Дело № 2-206/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2015 года г. Торопец
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.Г.,
при секретаре Колбаневой О.В.,
с участием прокурора Торопецкого района – Кореня Р.В.,
представителя ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1 - Калининой Н.Г.,
представителей третьих лиц – администрации Торопецкого района – по доверенности Метловой А.В.,
муниципального учреждения «Отдела образования администрации Торопецкого района» – по доверенности Хлюпта Н.Л.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Торопецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1 о возложении обязанности по разработке и утверждению паспорта на отходы I-IV класса опасности, обеспечении профессиональной подготовки лиц, работающих с отходами I- IV класса опасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Торопецкого района в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1 (далее - МОУ Торопецкая СОШ № 1) о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2015 года устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем разработки и утверждения паспорта на опасные отходы I- IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности и обеспечении профессиональной подготовки лиц, работающих с отходами I-IV класса опасности. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Торопецкого района осуществлена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления в деятельности МОУ Торопецкая СОШ № 1, расположенного по адресу: <адрес>. По данным отдела образования администрации Торопецкого района в МОУ Торопецкая СОШ № 1 образуются отходы I, III, IV и V класса опасности (люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные, масла автомобильные отработанные, покрышки отработанные, мусор от уборки территории и бытовых помещений, лом черных металлов несортированный, пищевые отходы). Паспорт на опасные отходы I - IV класса опасности для окружающей среды отсутствует. По информации отдела образования администрации Торопецкого района в МОУ Торопецкая СОШ № 1 также отсутствуют лица, прошедшие профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV класса опасности. Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства МОУ Торопецкая СОШ № 1 влечет за собой нарушение прав лиц, посещающих данное учреждение, на защиту их жизни, здоровья и имущества, а также на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В судебном заседании прокурор Торопецкого района Корень Р.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, согласен на установление срока для устранения нарушений законодательства об окружающей среде до 1 апреля 2016 года.
Представитель ответчика МОУ Торопецкая СОШ № 1 - директор школы Калинина Н.Г. исковые требования признала и пояснила, что нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, будут устранены до 1 апреля 2016 года. Представитель третьего лица администрации Торопецкого района – Метлова А.В. исковые требования признала и пояснила, что образовательное учреждение устранит нарушения законодательства об охране окружающей среды путем разработки и утверждения паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды и обеспечит профподготовку лиц, работающих с отходами I-IV классов опасности в срок до 1 апреля 2016 года.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Торопецкого района - Хлюпта Н.Л. не возражает против заявленных исковых требований, пояснила, что бюджет района закладывается в октябре-ноябре 2015 года на 2016 год, финансирование пройдет не ранее февраля 2016 года, в связи с чем, просит суд предоставить срок для исполнения решения суда до 1 апреля 2016 года.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Тверской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, о чем в материалах дела имеется уведомление, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании положений статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью первой статьи 39 и частью первой статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу части первой статьи 22 и части первой статьи 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов, проводить инвентаризацию отходов.
В силу статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, которыми определен порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно пунктам 3, 4 и 6 данных Правил паспорт отходов I - IV классов опасности составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются указанные отходы, на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду; для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» также утверждена типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, конкретные виды отходов представлены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 445 от 18 июля 2014 года утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.
Согласно частям первой и второй статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Торопецкого района проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления в деятельности МОУ Торопецкая СОШ № 1, в ходе которой выявлены факты несоблюдения требований в области охраны окружающей среды, а именно отсутствуют паспорт на отходы I- IV класса опасности, а также лица, прошедшие профессиональную подготовку на право работы с отходами I- IV класса опасности.
По информации МУ «Отдел образования администрации Торопецкого района» от 15 мая 2015 года за № 403 в процессе деятельности МОУ Торопецкая СОШ № 1 образуются бытовые отходы I класса опасности (люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные, брак), III класса опасности (масла автомобильные отработанные), IV класса опасности (покрышки отработанные) и V класса опасности (мусор от уборки территории и бытовых помещений, лом черных металлов несортированный, пищевые отходы); образовательное учреждение не имеет паспорта на опасные отходы I-IV класса; в образовательном учреждении не имеется лиц, прошедших профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV класса опасности (л.д.13-19).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 18 июля 2014 года № 445, лампам ртутным, ртутно-кварцевым, люминесцентным, утратившим потребительские свойства, присвоен код «4 71 101 01 52 1», следовательно, данные отходы производства относятся к первому классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду; маслам автомобильным, отработанным присвоен код «9 21 302 01 52 3», следовательно, данные отходы относятся к третьему классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду; покрышкам отработанным присвоен код «9 21 130 01 50 4», следовательно, данные отходы относятся к четвертому классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Уставом МОУ Торопецкая СОШ № 1 по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является Муниципальное образование Торопецкий район Тверской области, функции которого осуществляет администрация Торопецкого района, отдел образования администрации Торопецкого района. Имущество закрепляется за МОУ Торопецкая СОШ № 1 на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью Торопецкого района (л.д.20-25).
Таким образом, судом установлено, что МОУ Торопецкая СОШ № 1 является юридическим лицом, осуществляет эксплуатацию здания, от деятельности учреждения образуются отходы, в том числе I-IV класса опасности, следовательно, в силу закона на него возложена обязанность соблюдать требования в области охраны окружающей среды, при этом МОУ Торопецкая СОШ № 1 является бюджетным учреждением, финансируемым за счет субсидий из бюджета Торопецкого района.
Согласно разъяснениям, данным Минприроды России в письме от 17 марта 2014 года № 05-12-44/5164 «О направлении разъяснений», в свое время в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерством природных ресурсов Российской Федерации был принят приказ от 02 декабря 2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 09 января 2003 года № 4107), а также приказ от 30 июля 2003 года № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02 декабря 2002 года № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (зарегистрирован в Минюсте России 14 августа 2003 года № 4981).
Согласно пунктам 2 и 3 приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» вышеуказанные приказы МПР России по ФККО признаются утратившими силу после 01 августа 2014 года.
В настоящее время Минприроды России ведется разработка и согласование приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов к классам опасности», а также приказа Минприроды России «О Критериях отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Вместе с тем, Минприроды России отмечает, что до вступления в силу указанных приказов Минприроды России необходимо руководствоваться положениями действующего приказа МПР России от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», поскольку в нем содержаться все методологические нормы, которые и в дальнейшем не будут изменены.
В указанном приказе указаны критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, которые не противоречат приведенным прокурором критериям.
В соответствии с пунктами 6 и 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной вышеуказанным постановлением.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
На основании изложенного, МОУ Торопецкая СОШ № 1 копию составленного паспорта отходов I-IV класса опасности обязано направить в Управление Росприроднадзора по Тверской области.
Работа с опасными отходами требует от сотрудников хозяйствующего субъекта наличия специальных знаний и навыков. В этой связи нормы статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривают необходимость профессиональной подготовки такого специалиста, которая должна быть подтверждена документом об образовании государственного образца. Правовая норма указывает на факт профессиональной подготовки, что в равной мере может предполагать как получение профессионального образования (высшего или среднего), так и переподготовку или повышение квалификации отдельного специалиста. В настоящее время функции проверки соответствия специалиста установленным требованиям входят в полномочия Росприроднадзора.
Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18 декабря 2002 года № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».
По окончании обучения слушатели проходят итоговую аттестацию, и им выдается документ о профессиональной подготовке для работы с опасными отходами - свидетельство (сертификат). С момента получения указанного документа об образовании такой субъект может быть допущен к выполнению работ с соответствующими категориями отходов.
В судебном заседании установлено, что в МОУ Торопецкая СОШ № 1 отсутствуют лица, прошедшие профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к выводу о том, что ответчик несет ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды и отходах производства и потребления в деятельности МОУ Торопецкая СОШ № 1, следовательно, должен устранить имеющиеся недостатки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
Определяя период, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом процедуры, которую необходимо пройти ответчику для исполнения решения суда, суд полагает необходимым установить срок исполнения суда до 01 апреля 2016 года.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Торопецкого района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1 о возложении обязанности по разработке и утверждению паспорта на отходы I-IV класса опасности, обеспечении профессиональной подготовки лиц, работающих с отходами I-IV класса опасности, удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1 в срок до 01 апреля 2016 года составить и утвердить паспорт на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности (люминесцентные ртутьсодержащие лампы), с направлением копии заверенного паспорта, а также копий документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности в Управление Росприроднадзора по Тверской области.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1 в срок до 01 апреля 2016 года обеспечить профессиональную подготовку лиц, работающих с отходами I- IV класса опасности.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1 государственную пошлину в доход государства в сумме 300 (триста) рублей.
Реквизиты по уплате государственной пошлины:
Получатель платежа - УФК Тверской области (МИФНС №5 по Тверской области)
ИНН/КПП – 6912006931/691201001
Код ОКТМО – 28655101
Номер счета – 40101810600000010005
Наименование банка – Отделение Тверь
КБК 18210803010011000110
БИК - 042809001
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г. Павлова