РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Саянск 26 июля 2023 года
Судья Саянского городского суда Иркутской области Гущина Е.Н., с участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении генерального директора ООО «Санаторий Кедр» Попова А.А., защитника Сергеевой Г.Г., заместителя прокурора г.Саянска Иркутской области Радаева Д.А., государственного инспектора г. Саянска, г. Зимы, Зиминского района по пожарному надзору Паца А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал №12-24/2023 по жалобе генерального директора ООО «Санаторий Кедр» Попова А.А. на постановление государственного инспектора г. Саянска, г. Зимы, Зиминского района по пожарному надзору Рыцева А.А. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 2-13-53 от 28.04.2023,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора г. Саянска, г. Зима. Зиминского района по пожарному надзору Рыцева А.А. №2-13-53 от 28.04.2023 генеральный директор ООО «Санаторий Кедр» Попов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением государственного инспектора г. Саянска, г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору Рыцева А.А., генеральный директор ООО «Санаторий Кедр» Попов А.А. обратился с жалобой в Саянский городской суд Иркутской области, считая его незаконным, просил постановление отменить. Указав, что с указанным постановлением он не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
-Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении должностному лицу вменяется нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» не действующим на момент проверки. Данный нормативный правовой документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N1034.
- В нарушение ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ он не был надлежащим образом уведомлен о том, что в отношении него решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку уведомление о явке для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ было направлено прокурором города Саянска от 29.03.2023 № 07-24-23 генеральному директору ООО Санаторий «Кедр» Попову А.А., что не свидетельствует о надлежащем уведомлении о его явке в прокуратуру города Саянска 31.03.2023 к 12.00 час., поскольку поступило в ООО Санаторий «Кедр» 30.04.2023 вх. 193. Из уведомления не ясно в отношении кого (должностного лица или юридического лица законным представителем, которого он является) будет решаться вопрос о привлечении к административной ответственности по результатам проведенной проверки в отношении ООО Санаторий «Кедр» по исполнению законодательства об антитеррористической и противопожарной защищенности.
Согласно приказу от 10.03.2023 № 44 с 28 марта 2023 года по 14 апреля 2023 года он находился в ежегодном оплачиваемом отпуске с выездом за пределы города Саянска, поэтому уведомление им не было получено.
Представитель Общества по доверенности № 12 от 15.07.2022 Сергеева Г. Г. узнала о том, что административное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ возбуждено в отношении должностного лица - генерального директора Попова А. А. только при ознакомлении с материалами дела.
Извещение (уведомление) о явке, направленное по месту жительства лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или получено согласие на извещение по адресу юридического лица, отсутствует.
Таким образом, материалы дела не содержат сведений о том, что на день составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 31 марта 2023 года Попов А. А. был надлежащим образом извещен о времени составления постановления.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт направления в его адрес копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, что является нарушением ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, которая устанавливает, что копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Следовательно, постановление, составленное с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса, не может быть принято во внимание в качестве доказательства правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
- В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2023 заместителя прокурора города Саянска Иркутской области юриста 1 класса Радаева Д.А. и материалах к нему отсутствуют и не зафиксированы, в установленном порядке в соответствии со ст. ст. 26.2 - 26.11 Кодекса доказательства, подтверждающие виновность должностного лица - генерального директора Попова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2023 не содержит сведений о событии административного правонарушения и виновности лица привлекаемого к административной ответственности. Перечисление в постановлении от 31.03.2023 пунктов Правил противопожарного режим в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 без документального подтверждения данных фактов не может вменяться в вину должностному лицу.
В постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина Попова А.А.; указаны лишь нарушения требований пожарной безопасности, без указания действий или бездействий должностного лица и причинно-следственной связи.
-Имеющееся в материалах дела письмо отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Саянску, Зиме, Зиминскому району ГУ МЧС по Иркутской области от 20.03.2023 № 2-13-63 о предоставлении информации по результатам проверки по соблюдению требований пожарной безопасности, проведенной совместно со старшим помощником прокурора г. Саянска, Рудаковым А.С., старшим инспектором ОНД и ПР по г. Саянску и, г. Зиме, Зиминскому району Липкиным В.Ю. в ООО Санаторий «Кедр», по адресу: <адрес изъят> а также в Спортивном комплексе «Городской стадион» по адресу:666304, <адрес изъят>, является ненадлежащим доказательством;
-В момент составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении фотографии в материалах дела отсутствовали, о чем сделана отметка на стр. 7 постановления от 31.03.2023;
-К административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности привлечен генеральный директор ООО Попов А.А., тогда как ответственным, согласно приказу от 30.01.2023 №27 за обеспечение пожарной безопасности Общества является инженер по ремонту Корзинина Е.В., которая прошла обучение и проверку знаний в объеме пожарно-технического минимума «Для руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность пожароопасных производств», что подтверждается удостоверением №1505, действительным до 27.08.2024, которая и подлежала административной ответственности в случае выявления в Обществе нарушений требований пожарной безопасности.
- Решение о проведении проверки от 14.03.2023 №2 является незаконным, поскольку, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Данные обстоятельства отсутствуют. Кроме того, в решении о проведении проверки не указан адрес, место нахождения проверяемого лица, ИНН и иные сведения о юридическом лице.
- Проверка проводилась, в том числе, по исполнению законодательства об антитеррористической защищенности и гражданской обороне, нарушений в данной сфере не обнаружено, однако, акт об отсутствии нарушений не составлен и юридическому лицу не направлен.
- О проведении проверки не уведомлен руководитель организации или надлежащим образом уполномоченное лицо.
В связи с указанными нарушениями при проведении проверки и недоказанности его вины, Попов А.А. просил отменить постановление №2-13-53 от 28 апреля 2023 года главного государственного инспектора г. Саянска, г. Зимы и Зиминского района по пожарному надзору Рыцева А. А. о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Попов А.А. и его защитник доводы жалобы поддержали полностью по изложенным в ней основаниям.
Заместитель прокурора города Саянска Иркутской области Радаев Д.А. полагал, что постановление прокурора о возбуждении административного производства в отношении Попова А.А. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, а также постановление о привлечении к административной ответственности являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене. Решение о проведении проверки от 14.03.2023 №2 является законным. Проверка проведена на основании решения прокурора города, в качестве основания проведения проверки указано: анализ состояния законности, поскольку, проверкой ОНД и ПР по г. Саянску и, г. Зиме, Зиминскому району в ООО «Санаторий Кедр» нарушения не были выявлены.
Государственный инспектор г. Саянска, г. Зимы, Зиминского района по пожарному надзору Пац А.А. также полагал, что постановление прокурора о возбуждении административного производства в отношении Попова А.А. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и постановление о привлечении к административной ответственности являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене. По мнению должностного лица, факт делегирования руководителем организации полномочий должностному лицу, не освобождает его от административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.
Пац А.А. также пояснил, что ОНД и ПР по г. Саянску и, г. Зиме, Зиминскому району в феврале 2023 года была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в ООО «Санаторий Кедр», нарушений противопожарной безопасности выявлено не было. При проведении проверки прокурором в марте 2023 года Государственный инспектор г. Саянска, г. Зимы, Зиминского района по пожарному надзору Липкин присутствовал только при проверке в здании санатория, в остальных зданиях он отсутствовал.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, рассматривающее дело, судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Доказательства подлежат оценке на основании ст. 26.11 КоАП РФ, по правилам которой должностное лицо, судья, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Должностные лица на основании ст. 2.4 КоАП подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
На основании ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии с решением Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года", Конституционный Суд признал законоположения не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере,
-в какой предполагают проведение органами прокуратуры проверок в пределах определенного предмета конкретной проверки, обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности некоммерческой организации и ее должностных лиц, которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций (Министерством юстиции Российской Федерации), с вынесением о том мотивированного решения, подлежащего доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки;
-не допускают проведение органами прокуратуры повторной проверки, осуществляемой в связи с фактами, указывающими на предполагаемые нарушения законов, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая квалификация, за исключением проверки устранения нарушений законов, проводимой в разумный после их выявления срок;
-предполагают возможность привлечения к участию в проведении проверки представителей (сотрудников) других государственных органов лишь в целях осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций, что исключает самостоятельное проведение проверочных действий от имени и в рамках компетенции соответствующих государственных органов и не допускает иных отступлений от установленных действующим законодательством порядка и периодичности проводимых уполномоченными органами государственного контроля (надзора) плановых мероприятий;
-обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия в деятельности некоммерческой организации нарушений законов, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверяемой некоммерческой организации.
Из материалов дела об административном правонарушении и пояснений участвующих в деле лиц, следует, что прокурором города Саянска Иркутской области Каракуловым А.А. 14 марта 2023 года вынесено решение №2 о проведении проверки ООО «Санаторий Кедр», целью проверки указана оценка исполнения требований законодательства в сфере исполнения законодательства об антитеррористической защищенности, гражданской обороне и пожарной безопасности. В качестве основания проверки указано «анализ состояния законности»; проведение проверки поручено старшим помощникам прокурора Рудакову А.С., Башенхаевой С.П. и заместителю прокурора Радаеву Д.А. Сотрудники главного государственного инспектора г. Саянска г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору к участию в проведении проверки не привлекались.
По окончанию проверки 31 марта 2023 года заместителем прокурора Радаевым Д.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением государственного инспектора г. Саянска г. Зима, Зиминского района по пожарному надзору Рыцева А.А. по делу об административном правонарушении от 28 апреля 2023 года генеральный директор ООО «Санаторий Кедр» Попов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности – штрафу в размере 20000 рублей.
При этом, материалы дела, а также пояснения заместителя прокурора Радаева Д.А. позволяют прийти к выводу о том, что основанием для проведения прокурорской выездной проверки явился факт проведения ранее проверки ОНД и ПР по г. Саянску и, г. Зиме, Зиминскому району в ООО «Санаторий Кедр» с указанием об отсутствии выявленных нарушений.
Данное основание проведения прокурорской проверки противоречит требованиям ч.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" о проведении проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, в результате прокурор допустил подмену органов пожарного надзора и контроля.
Проверка проведена с нарушением решения прокурора города Саянска о проведении проверки, в отсутствие помощника прокурора Башенхаевой С.П.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Допущенные в ходе проведения проверки нарушения закона являются существенными.
Кроме того, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2023 и в постановлении по делу об административном правонарушении №2-13-53 от 28 апреля 2023 года отсутствует указание на объективную сторону административного правонарушения, совершенного генеральным директором ООО «Санаторий Кедр» Поповым А.А.; не указано, в чем состоит незаконность действий или бездействие должностного лица; перечислены лишь Правила противопожарного режима.
В соответствии со ст.24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Принимая во внимание, что постановление по делу об административном правонарушении не содержит сведений об объективной стороне правонарушения, доказательства по делу об административном правонарушении получены с нарушением закона, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие вину Попова А.А., состав указанного правонарушения в его действиях отсутствует.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу генерального директора ООО «Санаторий Кедр» Попова А. А. на постановление государственного инспектора г. Саянска, г. Зимы, Зиминского района по пожарному надзору Рыцева А.А. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 2-13-53 от 28.04.2023, удовлетворить.
Постановление государственного инспектора г. Саянска, г. Зимы, Зиминского района по пожарному надзору Рыцева А.А. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 2-13-53 от 28.04.2023 в отношении генерального директора ООО «Санаторий Кедр» Попова А. А. отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в порядке ст. 30.1-30.9 КоАП РФ.
Судья Е.Н. Гущина