Решение по делу № 33-13619/2023 от 27.10.2023

Судья Казакова Н.В.      Дело №33-13619/2023 2.082

Дело № 2-2208/2023              УИД 24RS0046-01-2022-007838-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КРАСНОЯСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

08 ноября 2023 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.,

судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.

при ведении протокола помощником судьи Блиновой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Смолокурова Дмитрия Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании денежной компенсации за приобретение технического средства реабилитации, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ОСФР по Красноярскому краю Антясовой Н.Б.    

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 апреля 2023 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Смолокурова Дмитрия Владимировича к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за приобретение технического средства реабилитации, морального вреда - удовлетворить.

Взыскать с ОСФР по Красноярскому краю (ИНН ) в пользу Смолокурова Дмитрия Владимировича (СНИЛС ) компенсацию расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации 305 420 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Решение суда в части взыскания с ОСФР по Красноярскому краю (ИНН ) в пользу Смолокурова Дмитрия Владимировича (СНИЛС ) компенсации расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации 305 420 рублей считать исполненным, к принудительному исполнению не обращать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах Смолокурова Д.В. к ОСФР по Красноярскому краю о взыскании компенсации за приобретение технических средств реабилитации, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что по обращению Смолокурова Д.В. прокуратурой Кировского района г. Красноярска проведена проверка, результатами которой установлено, что Смолокуров Д.В. является инвалидом <данные изъяты> (справка МСЭ-2017 ), в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от определены технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, в том числе протез бедра модульный, ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утепленной подкладке (пара), трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез без утепленной подкладки (пара). Филиалом №3 ГУ – КРО ФСС РФ по заявлению Смолокурова Д.В. принято решение о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации расходов за самостоятельно приобретенные Смолокуровым Д.В. указанные ТСР, однако, до настоящего времени выплата не произведена. В связи с тем, что компенсация за самостоятельно приобретенные ТСР гарантирована государством, в установленный срок не выплачена, Смолокуров Д.В. испытал нравственные страдания. Просит взыскать с ответчика в пользу Смолокурова Д.В. расходы по компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в общей сумме 305 420 руб., компенсацию морального вреда 3 000 руб.

Определением суда от 13.03.2023 произведена замена ответчика ГУ КРО ФСС РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениям к ней представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю Антясова Н.Б. просит решение отменить в части, ссылаясь на неправильное истолкование и применение норм материального и процессуального права, указывает, что отделением Фонда исполнены все обязанности, предусмотренные нормами действующего законодательства, поскольку выплата компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР Смолокурову Д.В. была произведена, в связи с чем оснований для взыскания с отделения Фонда компенсации морального вреда у суда не имеется. Кроме того, полагает, что поскольку в рассматриваемых спорных правоотношениях речь идет именно о нарушении имущественных прав инвалида, который не получил полагающуюся ему денежную компенсацию по независящим от отделения Фонда причинам, вина в этом со стороны отделения Фонда отсутствует полностью, учитывая также техническое средство реабилитации самостоятельно приобретено инвалидом, имеется у него в наличии, с его помощью он проходит необходимую социальную реабилитацию, его нематериальные блага или личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свобода и др.) никак не ущемлены и не пострадали, то у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с отделения Фонда в пользу инвалида компенсации морального вреда. Более того, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30, указывает, что требования о взыскании с государственных внебюджетных фондов компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ также не подлежат удовлетворению, поскольку специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих социальное обеспечение инвалидов, к такой ответственности не имеется.

Выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя процессуального истца, согласную с решением суда, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федеральный закон N 181-ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.

Согласно статье 10 Федеральный закон N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федеральный закон N 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся изделия, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федеральный закон N 181-ФЗ).

В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 № 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".

Пунктами 5-7 Порядка предусмотрено осуществление выплаты компенсации инвалиду за самостоятельно приобретенное ТСР по заявлению инвалида или лица, представляющего его интересы, уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации в размере, определенном на основании ИПР инвалида, а также стоимости ТСР, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленным законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок ТСР.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Смолокурову Д.В. установлена <данные изъяты> инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ-2017 , в связи с чем, на основании индивидуальной программой реабилитации инвалида № Смолокуров Д.В. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе протезом бедра модульным, ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке (пара), тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения, ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез без утепленной подкладки (пара).

На основании договора беспроцентного целевого денежного займа от 13.09.2022 , заключенного между ООО «Киб-Орто» и Смолокуровым Д.В., последнему переданы денежные средства в размере 289 000 руб. для оплаты протеза бедра модульного, стоимостью 289 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 13.09.2022 , а также Смолокуровым Д.В. приобретены: ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утепленной подкладке (пара) за 8 600 руб., трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения за 420 руб., ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез без утепленной подкладки (пара) за 7 400 руб., на общую сумму 305 420 руб.

Согласно уведомлению от 18.10.2022 № Смолокурову Д.В. Филиалом №3 ГУ КРО ФСС РФ на основании заявления и в соответствии с рекомендациями в ИПРА инвалида принято решение о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявления при наличии лимитов бюджетных обязательств, выплата компенсации произведена в полном объеме – 305 420 руб. согласно платежному поручению от 09.02.2023 № 46217.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, протез бедра модульный, ортопедическая обувь, обувь на протез и трость опорная являются техническими средствами реабилитации и входят в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также предусмотрены ИПР в отношении Смолокурова Д.В., в связи с чем, пришел к правильному выводу о возложении обязанности на ответчика по возмещению расходов на их приобретение в размере 305 420 руб.

При этом, учитывая, что Фондом после предъявления иска в суд 16.12.2022 возмещены материальному истцу денежные средства за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 305 420 руб., что подтверждается платежным поручением от 09.02.2023 № суд верно указал на то, что в данной части материальные требования считаются исполненными, принудительному исполнению не подлежат.

Решение суда в указанной части в апелляционном порядке не обжаловано, оснований для проверки решения суда в полном объеме в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив факт нарушения личных неимущественных прав Смолокурова Д.В. действиями ответчика, не компенсировавшего своевременно расходы по приобретению ТСР, пришел к выводу об их удовлетворении, определив ко взысканию с ответчика в пользу Смолокурова Д.В. с учетом характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, требований разумности и справедливости размер компенсации 3 000 руб. При этом суд исходил из того, что право получения меры социальной поддержки, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

В этой связи, обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации или выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этой категории граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в том числе права на социальную защиту, здоровье, гарантированные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законом.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, учитывая следующее.

Так, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившиеся в несвоевременной компенсации Смолокурову Д.В. стоимости полагающейся ему ТСР, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064), устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного ему ОСФР по Красноярскому краю.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Постановление Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30 не опровергают правильность выводов суда первой инстанции,

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, учитывая, что механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг (а равно, своевременного получения компенсации в случае их самостоятельного приобретения), оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными отношениями.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 24 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ОСФР по Красноярскому краю Антясовой Н.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:                        А.А. Киселева

Судьи:                                     И.А. Баимова

                                        Н.В. Белякова

Апелляционное определение изготовлено 08 ноября 2023 года.

33-13619/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кировского р-на г. Красноярска
Смолокуров Дмитрий Владимирович
Ответчики
ГУ - КРО ФСС РФ
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
08.11.2023Судебное заседание
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Передано в экспедицию
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее