Дело № 2-а-1016/2020
категория: 3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
строка отчета: 22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2021 года пгт. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Абеляшева А.В.,
секретарь судебного заседания Либова В.С.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> Республики Крым
Хмелёвой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что <адрес> Республики Крым изучено исполнение Администрацией Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, по результатам которого выявлены нарушения действующего законодательства. Так, Администрацией Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым не проводилась инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителях не ведется. В связи с установленными нарушениями прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства. Из Администрации Зиминского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ на представление прокурора, из которого усматривается, что требования прокурора удовлетворены, запланированы мероприятия по инвентаризации зеленых насаждений сельского поселения, к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо Администрации Зиминского сельского поселения. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты проверки, указанные нарушения имеют место быть и в настоящее время, инвентаризация зеленых насаждений на территории муниципального образования не проведена. По мнению прокурора, отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке. Как считает прокурор, выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц Администрации Зиминского сельского поселения от решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий, являются следствием низкого уровня исполнительской дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства. В нарушение требований действующего законодательства инвентаризация зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других немаловажных факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, не проведена. В связи с чем, и.о. прокурора <адрес> Республики Крым просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Зиминское сельское поселение <адрес> Республики Крым, выразившееся в не проведении инвентаризации зеленых насаждений. Также, просит возложить обязанности на администрацию муниципального образования Зиминское сельское поселение <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений.
Помощник прокурора <адрес> Республики Крым Хмелёва А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Председатель Зиминского сельского совета – глава Администрации Зиминского сельского поселения ФИО2 в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела уведомлен в установленном законом порядке. В суд предоставил письменное заявление, согласно которого с исковыми требованиями согласен в полном объеме, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд с учетом положения ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав и оценив предоставленные доказательства в их совокупности, находит требования и.о. <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с представлением <адрес> об устранении нарушений природоохранного законодательства, внесенного ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Зиминского сельского совета – главы Администрации Зиминского сельского поселения ФИО2, в нарушение требований действующего законодательства администрацией Зиминского сельского поселения меры, направленные на инвентаризацию зеленых насаждений сельского поселения не приняты, и, как следствие, не представляется возможным осуществить оценку состояния озеленения территории сельского поселения. Выявленые факты неполноты нормативного регулирования свидетельствуют о пассивном отношении к выполнению возложенных обязанностей ответственными лицами Администрации Зиминского сельского поселения, что повлекло за собой нарушение порядка охраны и содержания зеленых насаждений, расположенных на территории сельского поселения (л.д. 7-9).
Согласно копии Решения № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на 30 внеочередном заседании 2 созыва Зиминского сельского совета <адрес> Республики Крым, Представление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. По результатам рассмотрения Представления принято решение в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по устранению выявленных нарушений закона, способствовавших им причин и условий по устранению нарушений природоохранного законодательства (л.д. 11).
Кроме того, Решением № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на 30 внеочередном заседании 2 созыва Зиминского сельского совета <адрес> Республики Крым, председатель Зиминского сельского совета – глава Администрации Зиминского сельского поселения ФИО2 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение природоохранного законодательства (л.д. 12).
Согласно копии письменного объяснения председателя Зиминского сельского совета – главы Администрации Зиминского сельского поселения ФИО2, принятого помощником прокурора <адрес>, указанным должностным лицом пояснено, что Администрацией Зиминского сельского поселения инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования Зиминское сельское поселение не проводилась, в связи с дотационностью бюджета, а также отсутствием денежных средств на указанные цели. Паспорта объектов зеленых насаждений также не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке, в настоящее время на бумажном и электронном носителе не ведется. При этом, запланированы мероприятия по инвентаризации зеленых насаждений сельского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно положений статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены, разработанные Академией коммунального хозяйства им. ФИО5, «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», которые являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства.
В соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, охрана насаждений озелененных территорий - это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций.
Согласно п. 5.1 и п. 5.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Основные составляющие системы оценки озелененных территорий:
- оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства;
- выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений;
- разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства;
- прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный).
Пунктом 5.3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации определено, что оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
В соответствии с п. 5.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
Согласно п. 5.5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений» (Минстрой России, 1997).
Пунктом 6.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации установлено, что все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 5.
В соответствии с п.19 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Частью 1 статьи 45.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 1,3,5,17 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Согласно ст. 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О растительном мире» государственное управление в области охраны и рационального использования растительного мира включает в себя государственный учет и ведение кадастра растительного мира, осуществление мониторинга объектов растительного мира, государственный контроль за охраной, воспроизводством, использованием объектов растительного мира и зеленых насаждений. Государственное управление в области охраны и рационального использования растительного мира осуществляют Совет министров Республики Крым, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере экологии и природопользования, отраслевое и межотраслевое управление в сфере экологии и природопользования, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым (далее - исполнительный орган государственной власти Республики Крым в области экологии и природопользования), исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику и осуществляющий функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области лесных отношений, отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения на территории Республики Крым, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, другие исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды", управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Учитывая вышеуказанные нормы, судом установлено, что полномочия по утверждению правил благоустройства территории Зиминского сельского поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, в том числе обязанность по проведению инвентаризации зеленых насаждений и ведение реестра зеленых насаждений отнесены к полномочиям администрации Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для совершения оспариваемого бездействия, соответствует ли совершенное оспариваемое бездействие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Так, в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено суду доказательств осуществления инвентаризации зеленых насаждений на территории Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что бездействие администрации Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым, выраженное в невыполнении обязанности по проведению инвентаризации зеленых насаждений на территории Зиминского сельского поселения влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к незаконному сносу зеленых насаждений, суд считает необходимым требования и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга удовлетворить в полном объеме.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, расходы по оплате государственной пошлине подлежат отнесению на счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым, выразившееся в не проведении инвентаризации зеленых насаждений на территории Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Возложить обязанности на Администрацию Зиминского сельского поселения <адрес> Республики Крым по проведению инвентаризации зеленых насаждений муниципального образования, долгосрочную оценку зеленных насаждений в границах муниципального образования Зиминское сельское поселение <адрес> Республики Крым в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Расходы по оплате государственной пошлине подлежат отнесению на счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья –