.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 10 января 2013 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Зотовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-161/13
по иску Акопяна М.Р. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости,
У С Т А Н О В И Л :
Акопян М.Р. является собственником 42 земельных участков, площадью: /площадь/ - 1 участок, /площадь/ - 2 участка, /площадь/ - 26 участков, /площадь/ - 2 участка, /площадь - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, /площаь - 1 участок, /площадь/ - 1 участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, адрес объектов: Московская область, Клинский район, участки находятся примерно в 100 м по направлению на север от ориентира /адрес/, расположенного в границах участка, на основании решения единственного участника ООО «/данные изъяты/» от /дата/№, акта приема-передачи имущества выделяемого в натуре от /дата/, соглашения о разделе земельного участка от /дата/ и свидетельств о государственной регистрации права от /дата/ (41 участок) и от /дата/ (1 участок).
Акопян обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал, что указанные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером /данные изъяты/.
При разделе земельного участка с кадастровым номером /данные изъяты/ орган, осуществляющий кадастровый учет, пересчитал кадастровую стоимость, в соответствии п. 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.
В случае образования нового или выявленного ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения, изменение вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения либо муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Всвязи с отсутствием в Распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для Клинского района, /дата/, /дата/ органом, осуществляющим кадастровый учет, произведен перерасчет кадастровой стоимости принадлежащих истицу земельных участков с применением значения УПКСЗ дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением в размере /сумма/ за 1 квадратный метр.
На основании указанного показателя рассчитана кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимостиземельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании отчета № об определении рыночной стоимости земельных участков от /дата/, рыночная стоимость спорных земельных участков на /дата/, /дата/ определена из расчета /сумма/ за 1 кв.м.
Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков их рыночной стоимости, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушением прав истца как собственника земельных участков и плательщика земельного налога.
В силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п. 4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков истца может быть определена в размере рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариваниемдействий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Истец просит обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости 42 вышеуказанных земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости /сумма/ за 1 кв.м и внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, на дату внесения записи /дата/ и /дата/, на основании Отчета /данные изъяты/ от /дата/, рассчитанной с удельным показателем кадастровой стоимости /сумма/ за 1 кв.м.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» иск не признал, представил в суд отзыв на иск, где указал, что в соответствии с п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В соответствии с пунктами 2.3.1 и 2.3.2 Методических указаний, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения, изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения либо муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
Таким образом, кадастровая стоимость участков рассчитана с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области, равного /площадь/, утвержденного Распоряжением № 121-РМ.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области иск не признал и указал, что представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям ст. 24.16 Закона об оценочной деятельности, так как не имеет положительной оценки саморегулирующей организации оценщиков.
Третье лицо Администрация Клинского муниципального района надлежаще уведомлена о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации:
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в результате чего изменилась кадастровая стоимость земельных участков, а соответственно налогооблагаемая база. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и удельный показатель составляет 2402,59 рублей за 1 кв. м.
По мнению истца, стоимость земельных участков должна засчитываться исходя из рыночной стоимости 1 кв. м принадлежащих ему земельных участков, на основании представленного истцом Отчета № об определении рыночной стоимости земельных участков, составленного /дата/ ООО «/данные изъяты/».,, где рыночная стоимость 1 кв.м земельных участков-аналогов определена в /сумма/.
В соответствии со статьей 24.16. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ:
В течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. (часть вторая в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 431-ФЗ)
По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет. (часть третья в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 431-ФЗ)
Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости с учетом выявленных нарушений дорабатывает отчет об определении кадастровой стоимости и обеспечивает проведение его повторной экспертизы.
Отрицательное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет об определении кадастровой стоимости включает в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и их соответствующее обоснование. (часть пятая в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 431-ФЗ).
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, подлежащего оценке, - в настоящем случае земельных участков, принадлежащем истцу на праве собственности. Закон установил, обязательность проведения экспертизы отчета оценщика. Отчет оценщика может считаться допустимым доказательством только в том случае, если будет представлено положительное заключение на отчет. При отсутствии такого экспертного заключения отчет оценщика не может считаться достаточным доказательством рыночной стоимости земельного участка. (ст. 60 ГПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, представленный истцом в обоснование заявленных исковых требований Отчет № об определении рыночной стоимости земельных участков, составленный /дата/ ООО «/данные изъяты/», где рыночная стоимость 1 кв.м земельных участков-аналогов определена в /сумма/, не прошел экспертизу саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, в связи с чем, представленный в суд Отчет № не может быть признан допустимым доказательством по делу, так как не соответствует приведенным положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 60 ГПК РФ), в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Акопяна М.Р. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости принадлежащих ему 42 земельных участках, расположенных около /адрес/ Московской области, - оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -
Решение суда в окончательной форме принято 15 января 2013 года.
Судья -
.
.
.
.
.