Дело № 2а-1536/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 29 июня 2018 года
Орджоникидзевский районный суд года Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Сухановой М.С.,
с участием административного истца Катаева Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Катаева Г. П. к Департаменту земельных отношений администрации года Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Катаев Г.П. обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации года Перми (далее Департамент) о признании незаконным решения от (дата) об отказе предварительного согласования земельного участка по адресу: года Пермь, <АДРЕС>, возложении обязанности выдать разрешение на приватизацию земельного участка и жилого дома по указанному адресу.
Требования мотивированы тем, что земельным участком площадью 521 кв.м. расположенным в микрорайоне <АДРЕС>, он пользуется с 1987 года под посадку овощей. В 1988 года начал стоить дом, а 1990 году с администрацией Орджоникидзевского района года Перми оформил договор аренды земельного участка, который постоянно продлевался до 2002 года. В 2002 года в продлении аренды было отказано, но земельным участком продолжил пользоваться. За это время никаких возражений со стороны администрации не поступало. (дата) Департамент возвратил заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, поскольку не представлено документа подтверждающего фактического проживания в жилом доме. Построенный на земельном участке дом признан пригодным для проживания, по решению суда установлен факт постоянного проживания. На повторное обращение от (дата) Департамент вновь отказал. Основанием для отказа является, частичное расположение земельного участка в пределах 20 метровой береговой полосы. Его дом построен в 1989 году, ограничения по береговой полосе введены только в 2006 году. Требования Департамента не обоснованы, так как участок с домом не преграждает свободный доступ населения к воде. (дата) им получен ответ, согласно которого замечания, изложенные в ранее направленном письме от (дата), не были устранены в разумные сроки.
Административный истец Катаев Г.П. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика – Департамент в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представлен письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица – Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
В силу ч. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В части 2 статьи 39.15 ЗК РФ, указан перечень прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка документов.
В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Закон Пермского края N 293-ПК (утратил силу 31 декабря 2017 года) определял случаи бесплатного предоставления в собственность граждан Российской Федерации земельных участков на территории Пермского края из земель, находящихся в государственной собственности Пермского края, муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, под индивидуальными или блокированными жилыми домами.
В судебном заседании установлено, что в 1996 году между Администрацией Орджоникидзевского района г. Перми и Катаевым Г.П. заключен договор аренды временного пользования земельным участком площадью 400 кв.м. в микрорайоне Ширяиха и Камская поляна <АДРЕС> для использования под посадку овощей. Срок аренды 5 лет. Срок аренды был продлен до (дата) (л.д. 10).
Катаев Г.П. являлся членом садоводческого некоммерческого товарищества «Камская поляна – 2» в поселке Ширяиха (л.д. 13).
Согласно представленной истцом справке от (дата) Катаеву Г.П. разрешено использовать земельный участок, который находится по адресу: <АДРЕС>, площадь участка составляет 4 сотки (л.д. 9).
По решению Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) установлено фактическое проживание в жилом доме по адресу: <АДРЕС>, инвентарный №..., Катаева Г. П. с 1989 года по настоящее время (л.д. 15-16).
Жилой дом по адресу: <АДРЕС>, инвентарный №..., построен в 1988 году, имеет кадастровый номер №... (л.д. 22-23).
(дата) Катаев Г.П. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 521 кв.м., распложенного по адресу: <АДРЕС> под жилой дом на основании ст. 39.5 ЗК РФ. Цель использования под жилой дом.
(дата) Катаев Г.П. вновь подал в Департамент заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 450 кв.м., распложенного по адресу: <АДРЕС> под ИЖС на основании ст. 39.5 ЗК РФ.
(дата) Катаев Г.П. в Департамент направил схему земельного участка.
(дата) Департамент рассмотрев заявления Катаева Г.П. о предварительном согласовании предоставления земельного участка сообщил, что земельный участок испрашивается Катаевым Г.П. в соответствии Законом Пермского края от 14 февраля 2014 года № 293-ПK «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами». 31 декабря 2017 года этот закон Пермского края утратил силу. Также заявителю сообщено, что ранее письмом от (дата) №... он был уведомлен о необходимости предоставления схемы расположения земельного участка с учетом береговой полосы водного объекта, для принятия решения о возможности (невозможности) оформления прав на земельный участок в соответствии с данным законом. Замечания, изложенные в ранее направленном письме от (дата), не были устранены в разумные сроки (л.д. 20).
В материалы дела представлены: копия схемы взаимного расположения береговой полосы и образуемого земельного участка по схеме земельного участка на кадастровом плане территории, копия схемы координат земельного участка с кадастровым номером №... (л.д. 21); справка по градостроительным условиям земельного участка площадью 450,35 кв.м.
Согласно информации из Единого государственного реестра недвижимости права на земельный участок площадью 521 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС> не зарегистрированы, сведения отсутствуют.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что ответ Департамента земельных отношений администрации года Перми от (дата) нельзя признать законным.
Как следует из текста заявлений Катаева Г.П., он обращался в Департамент земельных отношений администрации г. Перми о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, при этом основанием обращения указывал ст. 39.5 ЗК РФ.
Начальник Департамента земельных отношений администрации г. Перми расценил эти обращения как заявления в рамках закона Пермского края от 14 февраля 2014 года № 293-ПK «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами», который на момент обращений утратил силу.
Вместе с тем, ст. 39.5 ЗК РФ предусматривает множество случаев предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, административный истец основывал свое обращение на положениях ст. 39.5 ЗК РФ, Департамент земельных отношений администрации г. Перми мог принять решение об отказе только в предусмотренных ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ случаях. Однако в рассмотрении заявлений было отказано по тем основаниям, что закона Пермского края от 14 февраля 2014 года № 293-ПK «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» утратил силу.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В том числе, суд выясняет: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действии, имевшего место бездействия.
С учетом изложенного суд считает, что оспариваемый ответ Департамента земельных отношений администрации года Перми от (дата) не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца, его следует признать незаконным.
Определяя способ устранения нарушения прав административного истца, суд считает необходимым возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации года Перми повторно рассмотреть заявления Катаева Г.П., поскольку вопросы предоставления гражданам земельных участков, находящимся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к исключительной компетенции органа местного самоуправления, которого суд подменять не вправе. В удовлетворении остальной части требований Катаева Г.П. о возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на приватизацию земельного участка и жилого дома по указанному адресу следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 -179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Катаева Г. П. удовлетворить в части.
Признать незаконным ответ Департамента земельных отношений администрации года Перми от (дата) №... на обращения Катаева Г. П. от (дата) о предварительном согласовании предоставления земельного участка и от (дата) о направлении дополнительных документов.
Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации года Перми повторно рассмотреть указанные заявления Катаева Г. П..
В удовлетворении остальной части требований Катаева Г. П. к Департаменту земельных отношений администрации года Перми отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд года Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 10 июля 2018 года)
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.