Решение принято в окончательной форме 17 июля 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2017 года г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А. при секретаре Обвинцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-607/2017 по иску Серебренникова Л.С. и Глазырина В.М. к открытому акционерному обществу «Полевская коммунальная компания» о признании незаконным бездействия по установке общедомовых приборов учёта тепловой энергии, возложении обязанности по установке таких приборов и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Серебренников Л.С. и Глазырин В.М. обратились в суд с исками открытому акционерному обществу «Полевская коммунальная компания» о признании незаконным бездействия по установке общедомовых приборов учёта тепловой энергии, возложении обязанности по установке таких приборов и взыскании компенсации морального вреда. Истцы мотивируют требования тем, что являются собственниками жилых помещений, расположенных в <. . .> <. . .> соответственно. Управляющей организацией этими МКД является ОАО «Полевская коммунальная компания». Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность по установке и вводу в эксплуатацию до 01 июля 2012 года общедомовых приборов учёта, в том числе и тепловой энергии. Эту обязанность, по мнению истцов, должен выполнить ответчик, однако, ответчик её не исполняет. Это бездействие ответчики истцы просят признать незаконным и обязать ответчика установить общедомовые приборы учёта в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Бездействием ответчика им причинены нравственные страдания, которые истцы просят компенсировать в размере 10 000 рублей каждый.
В ходе рассмотрения дела истец Серебренников Л.С. уточнил требования, просит обязать ответчика установить общедомовой прибор учёта тепловой энергии за счёт средств статьи «содержание жилья».
Истец Глазырин В.М. изменил первое требование, просит признать незаконным действия ОАО «Полевская коммунальная компания» по нарушению п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившееся в необеспечении установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учёта тепловой энергии.
Также истец Глазырин В.М. дополнил требованием о признании незаконным бездействия ОАО «Полевская коммунальная компания», выразившегося в нарушении пп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в необеспечении установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения.
Истцы Серебренников Л.С. и Глазырин В.М. исковые требования и доводы исковых заявлений, а также уточнённые требования поддержали в полном объёме, суду пояснили, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в <. . .> и № по <. . .> соответственно. Управляющей организацией данными домами является ОАО «Полевская коммунальная компания». С 2012 года управляющая организация была обязана установить общедомовые приборы учета тепловой энергии. Данная обязанность возложена на ответчика Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вместе с тем, с 2012 года ответчик не предпринимал какие-либо действия для их установки. Более того, по их домам в 2017 и 2016 году проведены общие собрания, которыми принято решение об установке общедомовых приборов учёта тепловой энергии, однако, в установленный трёхмесячный срок приборы учёта ответчик не установил. Их права нарушаются тем, что они вынуждены оплачивать коммунальную услуг отопления в большем размере, чем если бы приборы учёта были установлены. Учитывая изложенное истцы просят также компенсировать причинённые им нравственные страдания в размере 10 000 рублей каждому.
Представитель ответчик Северина А.Р. исковые требования не признала, суду пояснила, что Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ обязанность по установке общедомовых приборов учёта возложена на ресурсоснабжающие организации, однако, ОАО «Полевская коммунальная компания» не является ресурсоснабжающей организацией в отношении тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. Ресурсоснабжающей организацией является ПАО «Северский трубный завод», с которым заключён договор поставки энергоресурсов. Права истцов не нарушены. Поскольку без решения собственников МКД управляющая организация не могла принять решение об установке общедомовых приборов учёта, ОАО «Полевская коммунальная компания» с 2012 года направляла собственникам предложение по установке этих приборов, на которые собственники не реагировали. После того как по обоим домам было принято решение об установке общедомовых приборов учёта тепла, началась работа по составлению проектов и установке приборов. На настоящий момент общедомовые приборы учёта тепла установлены. Каких-либо нравственных страданий истцам причинено не было.
Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от . . . (л.д. 6) Серебренников Л.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <. . .>. Данное обстоятельство подтверждается также и выпиской из ЕГРН от . . . (л.д. 26-28).
Глазырин В.М. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <. . .> в <. . .>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 18).
Управляющей организацией данными домами является ОАО «Полевская коммунальная компания», что подтверждается договорами управления МКД от 01.01.2007 № УП-57/02/2007 (л.д. 29-50) и от 10.01.2007 № УП-87/01/2007 (л.д. 69-89).
Ссылаясь в обоснование своих требований на положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) истцы утверждают, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по установке общедомовых приборов учёта.
Порядок и сроки оборудования объектов общедомовыми приборами учёта урегулирован статьёй 13 Закона.
Согласно этой статье производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой тепловой энергии возложена на собственников помещений в МКД.
Эту обязанность собственники жилых домов № по <. . .> в <. . .> и № по <. . .> в <. . .> не выполнили.
На случай неисполнения собственниками этой обязанности статья 13 Закона предусмотрела правило, в соответствии с которым до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Часть 9 статьи 13 Закона возлагает на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Таким образом, Закон не возлагает на управляющие организации, за исключением случая, если они являются и ресурсоснабжающими организациями, обязанность по установке общедомовых приборов учёта.
Согласно представленному суду договору № 145-Т от 01.02.2014, заключённому между ОАО «Северский трубный завод» и ОАО «Полевская коммунальная компания», ОАО «Северский трубный завод» обязался поставить ОАО «Полевская коммунальная компания» тепловую энергию в виде горячей воды на отопление и горячее водоснабжение, теплоноситель для подпитки водогрейных котлов целях оказания потребителем (ОАО «Полевская коммунальная компания») коммунальных услуг собственникам, нанимателям и иным пользователям помещений в МКД коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и водоотведения.
Согласно схеме теплоснабжения Полевского городского округа на период до 2030 года поставщиком теплового ресурса в северной части г. Полевского является ОАО «Северский трубный завод».
Таким образом, организацией, осуществляющей снабжение тепловой энергией, является ПАО «Северский трубный завод».
Учитывая, что ОАО «Полевская коммунальная компания» будучи управляющей организацией, а не поставщиком теплового ресурса, не является организацией, на которую Законом возложена обязанность по установке общедомовых приборов учёта тепловой энергии, иски Серебренникова Л.С. и Глазырина В.М. о признании незаконным бездействия ОАО «Полевская коммунальная компания» по установке общедомовых приборов учёта тепловой энергии в домах, расположенных в <. . .> и <. . .> и возложении обязанности по установке таких приборов удовлетворению не подлежат.
Также необоснованными являются требования Глазырина В.М. о признании незаконным бездействия ОАО «Полевская коммунальная компания», выразившегося в нарушении пп. «с» п. 31 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в необеспечении установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения.
В силу пп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель, к которым относится в смысле этих правил управляющая организация, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
Срок 3 месяца для установки общедомового прибора учёта установлен в случае, если общим собранием МКД не принято решение об ином сроке. Вместе с тем, как видно из протокола № общего собрания собственников помещений в многоквартирном <. . .>, собственники установили срок установки прибора учёта следующим образом: «в 2017 году в соответствии с графиком установки, составленным управляющей организацией».
Ссылаясь на нарушение срока установки, истец приложил копию газеты «Диалог» за 21.12.2016 №101, согласно которой по <. . .> установка общедомового прибора учёта была запланирована на апрель 2017 года (л.д. 149-152).
Суд не усматривает в данном случае нарушения ответчиком сроков установки прибора учёта, поскольку общий срок установки общедомовых приборов учёта собственники установили – 2017 год, то есть до 31 декабря 2017 года. На настоящий момент срок установки не истёк. Оговорка о том, что прибор учёта устанавливается в соответствии с графиком установки, составленным управляющей организацией предоставляет ОАО «Полевская коммунальная компания» оценить свои возможности по установке прибора учёта и самостоятельно определить дату установки. Тот факт, что прибор учёта не был установлен в апреле 2017 года прав истца не нарушает, так как определение даты установки приборов учёта является прерогативой ответчика и он волен сдвигать эти сроки в любую сторону в зависимости от своих возможностей, выполнив обязанность в пределах 2017 года.
Как видно из представленных суду актов на момент рассмотрения дела, приборы учёта тепловой энергии в домах обоих истцов установлены, что следует из актов выполненных работ от 07.07.2017 и от 11.07.2017, следовательно, свои обязанности ответчик выполнил.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителя» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку суд пришёл к выводу об отсутствии факта нарушения прав истцов как потребителей, отсутствуют основания и для взыскания с ОАО «Полевская коммунальная компания» компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░