Судья Тарабрина Н.Н. |
№ 33а-3317/2021(10RS0011-01-2021-012278-51) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиСильченко Р.П.
судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобуадминистративныхистцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.07.2021 по административному делупо административному исковому заявлению Смирновой А. Д., Петровой О. Е. об оспаривании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Заслушав доклад Коваленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцыобратилисьс административным иском по тем основаниям, чторешением Минимущества, выраженным в письме от 14.04.2021 № 9345/12.4-21 Петровой О.Е. и Смирновой А.Д. отказано в удовлетворении заявления от 05.03.2021об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обратившихся в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 621 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Гористая, принадлежащего административным истцам на праве собственности по 1/2 доле каждой, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Мотивом отказа в удовлетворении требований истца послужило то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, схема земельного участка разработана с нарушением установленных требований, перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечения пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, кроме того, испрашиваемый земельный участок совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером 10:03:0070114:28 и ограничит доступ к земельному участку с кадастровым номером10:(...).
В административном иске Смирнова А.Д. и Петрова О.Е. просили суд признать незаконными отказ Минимуществаоб утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязать административного ответчика удовлетворить заявленные требования.
Решением суда в удовлетворении требований административных истцовотказано.
С принятым судебным постановлением не согласны административныеистцы, в апелляционной жалобе просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывают на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела и нарушены нормы материального права. В апелляционной жалобе указывают, что достоверно не установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах зоны с особыми условиями использования территории, сведения о зоне второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения в установленном порядке не зарегистрированы, границы зоны отсутствуют. Считают, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен истцам при соблюдении определенных условий. Кроме того, не отображение в схеме расположения земельного участка земельных участков с кадастровыми номерами 10:03:0070114:28, с которым граничит образуемый земельный участок, а также сооружения с кадастровым номером (...) не привело к нарушению прав третьих лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административныхистцов Куроптев Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 05.03.2021 Смирнова А.Д. и Петрова О.Е. обратились с заявлениями в Минимуществооб утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обратившихся в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 621 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро, ул. Гористая, принадлежащего административным истцам на праве собственности по 1/2 доле каждой, и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Минимущества, выраженным в письме от 14.04.2021 № 9345/12.4-21, Петровой О.Е. и Смирновой А.Д. отказано в удовлетворении заявления помотивунахождения испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, приложенная схема земельного участка разработана с нарушением установленных требований, перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечения пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, кроме того, испрашиваемый земельный участок совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером 10:03:0070114:28 и ограничит доступ к земельному участку с кадастровым номером (...).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии с пп. 4 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (ч. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.
Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 (далее- Требования) утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
В силу п. 7 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Из имеющейся в материалах дела схемы расположения испрашиваемого административными истцами земельного участка усматривается, что земельный участок с кадастровыми номером (...), с которым граничит образуемый земельный участок, а также сооружение с кадастровым номером (...) на схеме отсутствуют, в связи с чем указанное основание отказа Минимущества является обоснованным.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
На основании пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10).
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, помимо прочего, определение границ зоны и составляющих ее поясов (пп. «а» п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Определение границ зоны санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий (п. 2.3.2.1). Боковые границы второго пояса зон санитарной охраны от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии при равнинном рельефе местности - не менее 500 м, при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом (п. 2.3.2.4). Граница второго пояса зон санитарной охраны на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км - при наличии нагонных ветров до 10процентов и 5 км - при наличии нагонных ветров более 10процентов (п. 2.3.2.5). Граница второго пояса зон санитарной охраны на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в соответствии с п. 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500 - 1000 м в соответствии с п. 2.3.2.4 (п. 2.3.2.6).
Согласно ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что протоколом решения экспертной комиссии по оценке проекта зон санитарной охраны от 05.07.2016 № 6, утв. Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержден «Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения оз. Пертозезо в с. Кончезеро в Кондопожском ММП ЖКХ», а также установлены границы и режим зон санитарной охраны оз. Пертозеро. В соответствии с утвержденной проектной документацией границы первого пояса ЗСО (зона строгого режима)для поверхностного источника оз. Пертозеро (источник водозабора) установлены как для водоемов (водохранилищ, озера): 100 м во всех направлениях по акватории водозабора от оголовка и по прилегающему к водозабору берегу линии уреза воды при летне-осенней межени.
В соответствии с утвержденной проектной документацией границы второго пояса зоны санитарной охраны (зона ограничений) установлены: по акватории водоема во все стороны (кроме южной) от водозабора на расстоянии 5 км; южная граница принимается по верхнему бъфу плотины, разделяющей озера Пертозеро и Кончезеро, на расстоянии 1,78 км; боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени устанавливаются 500 м от уреза воды. Границы третьего пояса ЗСО (зона наблюдений) установлены в соответствии с п. 2.3.3.3 СанПин 2.1.4.1110-02 и совпадают с границами второго пояса ЗСО.
Согласно утвержденному проекту зон санитарной охраны источника водоснабжения оз. Пертозеро в с. Кончезеро в Кондопожском ММП ЖКХ земельный участок с кадастровым номером 10:03:0070114:157 полностью расположен в границах второго пояса ЗСО оз. Пертозера, что также подтверждается письмом первого заместителя Главы Администрации Кондопожского муниципального района от 14.05.2021 № 08-06-4539, направленным в адрес ГКУ РК «Управление земельными ресурсами», а также позицией Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выраженной в отзыве на административное исковое заявление от 08.07.2021.
В соответствии с п. 2 и пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность.
Таким образом, Минимущество обоснованно отказало административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на ограниченность его в обороте в связи с нахождением во втором поясе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в связи с чем решение, оформленное письмом от 14.04.2021 №9345/12.4-21, является законным.
Относительно такого основания отказа Минимущества в удовлетворении заявления административных истцов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории как указание на то, что перераспределение земельного участка приведет к нарушению требований пожарной безопасности в части обеспечения пожарных проездов, поскольку устранит возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, а кроме того, ограничит доступ к земельному участку с кадастровым номером 10:03:0070114:5, суд первой инстанции обоснованно не согласился с таковыми.
Действительно, как усматривается из графических материалов, представленных в материалы административного дела, к земельному участку с кадастровым номером (...) фактически существует проезд, проходящий вдоль границ земельных участков с кадастровыми номерами (...) и (...), и (...) и (...), а также имеется возможность организации разворотной площадки для разворота пожарной техники, поскольку тупиковый проезд между ними отсутствует.
С указанной позицией судебная коллегия по административным делам соглашается.
Кроме того, совпадение испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка10:03:0070114:28 материалами административного дела не подтверждено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности оспариваемого отказа в указанной части.
Таким образом, поскольку факт нахождения испрашиваемого административными истцами земельного участка во втором поясе санитарной охраны источника питьевого водоснабжения подтвержден материалами дела, а также схема земельного участка разработана с нарушением установленных требований, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось, в связи с чем оспариваемое решение Минимущества от 14.04.2021 по ряду оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.07.2021по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи