Дело № 2а-521/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 04 июля 2019 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Железновой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
с участием помощника прокурора Любинского района Омской области Никульшиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Любинского района к администрации Новокиевского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, дорожной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Новокиевского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В обоснование требований, указал, что прокуратурой Любинского района в ходе проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, дорожной деятельности, было установлено, что органами местного самоуправления поселения вопреки требованиям федерального законодательства не обеспечивается выполнение требований безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности по результатам осуществления закупок для муниципальных нужд в сфере содержания и ремонта дорог. Проверка показала, что на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ годах на автомобильных дорогах общего пользования местного значения выполнялись ремонтные работы. В ходе приемки выполненных работ (оказанных услуг) проверка предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ с привлечением экспертов не проводилась. При этом приемка результатов выполненных работ (оказанных услуг) производилась лицами, не имеющими соответствующей компетенции и квалификации, в том числе, для оценки их на предмет соответствия действующим ГОСТ, а также СНиП 3.01.04-87. Прокуратурой района главе администрации поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени действенных мер к реальному устранению нарушений требований федерального законодательства со стороны органов местного самоуправления не принято.
Просил суд возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд по исполненным в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах контрактам и договорам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности путем проведения проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в том числе путем проведения в установленных законом случаях экспертизы в соответствии с положениями п. 3 ст. 15, ст. 41, ч.ч. 3-7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в целях установления соответствия предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в т.ч. по объемам и качеству, требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности, включая требования специальных норм и правил, в т.ч. ГОСТ и СНиП 3.01.04.-87.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Никульшина Е.В. поддержала административное исковое заявление в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Новокиевского сельского поселения участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дел в его отсутствие. Возражений не представил.
Выслушав административного истца, исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 №1786-ОЗ "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области" к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) данным федеральным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся особенностей исполнения контрактов.
В силу положений ст. 6 Федерального закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом на основании п.п. 1, 3 ст. 13 Федерального закона №44-ФЗ в числе целей осуществления закупок определены: достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами; выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 41 Федерального закона №44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Частями 1, 8 ст. 41 Федерального закона №44-ФЗ определено, что заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.
В соответствии с ч.ч. 5-7 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Тем самым, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93, п.1 ч. 4 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ законом не предусматривается обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
В то же время, указанное положение закона не исключает обязанность как заказчиков, так и подрядчиков обеспечивать соблюдение требований законодательств о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности при производстве работ, оказании работ в сфере ремонта и содержания дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения; ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В частности п. 8 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №827, безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в том числе допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения до 01.09.2018 были установлены ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 №22 (далее ГОСТ Р 50597-93).
С 01.09.2018 вступил в силу ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный Стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля". ГОСТ утвержден приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст.
Вопросы приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов регламентированы СНиП 3.01.04-87, утвержденными постановлением Госстроя ССР от 21.04.1987 №84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".
В судебном заседании установлено, в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ год в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения выполнялись ремонтные работы.
Условиями контрактов (договоров) предусматриваются гарантийные обязательства подрядчиков в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств.
В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, а также не оспаривалось административным ответчиком, что органами администрацией Новокиевского сельского поселения вопреки положениям федерального законодательства не обеспечивается выполнение требований безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности по результатам осуществления закупок для муниципальных нужд в сфере содержания и ремонта дорог, поскольку в ходе приемки выполненных работ (оказанных услуг) в данной сфере проверка предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ не проводилась, в том числе с привлечением экспертов.
При этом приемка результатов выполненных работ (оказанных услуг)- производилась лицами, не имеющими соответствующей компетенции и квалификации, в том числе для оценки их на предмет соответствия ГОСТ Р 50597, а также СНиП 3.012.04-87.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором указывалось о необходимости организации работы по надлежащей приемке результатов, предусмотренных контрактом (выполнение работ и оказанных услуг), в том числе при проведении приемки результатов своими силами.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в котором указывалось на нарушения при приемке результатов, предусмотренных контрактами (договорами) в сфере ремонта и содержания дорог общего пользования местного значения поселения.
Однако до настоящего времени администрацией поселения не принято действенных мер по реальному устранению нарушений требований федерального законодательства.
Согласно ст. 12 Федерального закона №44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе являющихся участниками дорожного движения на территории поселения, обеспечением эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения муниципальных нужд, соблюдением предусмотренных федеральным законодательством особенностей исполнения контрактов; интересов муниципального образования, выступающего заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за счет средств местного бюджета, является одной из основ местного самоуправления.
В связи с изложенным суд находит требования исполняющего обязанности прокурора района о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, дорожной деятельности подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Любинского района удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Новокиевского сельского поселения <адрес> устранить нарушения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд по исполненным в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах контрактам и договорам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности путем проведения проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в том числе путем проведения в установленных законом случаях экспертизы в соответствии с положениями п. 3 ст. 15, ст. 41, ч.ч. 3-7 ст. 94 Федерального закона от 05.01.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях установления соответствия предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, а именно, по объемам и качеству, требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности, включая требования специальных норм и правил, ГОСТ и СНиП 3.01.04-87.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Л.В. Железнова