Решение по делу № 2а-475/2021 от 10.02.2021

№ 2а-475/2021

45RS0008-01-2021-000486-82 (УИД)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Закировой Ю.Б.,

при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 19 апреля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Курганской области к Михайловой Валентине Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 7 по Курганской области обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Михайловой В.А. о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в сельских поселений, в размере 528 руб.; земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 5 706 руб.; пеней, на общую сумму 6 246 руб. 11 коп. В обоснование административного искового заявления указано, что ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области в качестве налогоплательщика (ИНН ). Михайлова В.А. является собственником земельных участков, указанных в налоговом уведомлении от 01.02.2018 № 83374760, от 23.06.2018 № 11635938: 1) кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>) кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>) кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>. Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в порядке и сроки, установленные ст. 69, ст. 70 НК РФ. Руководствуясь данными статьями, должнику административным истцом были направлены требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов заказным письмом либо путем размещения указанного требования в личном кабинете налогоплательщика, в том числе: от 09.04.2018 № 13905, от 17.12.2018 № 36330. Кроме того, в данном требовании в связи с неисполнением обязанности по уплате имущественных налогов в срок, установленный для уплаты налога, налогоплательщику в порядке ст. 75 НК РФ исчислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Оплата по требованиям, направленным в адрес налогоплательщика, в настоящее время не произведена. МИФНС России № 7 по Курганской области обратилась с заявлением на выдачу судебного приказа к мировому судье судебного участка № 11 Кетовского судебного района Курганской области о взыскании с Михайловой В.А. задолженности по налогам и пеням. Определением мирового судьи судебного участка № 12 Кетовского судебного района Курганской области от 03.08.2020 Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока для обращения. Просит суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления и взыскать с Михайловой В.А. недоимку по земельному налогу в указанном размере.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещены о дате и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что по данным МИФНС России № 7 по Курганской области у административного ответчика имеется задолженность по обязательным платежам и санкциям в общем размере 6 246 руб. 11 коп., а именно:

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в сельских поселений, в размере 528 руб.: 264 руб. за 2016 год по сроку уплаты 06.04.2018 и 2664 руб. за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018, пеня в размере 0,86 руб. за период с 04.12.2018 по 16.12.2018,

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 5 706 руб.: 2365 руб. за 2016 год по сроку уплаты 06.04.2018, 3 071 руб. за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018; пеня в размере 11,25 руб.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законном установленные налоги.

Налогоплательщик в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Эта обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу п. 2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

На основании ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сбора, пеней и штрафа.

Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В адрес административного ответчика в связи с неисполнением налоговых уведомлений были выставлены следующие требования от 09.04.2018 № 13905, от 17.12.2018 № 36330 об уплате земельного налога в срок до 10.01.2019; и пеней, начисленных на недоимку налога.

Поскольку требование Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области Михайловой В.А. в установленный срок исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Михайловой В.А. задолженности по обязательным платежам и санкциям.

Определением мирового судьи судебного участка № 11 Кетовского судебного района Курганской области от 03.08.2020 отказано в принятии заявления административного истца о выдаче судебного приказа о взыскании с Михайловой В.А. недоимки по налогам в соответствии со ст. 123.4 КАС РФ.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Таким образом, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился с пропуском установленного законодательством 6-месячного срока, в связи с чем, мировым судьей было отказано в принятии заявления административного истца о выдаче судебного приказа на взыскание с Бархатова В.Ф. недоимки по налогам, срок на взыскание данных требований изначально налоговым органом был пропущен: срок для обращения истек 10.01.2019, в то время как МИФНС России № 7 по Курганской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа 03.08.2020.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного заявителя.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с административным иском, данное ходатайство не мотивировано.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку уважительных причин пропуска срока обращения в суд с настоящим административным иском административным истцом не представлено.

В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено.

Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления (ч. 8 ст. 219 и ч. 5 ст. 180 КАС РФ).

Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогу и пеням в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В связи с чем доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности подлежат отклонению, его ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности суд оставляет без рассмотрения.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к Михайловой Валентине Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к Михайловой Валентине Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 26.04.2021.

Судья                                    Ю.Б. Закирова

2а-475/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области ( МИФНС № 7)
Ответчики
Михайлова Валентина Анатольевна
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Закирова Юлия Борисовна
Дело на странице суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
10.02.2021Регистрация административного искового заявления
10.02.2021Передача материалов судье
10.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2021Предварительное судебное заседание
19.04.2021Предварительное судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее