждающимся в ней лицам, например, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, имеющим самый низкий среднедушевой доход, если они не отвечают требованиям, указанным в пункте 1 статьи 3 и пункте 1 статьи 4 Закона края № 8-3588. Что же касается трудной жизненной ситуации, то перечисленные в подпунктах «а» - «г» пункта 1 статьи 3 и подпунктах «а», «б» пункта 1 статьи 4 Закона края № 8-3588 обстоятельства (достижение пенсионного возраста, наличие определённого количества детей, проживание в сельской местности и т.п.) не свидетельствуют о возникновении такой ситуации и о необходимости её преодоления путём получения государственной социальной помощи. Сами по себе эти обстоятельства не указывают на имущественное положение граждан и их нуждаемость в государственной социальной помощи данного вида.

Таким образом, подпункты «а» - «г» пункта 1 статьи 3 и подпункты «а», «б» пункта 1 статьи 4 Закона края № 8-3588, устанавливающие дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством, требования к лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, и тем самым ограничивающие круг таких лиц, а также взаимосвязанные с ними положения подпункта «б» пункта 5 статьи 6 данного Закона, позволяющие отказывать в назначении государственной социальной помощи гражданам по мотиву их несоответствия названным дополнительным требованиям (условиям), противоречат части 1 статьи 5, части 1 статьи 7, части 1 статьи 8.1 Федерального закона
№ 178-ФЗ.

Также не соответствуют федеральному законодательству и оспариваемые прокурором Красноярского края положения подпунктов «в», «г», «е» пункта 1 статьи 5 Закона края № 8-3588.

В этих положениях содержится предписание, обязывающие заявителей для назначения им государственной социальной помощи представлять в уполномоченный орган местного самоуправления выписку из финансового лицевого счета или выписку из домовой (поквартирной) книги, а также копии документов, подтверждающих установление инвалидности и право владения (пользования) земельным участком. В то же время, по смыслу части 2 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь назначается без представления заявителем каких-либо документов, а на основании одного лишь заявления, в котором указываются необходимые сведения о заявителе (его семье); при этом данные сведения могут быть подтверждены посредством проверки, проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

На основании части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признаётся судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, Красноярский краевой суд считает необходимым признать Закон края № 8-3588 в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Красноярского края удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты «а», «б», «в», «г» пункта 1 статьи 3, подпункты «а», «б» пункта 1 статьи 4, подпункты «в», «г», «е» пункта 1 статьи 5, подпункт «б» пункта 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 25 июня 2015 г. № 8-3588 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае».

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) и опубликованию в краевой государственной газете «Наш Красноярский край».

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда              А.В. Малякин.

3а-71/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красноярского края
Ответчики
Законодательное Собрание КК
Губернтор Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.01.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.01.2016[Адм.] Передача материалов судье
28.01.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2016[Адм.] Судебное заседание
18.02.2016[Адм.] Судебное заседание
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее