Дело № 2-221/2019
91RS0024-01-2018-002644-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 10 декабря 2019 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелконяна М. А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» об установлении месторасположения границ земельного участка, внесении изменений в сведения о границах земельного участка, третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе с самостоятельными исковыми требованиями об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
по встречному иску Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» к Мелконяну М. А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство природы Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Мелконян М.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» (далее – ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник») об установлении месторасположения границ земельного участка площадью 1 500 кв. м. по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер> в соответствии со сведениями об уточняемом участке и его частях, устранении наложений указанного земельного участка с земельным участком ответчика с кадастровым номером №<номер> путем внесения изменений в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №<номер>, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости путем подачи заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №<номер> с определением координат поворотных точек земельного участка с кадастровым номером №<номер> в месте пересечения с земельным участком с кадастровым номером №<номер>.
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 2010 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №<номер>. После обращения в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества с предоставлением межевого плана с целью установления границ данного земельного участка, истцу стало известно о том, что принадлежащий ему земельный участок пересекает границу земельного участка ответчика с кадастровым номером №<номер>. С целью проведения корректировки границ земельного участка с кадастровым номером 90:25:000000:1403 с учетом ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:25:050801:1642 и регистрации изменений в кадастровом учете, истец обратился к ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», вместе с тем ответ до настоящего времени ответчиком не дан.
При подготовке дела к судебному разбирательству судом принят встречный иск ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» к Мелконяну М.А. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 1 500 кв. м. по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что после обращения Мелконяна М.А. с заявлением о корректировке границ земельного участка в ходе соблюдения природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях на основании материалов лесоустройства Ялтинского горно-лесного заповедника 1987 г. было установлено, что находящийся в собственности истца земельный участок входит в границы земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник».
В ходе судебного разбирательства третьим лицом Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе заявлены самостоятельные уточненные исковые требования об истребовании из чужого незаконного владения Мелконяна М.А. земельного участка площадью 1 500 кв. м. по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Исковые требования Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе мотивированы тем, что указанный земельный участок в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2018 г. № 1448-р/ДСП передан из собственности Республики Крым в собственность Российской Федерации, территориальным органом, осуществляющим полномочия собственника которого является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе. С учетом того, что спорное имущество находится в федеральной собственности, его владение истцом нарушает законные права и интересы Российской Федерации.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, его представитель в письменных объяснениях указала на отсутствие доказательств наличия у ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» и третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе права собственности, иного вещного права или обязательственного права, наделяющего их полномочиями по использованию и (или) владению спорным земельным участком. Кроме того, ими пропущен срок исковой давности. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 г. № 1091 о создании особо охраняемой природной территории федерального значения – государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной» не содержит границ особо охраняемой природной территории. При этом земельный участок истца не накладывается и не пересекается с земельным участком заповедника. Вхождение земельного участка истца в зону с особыми условиями использования не является основанием для истребования земельного участка. Отсутствуют доказательств выбытия земельного участка помимо воли его собственника, заповедник способствовал этому. Из владения Российской Федерации земельный участок выбыть не может. Заключение эксперта не обосновано, эксперт не ответил на поставленные вопросы, не приложены материалы лесоустройства.
Ответчик ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», третьи лица Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство природы России, надлежащим образом извещенные о времени месте судебного заседания, в суд представителей не направили.
Третье лицо Минприроды России, в письменных объяснениях указало, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> расположен в границах особо охраняемой природной территории «Государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». Отчуждение указанного земельного участка было произведено с нарушением действующего на тот момент законодательства Украины. Земельные участки, расположенные в границах заповедника относятся к собственности Российской Федерации в силу закона, изъяты из оборота и не подлежат отчуждению. Таким образом, требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением 38 сессии 5 созыва Ливадийского поселкового совета Автономной Республики Крым от 10 ноября 2009 г. № 54 Мелконяну М.А. был передан в собственность земельный участок площадью 0,15 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>.
На основании данного решения Мелконяну М.А. выдан государственный акт на право собственности на земельный участок от 17 декабря 2010 г. серии ЯЛ №<номер>.
27 ноября 2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о праве собственности Мелконяна М.А. на данный земельный участок с кадастровым номером №<номер>.
На момент принятия Ливадийским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче Мелконяну М.А. в собственность земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Так, п. «б» ст. 12 Земельного Кодекса Украины (далее – ЗК Украины) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Ст. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
В соответствии с Положением о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, утвержденном Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 18 декабря 2000 г. № 255, данный заповедник создан в 1973 г. согласно постановлению Совета Министров Украинской ССР от 20 февраля 1973 г. № 84 на территории Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым на базе Ялтинского лесхоза площадью 14 523 га, который передан заповеднику в постоянное пользование.
На момент принятия Ливадийским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче в собственность Мелконяна М.А. земельного участка действовала редакция Лесного кодекса Украины от 8 февраля 2006 г. Согласно п. 5 раздела VIII Заключительных положений Лесного кодекса Украины было установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками документами, которые подтверждают это право на ранее предоставленные земли, будут являться планово-картографические материалы.
Ялтинский горно-лесной природный заповедник являлся объектом природного заповедного фонда Украины, относительно которого был разработан проект лесоустройства с данными планшетных съемок и определенными пределами, на основании Инструкции о порядке и создании лесных карт, утвержденной Первым заместителем Председателя ГУ СССР по лесному хозяйству 11 декабря 1986 г.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).
Решением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 24 марта 2014 г. № 1804-6/14 национализированы в собственность Республики Крым целостные имущественные комплексы предприятий сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственный органов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, в том числе имущественный комплекс Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
Приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 3 декабря 2014 г. № 124 приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации Положение о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, его наименование изменено на ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник».
Распоряжением Совета министров Республики Крым № 570-р от 30 мая 2017 г. были утверждены границы зоны с особыми условиями использования территории «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» и внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории с кадастровым номером 90.25.2.12.
Границы особо охраняемых природных территорий Ялтинского горно-лесного природного заповедника были определены картометрическим методом в соответствии с плановыми материалами базового лесоустройства 1987 г., утвержденного в составе Проекта организации территории данного заповедника, и с учетом объектов недвижимости, сведения о границах которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Для проверки доводов ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник» о том, что в собственность Мелконяна М.А. был предоставлен земельный участок, входящий в границы земельного участка, находящегося в пользовании Ялтинского горно-лесного природного заповедника, судом назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы.
Из заключения экспертов Федерального бюджетного учреждения «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от 11 апреля 2019 г. следует, что предоставленный Мелконяну М.А. земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, находящегося в пользовании Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно его материалов лесоустройства 1987 г.
Указанное заключение экспертов суд признает допустимым и достоверным доказательством, оно отвечает требованиям ГПК РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, а также данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы, сведения о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта являются категоричными и мотивированными, сомнений в правильности и обоснованности заключения у суда не имеется.
Ст. 33 ЗК Украины (действовавшей на момент предоставления Мелконяну М.А. в собственность спорного земельного участка) было установлено, что изъятие земельных участков, находящихся в пользовании заповедников, прямо запрещено.
В соответствии со ст. 150 ЗК Украины земли природно-заповедного фонда отнесены к особенно ценным землям. Земельные участки особо ценных земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, могли изыматься (выкупаться), в том числе для строительства жилья, по постановлению Кабинета Министров Украины.
Соответствующие решения Кабинета Министров Украины или Верховной Рады Украины в отношении спорного участка материалы дела не содержат, об их наличии лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Ст. 57 Лесного Кодекса Украины предусматривала, что изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решения о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование в соответствии с ЗК Украины.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования для жилой, общественной и промышленной застройки производится преимущественно за счет площадей, занятых кустарниками и другими малоценными насаждениями.
Изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым. Территориальными органами центральных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Соответствующих доказательств изменения целевого назначения предоставленного Мелконяну М.А. в собственность земельного участка, расположенного в пределах землепользования заповедника, в материалах дела не имеется, судом не установлено.
В соответствии со ст. 84 ЗК Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, принадлежат земли под объектами природного заповедного фонда, земли лесохозяйственного назначения, кроме случаев, определенных этим Кодексом.
При таких обстоятельствах, на момент принятия Ливадийским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче Мелконяну М.А. в собственность спорного земельного участка, изъятие земельных участков, которые находятся в пользовании заповедников, было прямо запрещено действующим законодательством.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым территориям федерального значения, земельные участки которых являются федеральной собственностью. Устанавливается запрет на изъятие и иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Изменение территории государственного заповедника производится Правительством Российской Федерации.
П. п. 2, 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) также предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Указанное свидетельствует о том, что законодательство Российской Федерации признает земли природно-заповедного фонда, занятые лесами, землями, ограниченными в обороте, не подлежащими передаче в частную собственность.
В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земли государственных природных заповедников относятся к землям особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 95 ЗК РФ).
П. 6 ст. 95 ЗК РФ и п. 2 ст. 6 Федерального закона № 33-ФЗ устанавливают, что земли, земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе государственные природные заповедники) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 г. № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество учитывается как собственность Республики Крым.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 г. № 1091 «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым» в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника создан государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной» общей площадью 14 459,5783 га (в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника).
Согласно преамбуле указанного постановления особо охраняемая природная территория федерального значения создана в границах территории, предусмотренной актами государственных органов Украины.
Таким образом, в настоящее время в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки государственного природного заповедника «Ялтинский горно-лесной» разграничена и отнесена к собственности Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, земли Ялтинского горно-лесного природного заповедника отнесены к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. При этом границы особо охраняемой природной территории определены в соответствии с границами заповедника, которые были определены актами государственных органов Украины.
В настоящем случае такими актами являлись планово-картографические материалы Ялтинского горно-лесного природного заповедника и заключением проведенной по делу экспертизы достоверно установлено, что согласно указанных материалов принадлежащий истцу земельный участок находится в границах созданной особо охраняемой природной территории.
Таким образом, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления осуществил распоряжение спорным земельным участком вне пределов своей компетенции, в нарушение действующего законодательства, в результате чего земельный участок выбыл безвозмездно из владения заповедника помимо его воли как правообладателя.
В силу п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При обращении в суд с настоящим иском истцом в качестве надлежащего способа защиты своих прав как правообладателя спорного земельного участка выбрано истребование данного имущества из чужого незаконного владения в порядке, предусмотренном ст. ст. 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (п. 1 ст. 302 ГК РФ) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных ст. 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Управомоченное лицо вправе использовать для защиты гражданских прав как один, так и несколько способов защиты права. Вместе с тем истец не вправе выбрать любой их них по своему усмотрению.
В п. п. 34-36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам ст. ст. 301, 302 ГК РФ. Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. ст. 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные ст. ст. 301, 302 ГК РФ. В соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В соответствии со ст. 301, п. 2 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21 апреля 2003 г. N 6-П, по смыслу данных законоположений, суд должен установить, что имущество выбыло из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, в силу указанных обстоятельств, а также что приобретатель приобрел имущество возмездно и что он не знал и не мог знать о том, что имущество приобретено у лица, не имевшего права на его отчуждение; при этом приобретатель не может быть признан добросовестным, если к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц, о которых ему было известно, и если такие притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.
Таким образом, добросовестность приобретателя не имеет значения, если имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
Совокупностью собранных по делу доказательств достоверно установлено, что спорное имущество в настоящее время является собственностью Российской Федерации, а также тот факт, что имущество выбыло из постоянного пользования заповедника и государственной собственности Украины помимо воли путем распоряжения земельным участком органом местного самоуправления, не имеющим на это полномочий.
П. 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 400, установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Согласно п. 5.37 Положения о Росимуществе оно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1.1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 октября 2018 г. № 362, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального округа.
Поскольку судом установлено, что на момент рассмотрения дела земельный участок является собственностью Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе об его истребовании из незаконного владения истца, соответственно отказе в удовлетворении исковых требований Мелконяна М.А. к ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» об установлении месторасположения границ земельного участка, внесении изменений в сведения о границах земельного участка.
С учетом того, что земельный участок после его передачи в собственность Российской Федерации не передавался ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» на каком-либо вещном праве, соответственно оно не является надлежащим истцом по виндикационному иску, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.
В ходе судебного разбирательства истцом сделано заявление о пропуске срока исковой давности ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе.
В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К виндикационным требованиям применяется общий срок исковой давности, составляющий согласно ст. 196 ГК РФ три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ, то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В п. п. 4-6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, толкование положений п. 1 ст. 200 ГК РФ определяет, что при обращении в суд органов государственной власти с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Согласно положениям ст. 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном ст. 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, срок исковой давности по иску, предъявленному государственным органом Российской Федерации, определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Вместе с тем истцом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующих о том, что уполномоченным органам и соответствующим публично-правовым образованиям стало известно о незаконном использовании истцом спорного земельного участка до его обращения в 2018 г. с заявлением о корректировке границ земельного участка.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе срок исковой давности не пропущен.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении иска Мелконяна М. А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» об установлении месторасположения границ земельного участка, внесении изменений в сведения о границах земельного участка.
Отказать в удовлетворении встречного иска Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» к Мелконяну М. А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к Мелконяну М. А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании права собственности удовлетворить.
Истребовать из владения Мелконяна М. А. в собственность Российской Федерации земельный участок площадью 1 500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева