Дело № 2а-6829/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд РК
В составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.
при секретаре Корниловой Н.А.,
с участием административного истца Костина Н.А.,
представителя административного ответчика ГУ-РО ФСС РФ по РК Корепанова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 07 августа 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Костина Н.А. к ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РК о признании бездействия и отказа в рассмотрении заявления о проведении экспертизы незаконными, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Костин Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РК о признании бездействия и отказа в рассмотрении заявления от ** ** ** о проведении экспертизы технического средства реабилитации – кресло - коляски, оформленного письмом от ** ** **, незаконными, обязании устранить нарушения.
В обоснование требования административный истец указал, что является инвалидом ..., для передвижения использует кресло - коляску, ввиду ее поломки ** ** ** обратился письменно в ГУ-РО ФСС РФ по РК ** ** ** с заявлением об определении пригодности (непригодности) кресла - коляски для использования, ремонте либо замене, путем проведения экспертизы. Письмом от ** ** ** Учреждением было отказано в рассмотрении заявления по существу и предложено обратиться с заявлением о проведении медико – технической экспертизы. Считает бездействие административного ответчика, выразившееся в отказе рассмотрения заявления по существу, незаконным, ссылаясь на положения п. 8 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно - ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 240 от 07 апреля 2008 года, согласно которому ремонт изделия осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного в уполномоченный орган и заключения медико- технической экспертизы.
В судебном заседании административный истец на требовании настаивает. Представитель административного ответчика ГУ – РО ФСС РФ по РК требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Административный истец Костин Н.А. является инвалидом ... бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной Филиалом № 2 ФГУ «Главное Бюро медико - социальной экспертизы по Республике Коми» № 270 от ** ** **, Костин Н.А. нуждается в замене кресла - коляски с электроприводом, ее ремонте по необходимости.
По заявлению Костина Н.А. от ** ** ** в соответствии с ИПР № ... ** ** ** им была получена кресло - коляска с электроприводом ...
** ** ** Костин Н.А. обратился в ГУ-РО ФСС РФ по РК с заявлением, указав, что ** ** ** поставщик в очередной раз вернул кресло - коляску после ремонта, однако она сломалась на следующий день, просит либо произвести медико - социальную экспертизу кресла - коляски и выдать заключение о ее непригодности (пригодности) и нецелесообразности ремонта или произвести ремонт или замену на аналогичное кресло - коляску, а также на период ремонта обеспечить его аналогичным креслом - коляской с электроприводом.
Письмом Регионального отделения Фонда от ** ** ** Костину Н.А. разъяснено, что в соответствии с Порядком № ... проводится медико - техническая экспертиза. Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет медико - техническую экспертизу на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, в связи с чем необходимо представить соответствующее заявление и сообщить о желании принимать участие в проведении соответствующей экспертизы.
** ** ** Костин Н.А. обратился в Региональное отделение Фонда с претензией - требованием о проведении медико - технической экспертизы кресла - коляски.
** ** ** Костину Н.А. направлено письмо с разъяснением о порядке проведения медико - технической экспертизы по месту жительства заявителя либо в здании Регионального отделения Фонда, с просьбой сообщить о своем решении в Региональное отделение Фонда. Также указано о необходимости предъявления технического средства реабилитации.
Согласно пояснениям административного ответчика, Костин Н.А. в Региональное отделение Фонда с целью согласования места и времени проведения медико – технической экспертизы не обратился, техническое средство не представил. Административный истец пояснил, что поставщик после получения информации о поломке ТСР забрал кресло – коляску для ремонта. До этого в телефонном разговоре сотрудник ФСС Нестеров Н.В. сообщил, что организует проведение экспертизы, истцу необходимо написать заявление о проведении медико – технической экспертизы.
Допрошенный по ходатайству административного истца свидетель Нестеров Н.В. показал, что работает в должности заместителя начальника отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации РО ФСС по РК, в ** ** ** позвонил Костин Н.А. и сообщил о поломке кресла - коляски, свидетель указал на необходимость обращения с письменным заявлением о проведении медико – технической экспертизы для начала административной процедуры с целью установления необходимости ремонта или досрочной замены технического средства реабилитации.
Согласно ст. 227 КАС РФ решение суда об удовлетворении заявленных требований о признании незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимается в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) должностного лица, лежит на административном истце.
В соответствии со ст. ст. 59, 62 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, определяется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240.
Согласно п. 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия) (п.п. а,б п. 3 Правил).
В соответствии с п. 8 Правил ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу п. 10 Правил замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.
В соответствии с п. 2 Порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008 N 438н, медико-техническая экспертиза осуществляется на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы.
Заявление о проведении медико-технической экспертизы подается в уполномоченный орган по месту жительства инвалида (ветерана) в письменной форме.
Одновременно с заявлением о проведении медико-технической экспертизы инвалид (ветеран) предъявляет техническое средство (изделие), потребность в ремонте или досрочной замены которого необходимо установить.
В случае невозможности предоставления технического средства (изделия) вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида (ветерана), подтвержденного заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, уполномоченный орган по заявлению инвалида (ветерана) о проведении медико-технической экспертизы может принять решение о проведении медико-технической экспертизы с выездом на дом инвалида (ветерана).
Согласно п. 4 Порядка Уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия), его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям.
Учитывая тот факт, что заявление Костина Н.А. от ** ** ** не содержало требования о проведении медико-технической экспертизы изделия, основания для возникновения обязанности Регионального отделения Фонда по производству оценки состояния работоспособности технического средства по заявлению от ** ** ** не возникли.
Кроме того, Региональным отделением Фонда при обращении Костина Н.А. ** ** ** с заявлением о проведении медико – технической экспертизы технического средства обоснованно предложено заявителю принять меры к предоставлению технического средства, как предусмотрено Порядком осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008 N 438н.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не установлено действий (бездействия) административного ответчика, не соответствующих нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Костина Н.А. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Костина Н.А. к ГУ-РО Фонд социального страхования РФ по РК о признании бездействия и отказа в рассмотрении заявления о проведении экспертизы незаконными, обязании устранить нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Г.Н. Маркова
Председательствующий Г.Н. Маркова