Дело № 2-746/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Стерлитамак 18 июня 2014 года
Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Басырова Р.Р.,
при секретаре Залимовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании неправомерно полученных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения <адрес>» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании неправомерно полученных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 86 327 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 2 789 рублей 81 копейка.
Свои требования мотивирует тем, что департаментом занятости населения Республики Саха (Якутия) проведена плановая ревизия финансово-экономической деятельности ГКУ «Центр занятости населения <адрес>», по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о неправомерной выплате ответчице средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 86 327 рублей на компенсацию переезда ФИО1 в <адрес> РБ. Данная компенсация в полном объеме выплачивается работнику, проработавшему в организации, финансируемой из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) более 5 лет. Однако, согласно записи в трудовой книжке ответчицы стаж ее работы в ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» составил 4 года 4 месяца, то есть не достигает 5 лет, в связи с чем, оплате подлежит компенсация в размере 50 % расходов, связанных с выездом за пределы Республики Саха (Якутия). Перечисление денежных средств ответчице подтверждается распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ФИО1 была направлена претензия № о добровольном возврате указанных денежных средств. Ответом на указанную претензию от ДД.ММ.ГГГГ ответчицей было отказано в добровольном возврате бюджетных средств. На основании вышеизложенного, государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения <адрес>» просит суд взыскать с ФИО1 сумму полученных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 86 327 рублей, сумму расходов по оплате госпошлины в размере 2 789 рублей 81 копейка.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения <адрес>», надлежащим образом извещенного судом о времени и месте судебного заседания. В материалах дела имеется ходатайство и.о. руководителя государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения <адрес>» ФИО3 о рассмотрении данного дела без участия представителя истца.
В судебном заседании ответчица ФИО1 исковые требования не признала, согласно приложенному к материалам дела возражению на исковое заявление, суду пояснила, что проработала в ГКУ «ЦЗН <адрес>» 4 года 4 месяца и ей полагалась компенсация расходов в связи с переездом в размере 50%. В авансовом отчете № от ДД.ММ.ГГГГ, она не расписывалась, так как находилась в <адрес> РБ, в связи с чем считает данный отчет не подлинным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 работала в ГКУ «ЦЗН <адрес>» на основании трудового оговора от ДД.ММ.ГГГГ бухгалтером 1 категории.
Приказом № ЛС от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника (л.д. 43).
На основании ч. 3,4,5 ст. 326 ТК РФ, работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 326 ТК РФ предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об оплате стоимости ее проезда до постоянного места жительства в Республику Башкортостан (л.д. 44), представленных квитанции о приеме груза на перевозку грузов контейнерной отправкой на сумму 9 935 рублей 95 копеек (л.д. 45), квитанции серии ЯМ № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму сорок шесть тысяч двести шестьдесят восемь рублей 39 копеек (л.д. 48), электронного билета по маршруту Мирный-Новосибирск-Уфа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 26 260 рублей (л.д. 49-50) и иных документов, согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ о компенсации расходов на проезд и провоз багажа за пределы Республики Саха (Якутия) (л.д. 18), ГКУ «ЦЗН <адрес>» произвело ФИО1 выплату компенсации за проезд и перевозку контейнера в связи с выездом на постоянное место жительства в общей сумме 86 327 рублей, что подтверждается авансовым отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ (51-52).
Департаментом занятости населения Республики Саха (Якутия) проведена плановая ревизия финансово-экономической деятельности ГКУ «Центр занятости населения <адрес>», по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся сведения о неправомерной выплате ответчице средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 86 327 рублей на компенсацию переезда ФИО1 в <адрес> Республики Башкортостан (л.д. 7-17).
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчицы была направлена претензия № с требованием о возврате денежной суммы в размере 86 327 рублей, выплаченной ФИО1 при выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Саха (Якутия) в срок 1 месяц со дня получения настоящей претензии (л.д. 53).
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на претензию истца от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказалась выплачивать вышеуказанную денежную сумму, мотивировав это получением компенсации при выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Саха (Якутия) на законном основании в соответствии с нормами ТК РФ и Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ Законом Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 187-З № 381-III «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» (л.д. 54).
Данные обстоятельства также указываются ответчицей в представленном суду возражении на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучая нормы законодательства Республики Саха (Якутия), гарантирующие компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ Законом Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 187-З № 381-III «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)», предусмотрено, что действие настоящего закона распространяется на граждан, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что в случае переезда к новому месту жительства за пределы Республики Саха (Якутия) при наличии трудового договора работнику и членам его семьи компенсируются расходы, связанные с выездом, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества, но не свыше пяти тонн на семью, по фактическим расходам. Компенсация расходов, связанных с выездом за пределы Республики (Якутия), производится только в пределах территории Российской Федерации. Максимальная загруженность контейнера для перевозки имущества принимается в следующих размерах: грузоподъемностью три тонны - 2 400 килограммов (вес контейнера - 600 килограммов); грузоподъемностью пять тонн - 3 800 килограммов (вес контейнера - 1 200 килограммов). При использовании для перевозки имущества двух контейнеров (грузоподъемностью три и пять тонн) возмещение расходов производится следующим образом: расходы на провоз имущества в контейнере грузоподъемностью пять тонн возмещаются полностью; расходы на провоз багажа в контейнере грузоподъемностью три тонны возмещаются в размере 50 процентов. Расходы на провоз багажа в контейнере независимо от его веса возмещаются по фактическим затратам, включая осмотр и оценку вещей, погрузку, хранение, доставку, таможенный досмотр, налог на добавленную стоимость, но не свыше стоимости провоза установленной предельной нормы багажа - пяти тонн на семью. В отдельных случаях при отсутствии возможности провоза багажа железнодорожным, водным и автомобильным транспортом допускается его провоз воздушным транспортом до ближайшей железнодорожной станции или ближайшего морского или речного порта, открытого в данное время для навигации. Возмещение стоимости провоза багажа в этих случаях не должно превышать тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Компенсация расходов, связанных с выездом за пределы Республики Саха (Якутия), производится только в случае увольнения работника по любым основаниям (за исключением увольнения за виновные действия) и фактического выезда при предъявлении документов, подтверждающих состав семьи, и о неиспользовании данной льготы членами семьи. Указанные выплаты производятся по предъявлении всех необходимых документов, подтверждающих факт выезда и понесенных расходов. Перевод денег на адрес нового места жительства гражданина производится не позднее одного месяца со дня поступления проездных документов в организацию. В случаях, когда провоз багажа возможно осуществить только одним видом транспорта (железнодорожным, речным, морским, автомобильным), кроме авиационного, компенсация расходов производится по тарифу одного избранного вида транспорта, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Работникам, проработавшим в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), от трех до пяти лет, компенсация расходов, связанных с выездом за пределы Республики Саха (Якутия), производится в размере 50 процентов. В полном размере указанная компенсация выплачивается работникам, проработавшим в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), более пяти лет. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику только по основному месту работы.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанной нормы Закона следует, что гражданину, проработавшему в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), от трех до пяти лет, компенсация расходов, связанных с выездом за пределы Республики Саха (Якутия), производится в размере 50 процентов от общей суммы понесенных расходов при таком выезде.
Как следует из представленных суду доказательств и подтверждается показаниями ответчицы, ФИО1 проработала в ГКУ «ЦЗН <адрес>» 4 года 4 месяца, то есть менее 5 лет, в связи с чем, сумма компенсации расходов, связанных с выездом за пределы Республики Саха (Якутия), должна производиться в размере 50 процентов от общей суммы понесенных ответчицей расходов при выезде в Республику Башкортостан.
На основании данных фактов суд приходит к выводу, что надлежащая сумма компенсации расходов, связанных с выездом ФИО1 за пределы Республики Саха (Якутия) должна составлять не 86 327 рублей, а 43 163 рубля 50 копеек, в связи с чем, остальная часть денежной суммы в размере 43 163 рубля 50 копеек была выплачена ответчице в противоречие нормам законодательства, действующего на момент выплаты данной компенсации, а значит, подлежит возврату.
Довод ответчицы о том, что в авансовом отчете № от ДД.ММ.ГГГГ, она не расписывалась, так как находилась в <адрес> РБ, не подтверждает обоснованность возражений ответчицы относительно исковых требований и является неубедительным, так как ФИО1 была согласна с произведенной ей выплатой компенсации в размере 86 327 рублей и приняла данную сумму без каких-либо письменных возражений в адрес ГКУ «ЦЗН <адрес>» или иных жалоб относительно указанного авансового отчета.
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения <адрес>» частично, взыскав с ФИО1 сумму излишне выплаченной ответчице компенсации расходов, связанных с ее выездом за пределы Республики Саха (Якутия) в размере 43 163 рубля 50 копеек.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
В связи с частичным удовлетворением заявленных ГКУ «ЦЗН <адрес>» исковых требований, суд считает надлежащим взыскать с ответчицы в пользу истца сумму оплаченной государственной пошлины в размере пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть в сумме 1 494 рубля 90 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании неправомерно полученных средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр занятости населения <адрес>» неправомерно полученные средства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 43 163 рубля 50 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 494 рубля 90 копеек, всего 44 658 рублей 40 копеек.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья Басыров Р.Р.