УИД: 09RS0001-01-2023-006280-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 г. г.Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Ижаева Р.Х.,
при помощнике Аджиеве А.Х.,
с участием: прокурора Хабезского межрайонного прокурора КЧР – Казанокова А.О.
представителя ответчика Министерства строительства и ЖКХ КЧР – Салпагаровой А.М., действующей на основании доверенности № 1 от 09 января 2024 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Хабезского межрайонного прокурора в интересах Тлимахова Ш.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении жилья,
установил:
Хабезский межрайонный прокурор, действуя в интересах Тлимахова Ш.А. обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении жилья.
В обоснование иска указано, что Тлимахов Ш.А. 18 сентября 1996 года рождения, на основании приказа Министра образования и науки КЧР от 27.05.2014 № 501 включен в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР Тлимахов Ш.А. не имеет в собственности недвижимого имущества (документы прилагаются).
На данный момент Тлимахов Ш.А. жилым помещением в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обеспечен.
Право на получение жилья Тлимахов Ш.А. не реализовал по настоящее время, поскольку в установленном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 № 34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики» Тлимахов Ш.А. имеет право на обеспечение жилым помещением по месту жительства, т.е. в а. Али-Бердуковский.
Со ссылками на нормы действующего законодательства, просит суд: Обязать Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приобрести за счет бюджетных средств в а. Али-Бердуковский Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м. в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Шовкарову P.P. по договору специализированного найма в а.Али-Бердуковский Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м. в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам.
В судебном заседании Хабезский межрайонный прокурор КЧР –Казаноков А.О. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Лицо, в интересах которого обратился прокурор, Тлимахов Ш.А. в судебное заседание не явился, телефонограммой от 13 февраля 2024 г. просил провести судебное заседание в его отсутствие, в связи с его нахождением за пределами Карачаево-Черкесской Республики, исковые требования Межрайонного Хабезского прокурора КЧР в его интересах просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР Салпагарова А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, поддержала доводы письменных возражений на иск.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебном заседании не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Одновременно направил в адрес суда письменные возражения на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития КЧР в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, об отложении судебного заседания не просил.
Выслушав Межрайонного Хабезского прокурора, представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, изучив возражения по заявленным требованиям, представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В судебном заседании установлено, и следует из справки о рождении I-ЯЗ № выданной ОФМС России по Карачаево-Черкесской Республике ТП в Хабезском районе Тлимахов Ш.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельства его родителями являются: отец Тлимахов Амур Ахмедович, умерший мать Тлимахова Людмила Кучуковна
Отец Тлимахова Ш.А. – Тлимахов А.А. являлся инвалидом второй группы, общее заболевание.
Мать Тлимахова Ш.А. – Тлимахова Л.К. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы Хабезской районной государственной администрации от 26.06.2002 г. № 48 установлена опека Тлимаховой Светланы Умаровны над несовершеннолетними внуками Тлимаховой Ариной Амуровной и Тлимаховым Шамилем Амуровичем.
Постановлением Администрации Али-Бердуковского сельского поселения от 026 октября 2011 г. № 59б несовершеннолетний Тлимахов Ш.А. признан малоимущим и нуждающимся в обеспечении жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Министерства образования и науки КЧР № 501 от 27 мая 2014г. Тлимахов Ш.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.
В судебном заседании достоверно установлено, и подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по КЧР, Тлимахов Ш.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в собственности недвижимого имущества не имел и не имеет.
На момент судебного разбирательства Тлимахов Ш.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, имеются дети-сироты, лица из числа детей-сирот, жилое помещение не предоставлено.
Право на получение жилья Тлимахов Ш.А. не реализовал, поскольку в установленном порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права.
С 01.01.2019 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С 18.04.2019 действует постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - Правила формирования списка).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013) (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 №67-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2019 года) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не были включены в список, правового значения не имеет.
В данном случае истец полностью соответствует требованиям, указанным в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ Тлимахов Ш.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности никакого жилого помещения. Во владение или в пользование жилое помещение не передавалось, никакое помещение за ним не закреплено. С момента установления, что он остался без попечения родителей, он нуждался и до настоящего времени нуждается в жилом помещении.
Кроме того, Указом Главы КЧР № 198 от 30.12.2021 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», постановлено определить Министерство строительства и ЖКХ КЧР уполномоченным органом исполнительной власти КЧР по приобретению жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечительства родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории КЧР».
В данном случае Тлимахов Ш.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и вследствие этого находится в тяжёлом социальном положении. Заявляя свои исковые требования, Прокурор добивается в судебном порядке реализации тех жилищных прав, которые предоставлены федеральным и республиканским законодательством, и которые не были реализованы ранее по независящим от него причинам, вследствие невыполнения государственными и муниципальными органами возложенных на них обязанностей.
В судебном заседании достоверно установлено и ни кем не оспорено, что Тлимахов Ш.А. собственного жилья, либо жилья предоставленного по договору социального найма не имеет, указанный факт, также подтверждается материалами гражданского дела.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из смысла приведенных выше норм федерального законодательства следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, имеют право на однократное обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Для детей-сирот и лиц из их числа установлена федеральная гарантия обеспечения жильем, осуществляемая субъектами Российской Федерации за счет собственных средств при финансовой помощи Российской Федерации, реализуемой в форме субсидий из федерального бюджета.
С учетом вышеизложенного, судом установлено, что Тлимахов Ш.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, жилого недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжелом социальном положении.
Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.
Разрешая вопрос об обязанности ответчиков по отношению к истцу, суд руководствуется положениями ст.3 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», а также Указом Главы КЧР № 198 от 30.12.2021 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», согласно которых жилые помещения приобретаются уполномоченным органом, то есть Министерством строительства и ЖКХ КЧР.
Согласно Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 15 января 2024 г. № 1 «О внесении изменений в Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики» от 19.07.2013 № 184 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений государственного специализированного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений» уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.
Решение о предоставлении лицу, указанному в ч.1 настоящей статьи, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования в форме правового акта (ст.7 п.5). Не позднее 15 дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет (п. 2. ст. 8).
Прокурор просит суд предоставить Тлимахову Ш.А. жилое помещение по договору специализированного найма.
Таким образом, согласно представленным документам Тлимахов Ш.А. поставлен на учет, передан под опеку, получал школьное образование, а также зарегистрирован и проживает в Хабезском районе КЧР.
Из чего следует, что истец вправе претендовать на специализированное жилое помещение в а.Али-Бердуковском Хабезском районе Карачаево-Черкесской Республики.
Согласно п.3 ст.7 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной органом местного самоуправления норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории КЧР; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории КЧР при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В соответствии со ст.7 Конституцией РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Доводы указанные в возражениях ответчиков на исковые требования прокурора в интересах Тлимахова Ш.А. суд находит не состоятельными.
Ответчиками не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления Тлимахову Ш.А. жилого помещения по договору специализированного найма.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что согласно Указа Главы КЧР от 19.12.2016г. №271 «О внесении изменений в Указ Главы КЧР от 03.02.2014г. №20 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по формированию специализированного государственного жилищного фонда КЧР и осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений» и Указом Главы КЧР от 26.12.2016г. №281 «О внесении изменений в Указ Главы КЧР от 19.07.2013г. №184 «Об уполномоченном органе исполнительной власти КЧР по предоставлению благоустроенных жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» и Указа Главы КЧР № 198 от 30.12.2021 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти КЧР», в качестве ответчиков верно указаны Министерство имущественных и земельных отношений КЧР и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР.
Материалами дела подтверждается, что Приказом № 1198 от 30.12.2022 года утвержден список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, где значится под номером 501 Тлимахов Ш.А.
В силу изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковое заявление прокурора Хабезского межрайонного прокурора в интересах Тлимахова Шамиля Амуровича (паспорт 9110 №) к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (ИНН №) и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН №) о предоставлении жилья – удовлетворить.
Обязать Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приобрести для предоставления Тлимахову Шамилю Амуровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики в а.Али-Бердуковский Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м. в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Тлимахову Шамилю Амуровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики в а. Али-Бердуковский Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м. в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2024 г.
Судья Черкесского городского суда
Карачаево-Черкесской Республики Р.Х. Ижаев