Дело № 33-3488/2024
№ 2-3480/2023 (УИД 59RS0027-01-2023-003880-21)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 28 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,
судей Безматерных О.В., Орловой А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пашина Сергея Николаевича к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обязании включить в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений,
по апелляционной жалобе, дополнительной апелляционной жалобе Пашина Сергея Николаевича на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 19 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Цыбиной И.Н., пояснения представителя истца Сурковой В.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Пашин С.Н. обратился в суд с иском к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о включении в список, обязании включить в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещение, предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., при этом жилая площадь помещения не менее 14 кв.м., на территории Кунгурского муниципального округа Пермского края за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий.
Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 19 декабря 2023 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Пашин С.Н. обратился с апелляционной жалобой, указывая, что решение суда является необоснованным и незаконным. Судом неправильно применены нормы материального права, необоснованно принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В дополнительной апелляционной жалобе истец указывает, что он не был своевременно поставлен на учет и не был включен в список в результате бездействия со стороны органов опеки и попечительства и опекунов. Истец не знал о том, что необходимо подать заявление о включении в список в возрасте до 23 лет. Истца не информировали, что он имеет право на получение бесплатного жилья от государства. Пашин С.Н. считает, что он должен быть обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда.
Представитель Министерства труда и социального развития Пермского края направила отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края направила ходатайство, просит провести судебное заседание в отсутствие представителя, оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства строительства Пермского края направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представитель истца Суркова В.И. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причины неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Согласно подпункту 2 пункта 1 части 4 статьи 8 приведенного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
Аналогичные положения приведены в статье 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29.12.2004. Статьей предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Из вышеизложенного следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа таких детей до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Пашин Сергей Николаевич родился ** (л.д. 19, 50).
Мать Пашина С.Н. – П1., отец – П2., запись об отце указана со слов матери (л.д. 20).
Решением Кунгурского городского суда Пермской области от 22.10.2002 мать истца П1. лишена в отношении него родительских прав (л.д. 12-13, 46 об.-47). На момент вынесения решения истцу было 16 лет.
Согласно распоряжению Администрации Комсомольского сельсовета Кунгурского района Пермской области № ** от 20.01.1993 в связи с тем, что мать ребенка П1. находится под следствием с ** года, отца нет, назначена опека над несовершеннолетним Пашиным С.Н., ** года рождения, опекуном назначена бабушка – П3. (л.д. 14, 47 об.).
В связи с тем, что опекун П3. умерла, опекуном Пашина С.Н. распоряжением Администрации Комсомольского сельсовета Кунгурского района Пермской области № ** от 26.12.1994 назначена К. (л.д. 15-16, 48).
С 01.09.2001 истец обучался в Профессиональном училище № ** города Кунгура. С июня ** года по май ** года истец проходил службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. С 2006 года истец проживает и работает в г.Перми (л.д. 21-22, 112-118).
Как следует из паспорта Пашина С.Н., он имеет регистрацию по месту жительства по адресу: Пермский край, Кунгурский район, д.**** (л.д. 17-18, 49).
Согласно похозяйственным книгам за 1997-2001 годы; за 2002-2006 годы в жилом помещении по адресу: Кунгурский район, д. **** зарегистрирован истец Пашин С.Н. (л.д. 71-94).
Согласно похозяйственной книге за 2014-2020 годы в жилом помещении по адресу: Кунгурский район, д. **** зарегистрирован истец Пашин С.Н. (л.д. 100-108).
Согласно сведениям ГБУ «ЦТИ Пермского края» и Кунгурского отдела Управления Росреестра, за Пашиным С.Н. недвижимое имущество на территории Кунгурского муниципального округа не зарегистрировано (л.д.40, 63).
Согласно договору социального найма жилого помещения № ** от 10.06.2015, нанимателем жилого помещения, общей площадью 47,6 кв.м., расположенного по адресу: ****, является П4. Количество проживающих – три человека: П1. – сестра и Пашин Сергей Николаевич – племянник (л.д. 119-122).
В 2020 году, в возрасте 34 лет, Пашин С.Н. обратился в администрацию города Кунгура с вопросом о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, просил предоставить жилое помещение (л.д. 23, 27-28, 46).
Решением Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района Пермского края от 18.12.2020 Пашину С.Н. отказано в связи с тем, что доказательств, подтверждающих уважительность причин, в силу которых Пашин С.Н. был лишен возможности реализовать право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до достижения им возраста 23 лет, в представленных документах Пашиным С.Н. не содержалось (л.д. 24-26, 29).
Данное решение управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района от 18.12.2020 об отказе во включении в список Пашин С.Н. не обжаловал.
30.05.2023, в возрасте 37 лет, истец обратился в Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края г.Перми с заявлением о восстановлении срока для включения в список (л.д. 30-32).
Согласно ответу на обращение истцу было указано на то, что он вправе обжаловать решение управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района от 18.12.2020 об отказе во включении в список, в судебном порядке (л.д. 33-34).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Пашина С.Н., поскольку на момент обращения в суд, на 20.10.2023, истцу исполнилось 37 лет.
Доказательств, подтверждающих его своевременное обращение к ответчику либо в орган местного самоуправления иного района Пермского края или другие органы, уполномоченные производить постановку на жилищный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано, а также доказательств, которые могли препятствовать истцу обратиться с соответствующим заявлением, истцом не представлено. В администрацию города Кунгура истец обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, также после достижения возраста 23 лет.
Пашин С.Н. имел возможность в совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Объективных причин, которые бы препятствовали истцу обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке на учет, последним не представлено. Истцом не представлено доказательств уважительной причины, по которой он длительное время не обращался с вопросом о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право на предоставление жилого помещения.
Судебная коллегия находит изложенные выводы суда первой инстанции верными, основанными на законе, соответствующими установленным обстоятельствам дела, должным образом мотивированными.
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке, в том числе детям-сиротам), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан и лиц, которые относились к данной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец в первый раз обратился в 2020 году, повторно обратился в 2023 году.
До издания 01.03.2013 Правительством Пермского края постановления № 92-п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находились в ведении органов местного самоуправления Пермского края, с 2013 года – в ведении Министерства социального развития Пермского края с обязанностью органов местного самоуправления по передаче учетных дел в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно Правилам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, утвержденным Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170, действовавшим до издания 01.03.2013 постановления Правительства Пермского края № 92-п, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в период рассматриваемых событий осуществлялась органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам (пункт 5).
При этом в соответствии с пунктом 6 Правил правом на обращение с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления обладали: законные представители детей-сирот; от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители).
Факт обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет судом первой инстанции не установлен, поскольку соответствующее обращение истцом не подано.
Доказательства уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством (Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ) срока постановки на учет в качестве нуждающегося истцом ни при обращении с заявлением, ни при обращении с иском в суд, не представлены.
Имеющиеся в материалах дела документы не позволяют сделать вывод о том, что у истца имелись исключительные обстоятельства, препятствовавшие своевременному обращению с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку право на получение жилья истец начал реализовывать в возрасте старше 23 лет (в 34 года), на момент обращения в суд истец утратил статус лица, имеющего право на получение государственных гарантий по обеспечению жилым помещением как лица из числа детей-сирот, соответственно, не является субъектом отношений, регулируемых законодательством в области защиты прав детей-сирот.
Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в Федеральном законе №159-ФЗ, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Пашин С.Н. к числу таких лиц, не относится.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного выше Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В данном случае, достижение определенного законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
В связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в список не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного решения не влекут, поскольку какие-либо уважительные причины, объективно препятствовавшие истцу своевременно обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет, отсутствуют.
Ссылка заявителя жалобы на то, что он не был своевременно поставлен на учет и не был включен в список в результате бездействия со стороны органов опеки и попечительства и опекунов, не принимается судебной коллегией, отмену правильно постановленного решения суда не влечет. Пашин С.Н. имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия до достижения возраста 23 лет.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии у истца объективных препятствий для реализации своих прав на жилое помещение в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, поскольку истцом утрачено такое право, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунгурского городского суда Пермского края от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, дополнительную апелляционную жалобу Пашина Сергея Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.04.2024.