Решение по делу № 33а-326/2022 от 17.01.2022

Судья Рамазанова И.И.                     Дело № 33а-326/2022

                                     (1 инст. № 2а-4269/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля 2022 года                                    город Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе

председательствующего Панеш Ж.К.,

судей Тачахова Р.З., Тхагапсовой Е.А.,

при секретаре Хаджемуковой Д.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-4269/2021) по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:

административное исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании частично незаконным Приказа № 577 от 05 марта 2021 года и понуждении к устранению допущенных нарушений путем повторного изучения обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, удовлетворить.

Признать незаконным Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея № 577 от 05 марта 2021 года в части установления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации ФИО1, 04 декабря 1996 год рождения.

Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея устранить допущенные нарушения путем повторного изучения обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации ФИО1, 04 декабря 1996 год рождения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании частично незаконным Приказа от 05 марта 2021 года № 577 и понуждении к устранению допущенных нарушений путем повторного изучения обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрацией муниципального образования «Город Майкоп» ему предоставлена для проживания <адрес> в <адрес> на основании договора специализированного найма жилого помещения сроком на 5 лет. Срок действия указанного договора истек, в связи с чем, ФИО1 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении занимаемого жилого помещения по договору социального найма, однако ему было отказано в виду установления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации заявителю.

Полагая основания отказа незаконным, административный истец ссылался на то, что вывод о необходимости оказания ему содействия в преодолении трудной жизненной ситуации сделан административным ответчиком в связи с полученными сведениями об имеющейся задолженности по коммунальным платежам в отсутствие надлежащей проверки сведений о жилищно-бытовых условиях административного истца, его трудовой деятельности и социальной адаптации к самостоятельной жизни.

Просил суд признать Приказ от 05 марта 2021 года № 577 в части незаконным и обязать административного ответчика повторно изучить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации ФИО1

Суд первой инстанции принял изложенное выше решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В апелляционной жалобе, поданной на решение суда первой инстанции, административный ответчик Министерство образования и науки Республики Адыгея просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 В доводах жалобы апеллянт ссылается на необоснованность выводов суда первой инстанции о нарушениях, допущенных административными ответчиками при вынесении обжалуемого Приказа от 05 марта 2021 года № 577, поскольку заявителем ФИО1 не были представлены запрашиваемые документы, предусмотренные пунктом 4 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.05.2013 № 119 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Адыгея «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На момент проведения проверки органами опеки и попечительства условий жизни нанимателя ФИО1, осмотреть занимаемое им жилое помещение не преставилось возможным в связи с запертой дверью, о чем указано в соответствующем заключении. При этом апеллянт обращает внимание, что действия органов опеки и попечительства, заключение от 18.02.2021 № 488 административным истцом ФИО1 не оспаривались, в связи с чем, оснований признавать Приказ от 05 марта 2021 года № 577 незаконным у суда первой инстанции, по мнению заявителя жалобы, не имелось.

Изучив доводы апелляционной жалобы административного ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея, рассмотрев дело в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, и просивших рассмотреть дело в их отсутствие, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. 31.03.2016 между Администрацией муниципального образования «Город Майкоп» и ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда №110, в соответствии с которым, нанимателю предоставлена для проживания за плату <адрес> в <адрес> сроком на 5 лет.

Срок действия договора истек 31.03.2021.

По обращению в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с заявлением о предоставлении занимаемого жилого помещения по договору социального найма в связи с истечением срока договора от 31.03.2016, административный истец получил отказ в виду установления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания ему содействия в преодолении трудной жизненной ситуации от 02.08.2021 № 9701 (л.д. 18-19).

Так, на основании Заключения Управления по опеке и попечительству муниципального образования «Город Майкоп» от 18.02.2021 № 488 (л.д. 22-23) административным ответчиком – Министерством образования и науки Республики Адыгея вынесен Приказ от 05 марта 2021 № 577 «О выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации» в виду наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости содействия ФИО1 в преодолении тяжелой жизненной ситуации в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности и отсутствии сведений о доходе (л.д. 21, 21-об.).

Вышеуказанный приказ от 05 марта 2021 №577 оспорен административным истцом в судебном порядке.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти

субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (далее - Порядок), в Республике Адыгея установлен и утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.05.2013 № 119 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Адыгея «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 23.04.2014).

Согласно положениям пунктов 1, 2 Порядка Министерство образования и науки Республики Адыгея определено уполномоченным органом государственной власти региона по принятию решений и наличии либо отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

При этом в пунктах 1-3 Порядка изложен механизм организации работы по выявлению указанных обстоятельств, по результатам которого территориальный орган опеки и попечительства готовит заключение о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

В соответствии с пунктами 6,7 Порядка соответствующие документы и материалы, предусмотренные подпунктами 1, 3-5, 8 пункта 4 (акт проверки жилищных условий; справки из правоохранительных органов; материалы проверок и предписаний жилищной инспекции; документы, подтверждающие отбытие нанимателем уголовного/административного наказания) собираются территориальным органом опеки и попечительства самостоятельно.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, исходил из того, что обязанность по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей либо ее отсутствии, законом возложена на органы исполнительной власти.

Между тем, суд указал, что представленное органом опеки и попечительства заключение от 18.02.2021 № 488 не соответствует требованиям Порядка выявления таких обстоятельств, поскольку выполнено без надлежащей проверки условий жизни административного истца, составлено в отсутствие справок о составе семьи ФИО1, его доходов, состояние здоровья, месте работы; не затребованы соответствующие сведения из Государственной жилищной инспекции.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находит их правомерными, основанными на материалах дела, поскольку из текста Заключения органа и попечительства от 18.02.2021 № 488 усматривается, что оно выполнено формально, не содержит обязательных сведений, подлежащих установлению при проверке условий жизни нанимателя ФИО1 и не соответствует закону.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции в своем решении пришел к обоснованному выводу об обязании административных ответчиков повторно изучить обстоятельства жизни нанимателя ФИО1 с целью выявления наличия или отсутствия оснований, свидетельствующих о необходимости оказания ему содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что заключение органа опеки и попечительства от 18.02.2021 не было обжаловано административном истцом в судебном порядке, судебная коллегия руководствуется положениями части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым, при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц государственных и муниципальных служащих, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и выясняет обстоятельства дела в полном объеме.

Данная правовая позиция изложена и в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

При таких обстоятельствах правовая оценка суда Заключения органа опеки и попечительства не противоречит положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, поскольку основаны на неправильном истолковании норм действующего законодательства, и направлены на иную, неверную оценку установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

На основании изложенного решение суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 307-309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 24 ноября 2021 года по административному делу № 2а-4269/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея – без удовлетворения.

Председательствующий                             Ж.К. Панеш

Судьи                                         Р.З. Тачахов

                                            Е.А. Тхагапсова

33а-326/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубов Евгений Анатольевич
Ответчики
АМО Город Майкоп
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Тхагапсова Елизавета Анатольевна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
17.01.2022Передача дела судье
01.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2022Передано в экспедицию
01.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее