16RS0051-01-2023-002673-50
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П.Лумумбы ул., д.48, г.Казань, Республика Татарстан, 420081
тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.04.2023 Дело 2-3471/2023
город Казань
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,
при секретаре судебного заседания Т.Э. Валиахметове,
с участием истицы ФИО1, представителя истицы ФИО5, представителя третьего лица – ГСК «Автоград» - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО2 о признании права собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее также истица) обратилась в суд с иском АО «БТИ РТ» о признании права собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>. В обоснование иска указано, что <дата изъята> между истицей и ФИО7 заключен договор дарения указанного гаража. Договор был зарегистрирован в органе БТИ, условия договора его сторонами исполнены, с момента заключения договора и до настоящего времени истица владеет и пользуется гаражом, несет бремя по его содержанию. Согласно справке ГСК «Автоград» от 25.01.2020 истица является членом ГСК с ноября 1996 года. Вместе с тем Управление Росреестра по РТ в письменном ответе не обращение истицы указало на невозможность государственной регистрации прав на гараж на том основании, что в регистрационной книге АО «БТИ РТ» запись о регистрации права собственности на гараж на основании договора от 14.11.1996 отсутствует, при этом в самом договоре штамп БТИ Советского района г.Казани о внесении в регистрационную книгу записи о праве личной собственности за истицей имеется. Таким образом, во внесудебном порядке регистрация прав на гараж невозможна.
Определением суда от 10.04.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика – АО «БТИ РТ» - на надлежащего – ФИО2
В судебном заседании истица и её представитель исковые требования поддержали.
Ответчик в суд не явился, о времени и месте разбирательства извещался, его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Представитель третьего лица – ГСК «Автоград» - исковые требования также поддержал.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как следует из содержания пункта 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 572 ГК РФ установлено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Судом установлено, что 14.11.1996 между истицей и её отцом ФИО7 заключен договор, по которому ФИО7 подарил истице принадлежавший ему гараж, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>.
Согласно договору он зарегистрирован органом БТИ, осуществлявшим до 01.01.2000 государственную регистрацию прав на объекты жилищного фонда и иное недвижимое имущество, на договоре имеется отметка о внесении 04.12.1996 в реестр записи КН 30, стр.181, реестр 3050.
Имея намерение зарегистрировать право собственности на гараж в органах Росреестра, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с 01.01.2000, истица обратилась с письменным обращением в Управление Росреестра по РТ.
В ответе от 26.10.2018 Управление Росреестра по РТ указало на невозможность проведения государственной регистрации прав на гараж на том основании, что в регистрационной книге АО «БТИ РТ» запись о регистрации права собственности на гараж на основании договора от 14.11.1996 отсутствует, при этом в самом договоре штамп БТИ Советского района г.Казани о внесении в регистрационную книгу записи о праве личной собственности истицы на гараж имеется. Следовательно, регистрация прав на гараж в заявительном порядке невозможна.
22.06.2022 ФИО7 умер.
После смерти ФИО7 нотариусом Казанского нотариального округа ФИО8 заведено наследственное дело. Наследником по закону, обратившимся с заявлением о принятии наследства, является внук умершего ФИО2, до настоящего времени в рамках наследственного дела свидетельства о праве на наследство не выданы.
Суд находит иск обоснованным, поскольку сделка совершена в надлежащей письменной форме, с момента заключения договора истица пользуется указанным объектом. Условия договора сторонами фактически исполнены: гараж с момента его приобретения находится в фактическом владении и пользовании истца, истец является членом кооператива с 1996 года, т.е. с момента приобретения гаража.
Судом учитываются разъяснения, содержащиеся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ); сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
В рассматриваемом случае заявление требования о признании права собственности на гараж признается надлежащим способом защиты прав: иск основан не на уклонении ответчика от обращения в регистрирующий орган, а на невнесении органом технической инвентаризации записи о переходе права.
Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Признать за ФИО1 (<номер изъят>) право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 17,7 кв. м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.
Судья Р.Р. Минзарипов